ДООП ЮИД Дорожный патруль

I. Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
С увеличением количества автотранспорта на улицах и дорогах увеличилось и
количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей. В связи с чем,
повышаются требования ко всем участникам движения.
Большинство дорожно-транспортных происшествий совершается по вине
пешеходов. Поэтому большое социальное значение приобретает процесс приобщения
школьников к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения
(ДД).
В основе работы с детьми в свете новых образовательных стандартов второго
поколения лежит поддержание и укрепление здоровья обучающихся, овладение ими
способов безопасного поведения, в том числе и меняющихся условиях дорожной
ситуации.
Дети, попадая в сложную дорожную ситуацию, легко теряют бдительность.
Именно поэтому к числу приоритетных задач образовательного учреждения относится
создание оптимальных условий для профилактики детского дорожно-транспортного
травматизма (ДДТТ).
Необходима большая пропагандистская, организационная и просветительская работа по
формированию культуры поведения в условиях дорожного движения. Умение принимать
правильное решение формируется через педагогику сотрудничества. С этой целью в
школе создан отряд юных инспекторов движения.
Актуальность программы.
В последнее время планета Земля переживает автомобильный бум. Транспортный парк
растёт, вместе с ним пополняется и список жертв дорожных трагедий. Одна из основных
проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны – безопасность дорожного
движения. По статистике ГИБДД половина пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях детей – учащиеся от 7 до 14 лет. Анализ состояния детского дорожнотранспортного травматизма показывает, что дети не обладают крайне необходимыми для
современных условий жизни навыками безопасного поведения в транспортной среде, не
умеют оценивать и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения
Правил дорожного движения. Слишком много непредвиденных ситуаций ждёт детей на
дороге, и надо, чтобы ребёнок в них хорошо ориентировался. Причем, несчастные случаи
все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах,
рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. Избежать дорожных опасностей можно
лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста.
Педагогическая целесообразность
В программе делается акцент на формирование грамотного участника и
убежденного
пропагандиста
правил
дорожного
движения.
Игровые,
здоровьесберегающие, ситуативные технологии, коллективного творческого дела,
взаимообучения, применяемые в ходе реализации программы, дают возможность
учащимся включиться в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных
на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором
складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В основе программы лежат педагогические принципы:
Принцип ценности человека и его жизни. Человек пришел в этот мир и жизнь ему
дается один раз и никто не в праве на нее покушаться, подвергать опасностям, создавать
угрозы 5 безопасности жизнедеятельности. Учись заботиться о своей собственной
безопасности и безопасности окружающих тебя людей.
Принцип ответственности. От твоего ответственного поведения, от
внимательности на улице зависит жизнь не только твоя, но и других людей.
Принцип свободы выбора. Для реализации этого принципа очень важны условия
для свободы выбора видов деятельности. Мы свободны в выборе своего поведения на
2

улице, но эта свобода должна быть ограничена пониманием своей ответственности за
последствия. Включившись в программу, у каждого есть возможность самому определять
свое участие в конкурсах, в различных видах деятельности в отряде. Сделать свой выбор
помогут на занятиях, групповых консультациях ребята и педагоги.
Принцип полезности. Главная сущность человека - созидание. Приносить пользу суть человека. Этому надо учиться. Если твои знания, навыки, озабоченность помогут
кому-нибудь, предостерегут от необдуманных поступков, будут способствовать
предотвращению дорожных происшествий, не жалей сил и личного времени делать
добрые дела.
Принцип сотрудничества. Сотрудничество - это стиль жизни. Сотрудничать надо с
классным
руководителем,
учителями,
родителями,
шефами,
спонсорами,
заинтересованными организациями, другими коллективами и, конечно, друг с другом.
Чем больше друзей, единомышленников, тем легче добиваться положительного
результата.
Принцип «от интереса к осознанию необходимости». Запоминают то, что
интересно. Даже в самых скучных нормативно-декларируемых правилах поведения на
улице есть моменты (исторические, юмористические, забавные истории, оригинальные
названия), которые могут их сделать запоминающимися. От интереса легче сделать
переход к пониманию необходимости и обязательности соблюдения норм поведения,
влияющих на безопасность жизнедеятельности.
Настоящая программа предназначена для проведения занятий с детьми в возрасте с
8 до 13 лет и предусматривает получение обучающимися необходимых знаний по:
правилам дорожного движения; оказанию первой медицинской помощи при получении
травм; государственному страхованию имущества, транспортных средств и жизни
граждан; совершенствованию физических качеств и строевой выучки; основам правовых
знаний.
Наличие специально оборудованного класса позволяет при обучении детей
использовать передовые инновационные технологии с применением компьютерных, теле-,
видео- и аудио-программ, магнитной доски и другой учебно-материальной базы. Всё это в
комплексе с практическими занятиями создаёт благоприятные условия для полного
усвоения программного материала и получения глубоких и прочных знаний
обучающимися по Правилам дорожного движения и привития практических навыков
безопасного участия в дорожном движении.
В зависимости от темы занятия могут проводиться как в кабинете, так и в
дорожном городке школы, актовом зале, на улице. Привлекаются в помощь работники
ГИБДД, актив родителей, врачи. Тематика занятий может меняться. Часть занятий
отводится на подготовку и выступление агитбригад, театрализованных представлений,
викторин, участия в конкурсах, проектах и соревнованиях.
Программа определяет создание условий для познавательной, художественной,
театрально-игровой,
пропагандистской,
организаторской
и
исследовательской
деятельности. Программа направлена на формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни обучающихся. В результате изучения данной программы
формируются знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения,
обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья как
одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и
эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального и среднего общего образования.
При разработке программы предусмотрены следующие направления деятельности:
1.
Образовательное. Приобретение знаний по правилам дорожного движения и
поведения на улице, оказанию первой медицинской помощи при травмах, основам
страхования, правам и обязанностям граждан, основам и правилам стрельбы.
3

2.
Развивающее. Пополнение знаний на культурном, интеллектуальном и
физическом уровне, обеспечивающее адекватное поведение в различных опасных
ситуациях.
3.
Воспитательное. Правовое воспитание, воспитание культуры поведения в
целом и на улице, чувства взаимовыручки и взаимопомощи, доброты, сострадание и
чуткости, ответственного отношения к безопасности личности.
4.
Практическое. Проверка полученных знаний, умений и навыков при участии в
соревнованиях, конкурсах, смотрах, викторинах и т.д. Общая физическая, строевая
подготовка, приобретение навыков безопасного вождения велосипеда. Выступления на
школьных и внешкольных мероприятиях, пропаганда работы отряда ЮИД, ПДД и
культуры поведения на дорогах, в т.ч. и через средства массовой информации.
Основной целью реализации данной программы является: изучение и пропаганда
правил дорожного движения (ПДД), воспитание социальной ответственности,
уверенности и активной жизненной позиции в вопросах профилактики дорожнотранспортного травматизма.
Задачи:
образовательные:
формирование у обучающихся потребности в изучении правил дорожного
движения и осознанного к ним отношения;
повышение уровня знаний обучающихся по ПДД РФ, разделов ПДД,
касающихся пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
способствование выработке навыков по оказанию первой доврачебной
помощи;
способствование приобретению навыков социально значимой деятельности
(волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма;
обучение умениям и навыкам вождения велосипеда;
воспитательные:
воспитание ответственного образцового участника дорожного движения,
активного агитатора безопасности дорожного движения
воспитание дисциплины и ответственности за свое поведение на дороге;
воспитание культуры поведения в транспорте и дорожного этикета;
формирование сознательности и ответственного отношения к собственной
жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
развивающие:
развитие умения ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
развитие
быстроты
реакции,
внимательности,
наблюдательности,
зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания,
находчивости, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах;
развивите творческой досугово – социальной деятельности для
самопознания, саморазвития, самоутверждения детей.
Направленность – социально – гуманитарная.
Уровень сложности программы: стартовый.
Форма обучения: очная.
Отличительные особенности
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного
образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.
Условия реализации программы
Программа реализуется в рамках кружка «Юные инспектора движения». Группы
формируются по возрастному принципу. В одну группу рекомендуется записывать
обучающихся с разницей в возрасте не более 1-2 года. Это повышает эффективность
4

процесса обучения. Набор детей в учебные группы осуществляется без ограничений, но с
учётом наполняемости групп: 15 человек в группе.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы - 1 год (144 часа.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа
продолжительностью по 40 минут с обязательным перерывом 10 минут
Формы реализации программы.
Форма обучения: очная, групповая.
Формы проведения занятий: программа предполагает групповые занятия, а также
проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание
пропаганде знаний правил дорожного движения и профилактике детского дорожно транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и
подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения
занятий:
тематические занятия;
игровые тренинги;
разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
экскурсии;
конкурсы, соревнования, викторины;
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного
движения;
выпуск стенгазет;
разработка проектов по правилам дорожного движения;
встреча с работниками ГИБДД;
просмотр видеофильмов.
Формой представления достигнутых результатов являются:
 Проведение конкурсов: «Лучший знаток ПДД», «Лучший доктор Айболит», «Лучший
агент соцстраха», «Лучший юрист», «Меткий стрелок», «Статен и строен – уважения
достоин», «Я – чемпион» (троеборье).
 Соревнование по фигурному вождению велосипеда «Безопасное колесо».
 Участие в районных, городских и областных олимпиадах по ПДД.
 Выставка детских рисунков «Я участник дорожного движения».
В качестве средств текущего контроля могут использоваться тесты по ПДД. Текущий
контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени,
предусмотренного на учебный курс.

1.2.

Планируемые результаты

Личностные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- основные направления, формы и методы работы отряда ЮИД;
- ценность умений и навыков выполнения правил дорожного движения на дорогах
для безопасности жизни и здоровья;
- значение актёрского мастерства как метода пропаганды за соблюдение ПДД;
- социальную ответственность, иметь уверенность и активную жизненную позицию
в вопросах профилактики дорожно-транспортного травматизма;
- способы анализа и прогноза экстремальных дорожных ситуаций на дорогах.
уметь:
- самостоятельно определять правильный способ поведения в меняющейся
дорожной ситуации;
- активно пропагандировать соблюдение правил ДД всеми участниками движения;
- оказывать при необходимости первую медицинскую помощь;
5

- владеть актёрским мастерством: читать стихи, петь, исполнять различные роли на
сцене;
- проводить игры различного характера, беседы;
-изготавливать материалы и оборудование для внеклассных мероприятий по
профилактике ДДТТ: газеты, плакаты, листовки, карточки, чертежи безопасных
маршрутов, рисунки и т.д.
- патрулировать на дорогах микрорайона школы с целью наблюдения и контроля за
соблюдением учащимися ОУ ПДД;
- владеть навыками езды на велосипеде.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- значение и функции уголка безопасности движения, класса «Светофор», стендов
по ПДД в школе;
специальную дорожную терминологию;
формулировки правил дорожного движения пешеходов, пассажиров,
велосипедистов;
- виды перекрёстков, регулирования, переходов, дорожных знаков, транспорта,
типичных дорожных ситуаций;
- причины и факторы возникновения ДТП;
- закономерности возникновения и степень опасности типичных дорожных
ситуаций-«ловушек», опасных действий для пешеходов;
- значение и порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях.
- основные направления и специфику работы отделов ГИБДД.
уметь:
- классифицировать дорожные знаки, действия пешеходов (по степени сложности);
- описывать процесс движения, дорожного происшествия, наиболее опасные для
пешеходов участки дороги;
- давать определение правил дорожного движения, специальных дорожных
терминов.
- наблюдать за дорожным движением, примечая при этом наиболее опасные для
пешехода места и участки на улицах и дорогах.
Метапредметные результаты:
реализовывать в пропагандистской деятельности по профилактике ДДТТ
свои творческие способности: составлять сценарии выступлений агитбригад,
театрализованных представлений, отдельных номеров по ПДД, сочинять рассказы, стихи,
выполнять рисунки по тематике ПДД;
причины и факторы возникновения ДТП;
описывать процесс движения, дорожного происшествия, наиболее опасные
для пешеходов участки дороги.
-

1.3.

Система оценки достижения планируемых результатов

Результат освоения программы определяется соблюдением обучающимися правил
дорожного движения, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях, работой над
творческими заданиями, активностью в пропаганде безопасного поведения на улице среди
сверстников, результатами учебного тестирования.

1.4.

Формы контроля/аттестации

При реализации программы проводится входной, текущий, промежуточный
и итоговый контроль за усвоением пройденного материала обучающимися.
6

Входной контроль проводится при зачислении ребёнка на обучение по программе
с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей
образовательной области для установления уровня сложности освоения программы.
Входной контроль проводится в форме собеседования, или анкетирования, или
мониторинга.
Текущий контроль проводится на каждом занятии с целью выявления
правильности применения теоретических знаний на практике. Текущий контроль может
быть реализован посредством следующих форм:
наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, творческие работы, проблемные
(ситуативные) задачи, практические работы и т. д. Комплексное применение различных
форм позволяет своевременно оценить, насколько освоен обучающимися изучаемый
материал,
и при
необходимости скорректировать дальнейшую реализацию
программы.
Промежуточный контроль
проводится в рамках процедуры промежуточной
аттестации. Процедура промежуточной аттестации организуется в середине учебного
года (декабрь) в форме творческой работы.
Итоговый контроль проводится в рамках процедуры итоговой аттестации. Процедура
итоговой аттестации организуется в форме презентации творческого проекта.
Формы подведения итогов реализации программы
- выставки
- праздники
- театрализованные представления
- соревнования
- конкурсы
- агитбригады
Формы проведения аттестации:
- тестирование,
- составление карты безопасного маршрута,
- практическая работа,
- беседа,
- конкурс,
- выступление агитбригады,
- открытый классный час по ПДД.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
грамота, готовая работа, журнал посещаемости, материал тестирования, видеозапись,
аудиозапись, протокол соревнований, конкурсов, фото, отзыв детей и родителей.

II. Содержательный раздел
2.1. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юные инспектора движения»
Вводная часть – 4ч
Теория. Актуальность изучения и соблюдения ПДД, правила оказания доврачебной
помощи пострадавшим при ДТП, цели и задачи. Содержания учебно-тематического плана,
порядок изучения программы. Меры безопасности на занятиях.
Практика. День безопасности в автогородке.
Правила дорожного движения – 54ч
7

Теория. Основные понятия: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеход,
водитель, пассажир, двустороннее движение, дорожная разметка, разновидность
транспортных средств, тормозной и остановочный путь, предупредительные сигналы
транспортных средств, скорость движения, виды пешеходных переходов, светофор, виды
светофорных объектов, перекрёстки, виды перекрёстков, проезда перекрёстков, группы
дорожных знаков, значение сигналов регулировщика и светофора, правила перехода
проезжей части дороги, правила пользования общественным транспортом, причины ДТП,
определение опасных и безопасных участков дороги, ответственность за нарушение ПДД,
дорожные «ловушки», развития автомототранспорта, ГИБДД и ДПС. Практические
занятия по отработке правил перехода проезжей части дороги, выполнения требований
дорожной разметки, подчинения сигналам регулирования, правил езды на велосипеде,
самокате, различение и подчинение требованиям дорожных знаков.
Практика. Решение задач по правилам дорожного движения. Моделирование
дорожных ситуаций. Составление рекомендаций по правилам безопасного поведения для
детей младшего школьного возраста.
Первая помощь при травмах – 30ч
Теория. Основные понятия: первая медицинская помощь, травма, виды
кровотечений, правила наложения повязок, виды повязок, транспортировка
пострадавшего, автомобильная аптечка, медикаменты и их назначение.
Практика. Отработка навыков по транспортировке пострадавших: в сидячем
положении, лежа; с одним, двумя сопровождающими на «руках», «на спине», «на плече»,
способом друг за друга, «сиденье» из трех рук; с помощью одеяла, носилок. Отработка
навыков наложения различных повязок. Просмотр учебного фильма «Шок. Обморок».
Оказание первой доврачебной медицинской помощи при шоке, обмороке. Проведение
искусственного дыхания и непрямого массажа сердца «рот в рот», «рот-устройство-рот»,
«изо рта в нос». Просмотр учебного фильма «Удушье, остановка сердца, потеря
сознания». Решение тестовых заданий.
Государственное страхование – 6ч
Теория. Основные понятия: страховой случай, страховые компании, страхователь,
страховщик, суммы страхования, способы уплаты страховых взносов, документы
наступившего страхового события.
Практика. Решение задач по правилам дорожного движения. Моделирование
дорожных ситуаций.
Основы правовых знаний – 6ч
Теория. Уголовная и административная ответственность граждан за нарушение
ПДД. Изучение статей 166, 167, 168, 264, 267 и 268 Уголовного кодекса РФ,
соответствующих статей Кодекса об административных правонарушениях РФ. Уголовная
(глава 14 УК РФ) и административная ответственность несовершеннолетних.
Практика. Решение задач по правилам дорожного движения. Моделирование
дорожных ситуаций.
Юные велосипедисты – 20ч
Теория.Основные понятия: велосипед как вид транспортного средства, устройство
велосипеда, общие требования к водителям велосипеда, сигналы подаваемые водителем
велосипеда. Практические занятия по вождению велосипеда.
Практика: Решение экзаменационных задач для велосипедистов в компьютерном
классе. Отработка навыков безопасной езды на велосипеде. Фигурное вождение
велосипеда на автоплощадке, в автогородке.
Пропагандистская деятельность – 14ч
Теория. Основные понятия: пропагандистская деятельность, правила сценической
речи, устная пропаганда, жанр плаката, листовка, виды пропаганды. Организация работы
по пропаганде ПДД в школе, микрорайоне, подшефном детском саду.
Практика. Разработка и выпуск листовок и памяток для пешеходов и водителей
8

«Правила дорожного движения для пешеходов», Выступление агитбригады по ПДД.
. Организаторская деятельность – 6ч
Теория. Основные понятия: организаторская деятельность, спортивные
соревнования, интеллектуальные соревнования, вопросы для викторин.
Практика: Конкурс рисунков «Дети – дорога – жизнь». Проведение блиц-опросов.
Проведение «минуток безопасности» для младших школьников, дошкольников.
Оформление информационных уголков, стендов. Участие в акциях «Безопасный переход
«Зебра», «Внимание! Знак «Дети!», «Будь рядом в трудную минуту», «Безопасные
каникулы».
Проектная деятельность – 4ч
Проектная деятельность подразумевает коллективные проекты по правилам
дорожного движения, видам светофоров и подготовку презентаций проектов.

2.2. Тематическое планирование с указанием количества часов на
изучение каждой темы
№
п/п

1

2

3

4

5

Срок
и
пров
еден
ия

Форм
а
занят
ия

1
неде
ля
сентя
бря
1
неде
ля
сентя
бря

Бесед
а

2
неде
ля
сентя
бря
2
неде
ля
сентя
бря
3
неде
ля
сентя

Презе
нтаци
я,
сюже
тно –
ролев
ая
игра

Тема

Количество часов
Всего

Вводная часть. (4 ч)
Вводное занятие.
2
Инструктаж по технике
безопасности на занятиях
кружка
Знакомство с историей
движения отрядов ЮИД.
Положение отряда ЮИД.
Определение состава и
структуры отряда.
Символика отряда.

2

Форма
контроля

Теор Пра
ия ктик
а
1

1

Беседа.

1

1

Наблюден
ие

Правила дорожного движения ( 54 ч)
Презе История автомототранспорта
2
1
нтаци и безопасности движения.
я

1

Беседа

Бесед
а

Азбука дороги. Понятие
«дорога». Экскурс в историю
– история дорог.

2

1

1

Опрос

Презе
нтаци
я,
сюже

Знакомство с основными
понятиями, терминами ПДД:
водитель, пешеходный
переход, проезжая часть,

2

1

1

Просмотр
, беседа

9

бря

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

3
неде
ля
сентя
бря
4
неде
ля
сентя
бря
4
неде
ля
сентя
бря
1
неде
ля
октяб
ря
1
неде
ля
октяб
ря
2
неде
ля
октяб
ря
2
неде
ля
октяб
ря

тно –
ролев
ая
игра
Бесед
а

участник дорожного
движения.
2

1

1

Опрос

Презе Обязанности водителя,
нтаци пешехода, пассажира.
я

2

1

1

Тест

Сюже
тно –
ролев
ая
игра
Презе
нтаци
я,
бесед
а
Презе
нтаци
я

Правила перехода проезжей
части дороги, правила
пользования общественным
транспортом.

2

2

Тест

Изучение правил дорожного
движения для водителей

2

Двустороннее движение,
дорожная разметка,
разновидность транспортных
средств.

2

1

1

Наблюден
ие

Виде
о
урок

Тормозной и остановочный
путь, предупредительные
сигналы транспортных
средств, скорость движения.

2

1

1

Беседа

Презе
нтаци
я,
сюже
тноролев
а игра
Практ
и
кум

Виды перекрёстков.
Способы проезда
перекрёстков

2

1

1

Анализ

Практическое занятия по
отработке правил перехода
проезжей части дороги.

2

-

2

Наблюден
ие

Рейд отряда ЮИД в
микрорайоне школы

2

-

2

Фотоотче
т

3
неде
ля
октяб
ря
3
Рейд
неде
ля
октяб
ря
4
Практ

Права, обязанности и
ответственность участников
дорожного движения.

Практические

занятия

по

2

1

-

1

2

Опрос

Тест
10

неде
ля
октяб
ря
4
неде
ля
октяб
ря
5
неде
ля
октяб
ря
5нед
еля
октяб
ря
1
неде
ля
нояб
ря
1
неде
ля
нояб
ря
2нед
еля
нояб
ря

отработке
подчинения
сигналам
регулирования,
правил езды на велосипеде,
самокате.
Практ Практические занятия по
и
отработке правил различения
кум и подчинения требованиям
дорожных знаков.

22

2
неде
ля
нояб
ря

23

3
неде
ля
нояб
ря

24

3

16

17

18

19

20

21

и
кум

2

-

2

Тест

Сюже Изучение правил дорожного
тно –
движения для водителей.
ролев
Разгон, торможение, занос.
ая
игра
Презе Дорожно-транспортные
нтаци происшествия, их причины и
я
последствия.

2

1

1

Наблюден
ие

2

1

1

Беседа

Сюже
Определение опасных и
тно – безопасных участков дороги.
ролев
Дорожные «ловушки».
ая
игра
Презе Столкновение. Наезд.
нтаци
я

2

-

2

Наблюден
ие

2

1

1

Анализ
действий.

Презе Предупреждение и
нтаци профилактика
я
дорожно-транспортных
происшествий.

2

1

1

Опрос

Презе Средства безопасности:
нтаци Ремни безопасности,
я
преднатяжители,
подголовники, подушки
безопасности. Расположение,
состав, скорость движения
подушек безопасности.
Детские удерживающие
устройства.
Систе Составление сигнальной
матиз (технологической) карты
ация «Виды дорожнои
транспортных
обоб происшествий.
щени
е
знани
й.
Комб Отработка алгоритма

2

1

1

Беседа

2

-

2

Тест

2

-

2

Наблюден
11

неде
ля
нояб
ря
25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

иниро действий при дорожнованно транспортном происшествии.
е
занят
ие
Прос Просмотр видеофильмов.
мотр
видео
филь
ма
Акция «Безопасный переход
«Зебра»,

4
неде
ля
нояб
ря
4
неде
ля
нояб
ря
1
Экску
неде рсия
ля
декаб
ря
1
Сюже
неде
тноля
ролев
декаб
ая
ря
игра
2
КТД
неде
ля
декаб
ря

2
Презе
неде нтаци
ля
я,
декаб бесед
ря
а
3
Прос
неде мотр
ля
видео
декаб филь
ря
ма
3
Презе
неде нтаци
ля
я
декаб
ря
4
Комб
неде иниро
ля
ванн
декаб
ый
ря
урок
4
Лекц

ие

2

-

2

2

-

2

Посещение площадки
контроля за техническим
состоянием транспорта.

2

-

2

Наблюден
ие

Значение сигналов
регулировщика и светофора

2

-

2

Наблюден
ие

Выступление агитбригады
«Памяти жертв ДТП»

2

-

2

Фотоотче
т

Первая помощь при травмах (30 ч)
Ожоги. ПМП при ожогах
2
1
1,2,3, 4 степеней. Обработка
поражённых участков тела.

Беседа

1

Наблюден
ие

Просмотр учебного фильма
«Ожоги».

2

1

1

Беседа

Обморожения. Признаки и
симптомы. Степени
обморожения.

2

1

1

Опрос

Оказание первой
доврачебной помощи при
обморожениях.

2

1

1

Практику
м

Виды кровотечений.

2

1

1

Беседа
12

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

неде
ля
декаб
ря
3
неде
ля
январ
я
3
неде
ля
январ
я
4
неде
ля
январ
я
4
неде
ля
январ
я
5
неде
ля
январ
я
5
неде
ля
январ
я
1
неде
ля
февр
аля
1
неде
ля
февр
аля
2
неде
ля
февр
аля
2
неде
ля

ия

Прос
мотр
видео
филь
ма
Делов
ая
игра

Просмотр учебного фильма
«Раны. Кровотечения».

2

1

1

Наблюден
ие

Транспортировка
пострадавших.

2

1

1

Наблюден
ие

Комб
иниро
ванн
ый
урок
Прос
мотр
видео
филь
ма
Лекц
ия

Переломы. Понятие
перелома

2

1

1

Опрос

Просмотр учебного фильма
«Переломы».

2

1

1

Опрос

Вывих конечности, бедра,
костей верхних конечностей,
нижней челюсти.

2

1

1

Беседа

Делов
ая
игра

Автомобильная аптечка,
медикаменты и их
назначение. Игра «Собери
аптечку».

2

1

1

Наблюден
ие

Комб
иниро
ванн
ый
урок
КТД

Подготовка к участию в
районном конкурсе.

2

-

2

Наблюден
ие

Подготовка к участию в
районном конкурсе.

2

-

2

Наблюден
ие

КТД

Подготовка атрибутики.

2

-

2

Наблюден
ие

КТД

Участие в районных
конкурсах.

2

-

2

Фотоотче
т
13

февр
аля
45

46

47

48

49

50

3
неде
ля
февр
аля
3
неде
ля
февр
аля
4
неде
ля
февр
аля
4
неде
ля
февр
аля
1
неде
ля
март
а
1
неде
ля
март
а

Лекц
ия

Государственное страхование (6 ч)
Страховой случай,
2
1
страховые компании,
страхователь,
страховщик,суммы
страхования.
Способы уплаты страховых
2
1
взносов,
документы
наступившего
страхового
события.

Лекц
ия,
делов
ая
игра
Интел Викторина
лекту
альна
я игра
Лекц
ия

2

Основы правовых знаний (6 ч)
Уголовная и
2
административная
ответственность граждан за
нарушение ПДД.

1

Беседа

1

Наблюден
ие

-

2

Зачет

1

1

Тест

Лекц
ия

Уголовная
административная
ответственность
несовершеннолетних.

и

2

1

1

Тест

КТД

Акция «Внимание!
«Дети!»

Знак

2

-

2

Фотоотче
т

Юные велосипедисты (20 ч)
51

52

53

54

2
неде
ля
март
а
2
неде
ля
март
а
3
неде
ля
март
а
3

Прос
мотр
видео
филь
ма
Делов
ая
игра

Устройство велосипеда.
Основные узлы; значение
каждой детали
оборудования.

2

1

1

Беседа

Устройство велосипеда.
Действие руля и тормозов.

2

1

1

Наблюден
ие

Делов
ая
игра

Уход за велосипедом:
очистка, плавность хода,
контролирование шин.

2

1

1

Наблюден
ие

Практ

Частичная разборка

2

1

1

Наблюден
14

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

неде
ля
март
а
4
неде
ля
март
а
4
неде
ля
март
а
1
неде
ля
апре
ля
1
неде
ля
апре
ля
2
неде
ля
апре
ля
2
неде
ля
апре
ля

ическ
ая
работ
а
Практ
ическ
ая
работ
а
Практ
ическ
ая
работ
а
Практ
ическ
ая
работ
а
Практ
ическ
ая
работ
а
Практ
ическ
ая
работ
а
Сорев
нован
ие

3
неде
ля
апре
ля
3
неде
ля
апре
ля
4
неде
ля
апре
ля
4
неде

Бесед
а

велосипеда.

ие

Фигурное вождение
велосипеда.

2

-

2

Наблюден
ие

Слалом с одинаково
расставленными кеглями,
слалом между воротами,
«змейка» (шайбами).

2

-

2

Наблюден
ие

Слалом с одинаково
расставленными кеглями,
остановка на контрольной
линии.

2

-

2

Наблюден
ие

Тренировочная езда на
велосипеде. Упражнения на
сохранение равновесия.

2

-

2

Наблюден
ие

Контрольный зачет по
фигурному вождению.

2

-

2

Зачет

Соревнования «Юный
велосипедист»

2

-

2

Зачет

1

Опрос

Пропагандистская деятельность (14 ч)
Пропагандистская
2
1
деятельность, правила
сценической речи, устная
пропаганда

Бесед
а

Пропагандистская
деятельность. Виды
пропаганды.

2

1

1

Опрос

КТД

Подготовка атрибутики для
выступлений.

2

-

2

Наблюден
ие

КТД

Изготовление и выпуск
листовок и памяток для

2

-

2

Наблюден
ие
15

65

66

ля
апре
ля
1
неде
ля
мая
1
неде
ля
мая

пешеходов
КТД

Изготовление и выпуск
листовок и памяток для
водителей.

2

-

2

Наблюден
ие

КТД

Агитбригада «Вести
дорожного патруля»

2

-

2

Фотоотче
т

Проведение
«минуток
безопасности»
в школе,
микрорайоне, детском саду.

2

-

2

Фотоотче
т

1

Наблюден
ие

67

2
неде
ля
мая

КТД

68

2
неде
ля
мая

КТД

69

3
неде
ля
мая

КТД

Спортивные соревнования
«Дорожные знаки»

2

1

1

Зачет

70

3
неде
ля
мая

КТД

Викторина по правилам
дорожного движения.

2

-

2

Зачет

71

4
неде
ля
мая

Прое
ктная
деяте
льнос
ть

-

2

Защита
проекта

72

4
неде
ля
мая

Закл
ючит
ельно
е
занят
ие

Зачет

8. Организаторская деятельность (6 ч)
Проведение «минуток
2
1
безопасности» в подшефном
детском саду.

Проектная деятельность (4 ч)
Проект «Безопасные
2
каникулы»..

Квест-игра «Уважай закон
дорог!»

2

-

2

Итого

144ч

39ч

105ч

III. Организационный раздел
16

3.1. Учебный план
Учебный план МБОУ СОШ № 27 реализующей дополнительную
общеразвивающую общеобразовательную программу «Юные инспектора движения»
определяет учебное время, отводимое на изучение по годам обучения, отражает
содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей
современного образования.
Нормативно-правовую основу составляют следующие документы:
– Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
– Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция развития дополнительного образования детей);
– Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11) (далее
Федеральный приоритетный проект);
–
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461
ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей
Свердловской области»;
–Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»;
–Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
–Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций;
–«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области»;
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 27 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга (утв.
распоряжение Управления образования Администрации города Екатеринбурга от
29.12.2015 года № 2763/46/36).
Реализуемые дополнительные образовательные услуги способствуют достижению
целей уставной деятельности образовательного учреждения.
Целью деятельности МБОУ СОШ №27 является формирование общей культуры
личности обучающихся на основе образовательных стандартов, создание основы
последующего освоения профессиональных образовательных программ, развития
интеллектуальных возможностей обучающихся, воспитание деловой, социальноадаптированной, творческой личности гражданина Российской Федерации.
Содержание образования в МБОУ СОШ № 27 направлено на воспитание и
развитие ключевых компетенций – целостной системы универсальных знаний, умений и
навыков, самостоятельности, личной ответственности учащегося за свою судьбу:
˗
личностное творчество ученика по отношению к фундаментальным
объектам окружающего мира, распределенным в соответствии с образовательными
областями;
˗
самоосознание личного опыта, знаний и эмоционально-ценностных
отношений
17

˗
ученика, обнаружившихся в процессе познания фундаментальных объектов
и общекультурных знаний о них;
˗
деятельность ученика в отношении к фундаментальным достижениям
человечества, связанным с изучаемыми объектами (отношение ученика к
общекультурным знаниям и социальному опыту).
Задачи:
предоставить обучающимся возможность выбирать и осваивать интересное и
важное для каждого из них содержание различных учебных предметов; обеспечить
гуманизацию и коммуникативную направленность процесса обучения.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам направлена на:
˗
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
˗
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также на
занятиях физической культурой и спортом;
˗
укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни;
˗
обеспечение
духовно-нравственного,патриотического,
трудового
воспитания обучающихся;
˗
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
˗
профессиональную ориентацию обучающихся;
˗
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
˗
создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в
области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной
подготовки;
˗ социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
˗ формирование общей культуры обучающихся;
˗
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных
стандартов.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны
ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив,
то есть в зону актуального развития.
В учебный план МБОУ СОШ № 27 входит дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Юные инспектора движения».
Изучение программы ведется из расчета 4 часа в неделю. Продолжительность
учебного года составляет 36 недель. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических
часа продолжительностью по 40 минут с обязательным перерывом 10 минут. Количество
учебных занятий за 1 год составляет 144 часа.
Учебный план
(годовая сетка часов)
№

курс

Количество часов
18

1

«Юные инспектора движения»

144

Итого

144ч

3.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с
учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2).
Образовательная деятельность ведется во время учебного года.
Учебный год начинается 1 сентября, заканчивается 31 мая.
Продолжительность учебных периодов:
1 полугодие - с 01.09.2021 по 30.12.2021 г.
2 полугодие - с 11.01.2022 по 31.05.2022 г.
Сроки и продолжительность каникул.
Продолжительность каникул в течение 2021-2022 учебного года составляет 11
календарных дней – с 31.12.2021 по 10.01.2022.

3.3. Система условий реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
3.3.1. Описание кадровых условий
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 27 укомплектована кадрами, имеющими необходимую
квалификацию для решения задач, определенных данной дополнительной
общеразвивающей программой, способными к инновационной профессиональной
деятельности.
Требования к кадровым условиям включают:
˗
укомплектованность образовательной организации педагогическими,
руководящими и иными работниками;
˗
уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной
организации;
˗
непрерывность профессионального развития педагогических работников
образовательной организации, реализующей образовательную программу основного
общего образования.
МБОУ СОШ № 27 полностью укомплектована кадрами для реализации
настоящей программы, имеющими необходимую квалификацию для решения задач,
способными
к
инновационной
профессиональной
деятельности,
уровень
квалификации работников в основном соответствует условиям реализации программы.
Согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых», данную программу реализует педагог дополнительного образования с
уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2
Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнем квалификации 6.
19

3.3.2. Материально – технические условия
Образовательная деятельность осуществляется на основе учебного плана,
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные инспектора
движения» и регламентируется расписанием занятий.
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации дополнительной общеобразовательной программы «Юные
инспектора движения» оборудованы
˗
кабинет по безопасности дорожного движения;
˗
учебная площадка по безопасности дорожного движения
˗
велосипеды
˗
самокаты
˗
наколенники
˗
шлемы
˗
Жезл регулировщика.
˗
Парадная форма отряда ЮИД (жилеты, береты, галстуки).
˗
Спортивная форма отряда ЮИД (футболки, бейсболки).
Техническое оснащение:
˗
компьютер
˗
проектор
˗
ноутбук
˗
ксерокс
˗
принтер
˗
тематические стенды.
Информационное обеспечение: • обзор аналитической информации; • оформление
информационных стендов; • банк данных (разработки уроков, беседы для обучающихся,
лекции и беседы для родителей, разработки внеклассных мероприятий).

3.3.3. Информационно – методические условия
Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается открытая
педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных
образовательных ресурсов,современныхинформационно-телекоммуникационных средств
и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально
активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в
решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентность), наличие служб
поддержки применения ИКТ.
Основными элементами ИОС являются:
˗
информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
˗
информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических
носителях;
˗
информационно-образовательные ресурсы сети Интернет;
˗
вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
˗
прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование
и финансово-хозяйственнуюдеятельность образовательной организации (бухгалтерский
учёт, делопроизводство, кадры и т. д.).
20

Методическое обеспечение

Организация образовательной деятельности строится с использованием технологий
как игровых, так и систем развивающего обучения с направленностью на развитие
творческих качеств личности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит
практически на каждом занятии.
Методы, используемые при реализации программы: в обучении
˗
• практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом
транспортных средств, изготовление макетов, практическая работа в музеях,
библиотеках); • наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением
транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
˗
• словесный (как ведущий -инструктаж, беседы, разъяснения);
˗
• работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана);
видеометод (просмотр, обучение). в воспитании (по Г. И. Щукиной)
˗
• методы формирования сознания личности, направленные на
формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
˗
• методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
˗
• методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования,
поощрения).
При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
допускается
отсутствие
учебных
занятий,
проводимых
путём
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися в
аудитории. В этом случае применяется электронное обучение, дистанционные
образовательные технологии, обеспечивающие для обучающихся независимо от их места
нахождения достижение результатов обучения путём организации образовательной
деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой
предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет».
Школа обеспечивает возможность демонстрации обучающимися индивидуальных
достижений в освоении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ, в том числе в формате видеозаписей выступлений, направления творческих
работ в электронном формате, участия в соревнованиях в дистанционном режиме; ведёт
учет посещения обучающимися занятий и дистанционных активностей в объединениях
дополнительного образования.
Методические средства:
˗
Правила дорожного движения Российской Федерации. - М: Учебная
литература, 2020
˗
Программа обучения безопасному поведению на дороге «Азбука поведения
на дороге». Рабочая тетрадь.- М: Центр Пропаганды, 2011.
˗
Правила дорожного движения для начальной школы. Л.М. Гончарова
Ростов-на-Дону: Феникс-2019.
˗
Демонстрационные таблицы по ПДД.
˗
Набор листовок «Простые правила безопасности на дороге для детей».
˗
Набор листовок «Простые правила безопасности на дороге для родителей».
˗
Дидактические карточки «Дорожные знаки».
˗
Дидактические карточки «Правила дорожного движения».
˗
Дидактические карточки «Транспорт».
˗
Настольная игра «Азбука пешехода».
21

˗
Настольная игра «Дорожное полотно».
˗
Набор дорожных знаков со стойками для настольных игр по ПДД.
˗
Набор моделей машин для настольных игр по ПДД.
˗
Пазлы «Транспорт».
˗
Видеофильмы по ПДД и основам оказания первой медицинской помощи.
˗
Компьютерные программы по правилам ДД.
˗
Карточки с заданиями и билеты по ПДД, основам первой медицинской
помощи, основам страхования.
Дидактические средства:
˗
дорожные знаки (игровой материал - собери дорожный знак, какой знак
лишний в логической цепочке, распределить по сериям, кубики с изображением
дорожных знаков;
˗
плакаты «формы перекрестков», «жесты регулировщиков», «сигналы
светофора»; фотоматериал «улицы нашего города»,
˗
видеоматериалы «Ситуации на дорогах», «Зеленый огонек».
Работа с обучающимися основывается на различных видах деятельности:
˗
создание уголка безопасности дорожного движения;
˗
изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
˗
встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
˗
встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских
знаний и применения знаний на практике;
˗
проведение практических занятий по вождению велосипеда;
˗
участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной
безопасности;
˗
проведение игр, конкурсов, соревнований в школе.
Содержание программы предусматривает
1. Правила дорожного движения:
˗
общие положения;
˗
обязанности пешеходов;
˗
сигналы светофора;
˗
правила для водителей;
˗
дорожные знаки;
˗
практические занятия.
2. Основы доврачебной медицинской помощи:
общие принципы оказания доврачебной помощи;
˗
техника наложения повязок;
˗
первая помощь при общих ранениях;
˗
первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;
˗
первая помощь при несчастных случаях;
˗
первая помощь при ожогах и отморожениях;
˗
транспортировка при различных видах транспорта.
3. Вождение велотранспортных средств.

Список литературы
Литература для педагога
1.
Автогражданка. 20 вопросов и ответов. – М., Офис ОСАГО, 2018.
2.
Гражданский кодекс. – М., ООО «Юркнига», 2017.
3.
Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах, пособие для
обучающихся начальной школы. – М. Просвещение, 2017.
22

4. А.В. Бармин. Изучаем правила дорожного движения 1-4 классы. Тематические
занятия, классные часы и викторины. Волгоград: Учитель-2019.
5. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова .Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма в начальной и средней школе. Волгоград: Учитель-2018.
6. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для
школьников. Н.В. Ковалёва- Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
7. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры. М.С.
Коган .Новосибирск: Сиб. Унив. зд-во-2018.
8. Игровые классные часы. Правила дорожного движения. 5-11 классы. Е.Н.
Дубровская М.: Центр пед. Образования-2015.
9.
Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения, 1-4 кл., методическое
пособие. – М. Просвещение, 2007.
10. Изучаем правила дорожного движения. 1-4 классы. Вып. 2: тематические занятия,
классные часы и викторины / авт.-сост. А. В. Бармин и др. – Волгоград: Учитель, 2019.
11.
Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М. «Атберг», 2018.
12. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и
средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями
/ авт.-сост. В. В. Шумилова, Е. Ф. Таркова. – Волгоград: Учитель, 2017.
13.
Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста, кн. для обучающихся 5-7 кл. – М.,
Просвещение, 2019.
14.
Уголовный кодекс РФ. – М., «Юрайт-Издат», 2019.
Литература для детей и родителей
1. Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги. №11 – 2012г.
2. Сидорова Анна. Правила дорожного движения для детей. - Сборник стихов.
3. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения 18 для
школьников / Н.В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 160

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».