I. Целевой раздел I.1.Пояснительная записка В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, развивают умение концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры» - отмечал известный педагог Сухомлинский. Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей. Это уникальный инструмент развития творческого мышления. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает также играть и с самим собой, приходя к выводу, что моделировать ситуацию и последствия ходов в уме - эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Мозг ребенка постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. В игре ребенок начинает ощущать себя творческой личностью, даже если чувствует подчас неудовлетворенность. Развивая и дисциплинируя мысль, шахматы могут помочь молодому человеку реализовать себя в избранной сфере деятельности в будущем, состояться как личности. В программе нет приоритетной установки сделать из ребенка шахматиста. Сами по себе шахматы развивают мысль, если так можно сказать нейтральную по отношению к добру и злу, но нравственный урок честного спортивного единоборства переоценить трудно. Если в основу игры положить не самодовольное тщеславие, а здоровое честолюбие, то естественная энергия соперничества находит выход не в подавлении врага, а в совместных противоречивых поисках истины и гармонии. Шахматы могут помочь взрастить у детей не агрессивность или рабство, а чувство ответственности и радость творчества. Шахматы по своей природе являются игрой. И для ребенка в начале обучения, прежде всего, игрой и остаются. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта и реальность такова, что все детские соревнования носят разную спортивную направленность. Развитие личности ребенка через шахматную игру происходит на основе ее спортивной направленности. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость; терпение, концентрацию внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе еще элементы науки и искусства, могут вырабатывать эти качества еще более эффективно и всесторонне. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и правильно извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к самовоспитанию определенных качеств. Занятия шахматами в 7-11-летнем возрасте приобретают особую значимость, поскольку в это время наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. И именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребёнка, способное компенсировать задержки психического развития, которые зачастую вызваны недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей. Программа предусматривает поэтапное последовательное воспитание и развитие таких качеств как: предвидение, умение немного заглядывать в будущее и взвешивать последствия, осторожности, умению видеть взаимоотношения различных фигур и 2 положений, опасности, которым подвергаются фигуры сейчас и в будущем, логическое и перспективное мышление, осмотрительность, умение находить средства, чтобы преодолеть непреодолимые, казалось бы, затруднения. Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи: Образовательные: – познакомиться с историей развития шахмат в контексте развития мировой культуры (в том числе показать значение шахмат в жизни великих людей); – овладеть системой знаний, умений, навыков, необходимых для успешного овладения игрой в шахматы, выступление в соревнованиях по шахматам; – прививать детям навыки самостоятельной работы с учебной шахматной литературой. – Формировать основы шахматной культуры Развивающие: – развивать память, внимание, творческое воображение, логическое мышление, аналитические способности; – развивать личностные качества: целеустремленность, сосредоточенность, уважение к сопернику; – развивать коммуникативные навыки; – развивать потребности в здоровом образе жизни. Воспитательные: – воспитывать целеустремленность, самообладание, бережное отношение ко времени. Программа реализуется в логике последовательного усвоения детьми содержания образовательного уровня. Уровень программы: стартовый. Направленность программы: физкультурно-спортивная. Форма обучения: очная. Адресат программы. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для обучения школьников в возрасте 8-14 лет. Группы формируются по уровню подготовленности к освоению программы. Численность обучающихся в группе 10-15 человек. Набор обучающихся осуществляется на добровольной основе. Объем освоения программы: 1 год обучения – 144 часа в год; 2 год обучения – 144 часа в год. Продолжительность занятий 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность часа составляет 40 минут. Программа «разноуровневая» и позволяет учитывать разный уровень развития и разную степень освоения содержания детьми. 1-й уровень (стартовый), срок реализации 1 год (первый год обучения) учащиеся получают первичное представление о шахматах и знакомятся с правилами игры. 2-й уровень (базовый), срок реализации 1 год (второй год обучения) - углубляются полученные знания, изучаются тактические приемы и сложные комбинации, формируется навык самостоятельной работы и устойчивый интерес к шахматам. Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в 3 активных формах познавательной деятельности. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Основные формы и средства обучения: – практическая игра; – решение шахматных задач, комбинаций и этюдов; – дидактические игры и задания, игровые упражнения; – теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки; – участие в турнирах и соревнованиях. Методы обучения: На начальном этапе преобладает репродуктивный метод. Он применяется при обучении детей: – правилам игры; – элементарной технике реализации перевеса. По мере освоения программы используются: – частично-поисковые методы; – проблемного обучения; – самостоятельная работа; – методы контроля и самоконтроля; – работа с литературой; – методы стимулирования и мотивации. Особенности организации занятий. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "до матового" периода игры. На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний. Для работы над ошибками, более углубленного изучения материала программы, подготовки к участию в шахматных турнирах и сдаче разрядных нормативов предусмотрены индивидуальные занятия. I.2. Планируемые результаты В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются результатами по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение ребенком знаний (об истории возникновения шахмат в мире, истории возникновения шахмат в России, правилах совершения хода в шахматной партии и ведения шахматной партии, правилах шахматного этикета), развитие познавательных способностей, получение навыков эффективного 4 взаимодействия в группе. Для достижения данного уровня результатов особое место имеет взаимодействие учащегося с педагогом как значимым для него носителем положительного спортивного знания и шахматного опыта. Второй уровень результатов – приобретение умения логически осмысливать каждый ход в партии, приобретение навыков делать выводы, основываясь на ходах соперника, получение учащимся опыта выступления на шахматных соревнованиях, опыта побед и поражений, опыта командной игры в турнире, получение учащимся опыта оценки результатов партии и поиска способов усовершенствования своей игры. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой в группе, то есть в дружественной, спортивной среде. Именно в такой среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает). Только, делая собственные выводы по своей игре, ребенок может заметить свои ошибки в ведении партии, а педагог старается направлять ребенка на совершение правильных выводов и правильной оценки своей игры. Третий уровень результатов - получение учащимся опыта самостоятельного совершенствования своей игры, умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи, умение отличать верно, выполненное задание от неверного. Только в результате самосовершенствования ребенок может окончательно изучить свои сильные и слабые стороны и стать хорошим шахматистом, а также укрепить волю и характер. Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Предметные результаты 1 год обучения Обучающиеся будут знать: – шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, угловые поля, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, ничья, пат, вечный шах, двойной удар; – названия фигур: пешка, ладья, слон, ферзь, конь, король; – правила хода и взятия каждой фигуры, обозначения ходов при записи партии; будут уметь: – правильно помещать шахматную доску между партнерами. – правильно расставлять фигуры перед игрой. – вести запись партии. – разыграть шахматную партию от начала и до конца без нарушений правил шахмат. – рокировать, объявлять шах, ставить мат. – решать элементарные задачи на мат в один ход. – проводить элементарные комбинации на двойной удар в 1-2 хода. 2 год обучения Обучающиеся будут знать: – историю чемпионов мира; – шах и мат в эндшпиле; – понятия о тактике и комбинации, основные тактические приемы, комбинации и ловушки в дебюте; – правила эндшпиля; – законы дебюты; – способы достижения выигрыша в серединной стадии игры; 5 – – – – будут уметь: решать шахматные задачи: мат в три хода, мат в четыре и пять ходов; записывать партии; разбирать специально подобранные позиции для усвоения сложных 14 правил; разбирать специально подобранные примеры. Личностные результаты 1 год обучения – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 2 год обучения – дисциплинированность; – трудолюбие; – умение заботиться о своём физическом здоровье; – общая культура поведения; – самоконтроль. – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Метапредметные результаты: 1 год обучения: – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений. – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий – определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 2 год обучения – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и 6 способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построение рассуждений. – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий – определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. I.3. Система оценки достижения планируемых результатов Для оценки качества знаний учащихся 1-го года обучения предусматриваются в следующие формы контроля: Входной контроль – в начале учебного года (сентябрь), тестирование. Текущий: – прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; – оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения; – пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; – рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения. Промежуточная аттестация (декабрь) - в форме проведения игры – соревнования. Итоговый (май): Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы являются: – проведение мастер-класса на уровне школы; – шахматный турнир; – соревнования. Самооценка и самоконтроль определение ребенком границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Для оценки качества знаний учащихся 2-го года обучения предусматриваются в следующие формы контроля: Входной контроль в начале учебного года (сентябрь) – тестирование. Текущий: – прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; – оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения; – пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; – рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения. Промежуточная аттестация (декабрь) - в форме проведения турнира. После каждого турнира ребенок должен провести разбор собственных ошибок и представить тренеру отчет о своих ошибках. Далее совместно с тренером 7 принимается решение о плане дальнейшей работы. В случае успешного участия в турнире перед ребенком ставятся новые более сложные задачи. Итоговый: Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы являются: – проведение мастер-класса на уровне школы; – шахматный турнир; – соревнования. Критерии оценки уровня подготовки учащегося: – высокий уровень (10-8 баллов) – учащийся освоил практически весь объем знаний 100 – 80 %, предусмотренные специальные термины употребляет осознано и в полном соответствии с их содержанием; – средний уровень (7-5 баллов) – у учащихся объем усвоенных знаний составляет 70 50 %; – низкий уровень (ниже 5 баллов) – учащийся овладел менее, чем 50 % объема знаний, предусмотренных программой. Результаты промежуточной аттестации фиксируются в «Протоколе результатов промежуточной аттестации учащихся» (Приложение № 1). Самооценка и самоконтроль определение ребенком границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: – степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; – поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий; – результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно. Изучаемый параметр Формы и методы Инструментарий диагностики Нулевой этап (сентябрь) 1. Теоретическая Опрос Викторина «Загадки из подготовка: Результаты деятельности тетрадки» Загадки «Загадки Знание шахматных из тетрадки фигур 2. Практические навыки: Анализ продуктов Практическая работа Первоначальное деятельности расположение фигур и Педагогическое наблюдение пешек на шахматной доске 3. ПознавательноПсиходиагностика Методика «Память на творческий образы» Игры на внимание потенциал: Методика «Диагностика Память, внимание развития элементов Логическое мышление» логического мышления Итоговый этап (апрель) Теоретическая подготовка: Анализ продуктов Шахматная викторина Правила шахматной игры деятельности 8 Шахматная доска Определение шаха и мата Практическая подготовка Умение: пользоваться шахматной нотацией для записи решения задач и шахматной партии поставить мат одинокому королю соперника тяжелыми фигурами Познавательно-творческий потенциал: Память, внимание Познавательная сфера Логическое мышление Анализ продуктов Шахматный турнир деятельности Педагогическое наблюдение Психодиагностика Субтесты Векселя II. Содержательный раздел 2.1. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа чемпионов» Первый год обучения Вводное занятие – 1ч. Знакомство с группой. Программа занятий. Инструктаж по ТБ. Правила совершения хода и поведения во время игры Теория. Правило «тронул-ходи» и «поправляю». Правило «отпустил-ход сделан». Игра с шахматными часами. Шахматный этикет. История возникновения шахмат – 1ч. Теория.Волшебный мир шахмат. Истории о возникновении шахмат. Легенда о радже. Шахматная доска – 8ч. Шахматные фигуры. Расположение фигур на доске. Как запомнить начальную расстановку фигур. Белые и черные фигуры. Ладья, слон, конь, пешка, ферзь. Начальная позиция. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями и начальной расстановкой фигур. Практика. Игра «Чья клетка». Правила хода шахматными фигурами - 20 Теория. «Легкие» и «тяжелые» фигуры. Пешка. Взятие на проходе, превращение пешки. Слон. Король и ферзь. Конь. Ладья. Длинная и короткая рокировка. Правила выполнения длинной и короткой рокировки. Атака и защита в шахматах - 22ч Теория. Размен фигур. Выгодный и невыгодный размен. Защита от нападения Практика. Решение шахматных задач. Задачи типа «мат в один ход». Способы защиты. Переход от защиты в атаку. Контрнападение. Шах, мат, пат – 12ч Теория. Понятие «шах», «мат», «пат». Практика. Защита короля от шаха. Шах или мат? Игровые ситуации – 6ч Теория. Простейшие матовые конструкции. Мат в один ход. Мат в 2 хода. Пат и другие виды ничьей. Пат или не пат? Шах, мат, пат? Мат ферзем и королем. Мат ферзем и ладьей. Мат 9 двумя ладьями. Мат ладьей и королем. Теория постановки мата двумя слонами. Теория постановки мата слоном и конем. Практика. Различные курьезные ситуации в партии. Шахматная нотация и запись партии – 2ч Теория. Обозначения фигур в нотации. Запись простейших ходов фигур. Запись хода «рокировка». Ведение записи партии. Планы игры шахматных «маэстро». Практика. Решение шахматных ситуаций. 2 год обучения Вводное занятие – 2ч Теория. Знакомство с группой. Программа и режим занятий. Правила поведения на занятии. Инструктаж по технике безопасности. Эндшпиль – 8ч Теория. Конец партии Понятие «эндшпиль». Классическое окончание. Переход партии в эндшпиль. Виды эндшпилей. Пешечный эндшпиль. Легкофигурный эндшпиль. Тежелофигурный эндшпиль. Коневой эндшпиль. Слоновий эндшпиль. Ладейный эндшпиль. Ферзевый эндшпиль. Оппозиция. Практические занятия. Миттельшпиль – 8ч Теория. Середина партии Понятие «миттельшпиль». Переход партии из дебюта в миттельшпиль. Правила миттельшпиля. Типичные позиции в миттельшпиле. Основные стратегии в миттельшпиле: борьба за центр, борьба за открытые линии, создание у противника слабостей. Практические занятия. Дебют – 10ч Теория. Начало партии. Понятие «дебют». Классификация дебютов. Основные варианты начала партии. Принципы разыгрывания дебюта. Типичные позиции дебюта. Практика. Решение шахматных задач. Основные тактические приемы – 18ч Теория. Понятие «тактический приём». Виды тактических приемов. Завлечение. Отвлечение. Связка. Двойной удар. Сквозной удар. Открытый шах. Освобождение поля. Блокировка. Перекрытие. Практика. Решение шахматных задач. Шахматная комбинация -10ч Теория. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема завлечения. Тема отвлечения. Тема связки. Тема двойного удара. Тема блокировки. Тема перекрытия. Тема освобождения пространства. Тема разрушения прикрытия короля. Тема уничтожения защиты. Тема рентгена. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Оценка позиции – 6ч. Теория.Правила оценки позиций. Типы позиций. Пешечные структуры. Алгоритм оценки позиции. Атака и защита в шахматах – 6ч. Теория. Пешечная атака. Атака пешечного меньшинства. Фигурная атака. Комбинированная атака посредством фигур и пешек. Динамическая атака. Атака, связанная с жертвой материала. Атака Макса-Ланге. Атака Панова. Атака Тромповского. Югославская атака. Английская атака. Сицилианская атака. Защита в шахматах Пассивная защита. Активная защита. Контратака. Защита Алехина. Сицилианская защита. Защита Каро-Канн. Староиндийская защита. Новоиндийская защита. 10 Практика. Решение шахматных задач. Игровые ситуации. Разбор партий – 4ч Примерные партии. Разбор основных идей. Разбор стратегии. Разбор плана игры шахматных «маэстро». Практика. Шахматный турнир. Итоговое занятие. 2.2. Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждой темы Первый год обучения Сроки приведени № я Форма занятия Тема Количество часов Форма контроля Всег Тео Пра о ри к я тика Вводное занятие – 1ч 1 1 неделя сентября Беседа Вводное занятие. Игры на знакомство. Инструктаж по ТБ 1 - Пед. наблюдение Беседа 1 - Пед. наблюдение Анализ результатов Беседа - 1 Самоконтроль 0,5 0,5 Самоконтроль - 1 Самоконтроль 0,5 0,5 Пед. наблюдение 1 История возникновения шахмат – 1ч 2 3 1 неделя сентября 2 неделя сентября 4 2 неделя сентября 5 3 неделя сентября 6 3 неделя сентября Волшебный мир шахмат. Презентация История 1 возникновения шахмат. Шахматные фигуры – 8ч Комбинированно е занятие: лекция Легенда о с радже. использованием 1 Шахматная презентации, доска дидактические игры Комбинированно е занятие: лекция Шахматная с доска. использованием 1 Шахматные презентации, фигуры дидактические игры Расположение Практикум фигуры на 1 доске Практикум Расположение 1 фигуры на 11 0,5 0,5 Анализ результатов Беседа Опрос 0,5 0,5 Опрос 0,5 0,5 Беседа доске 7 8 9 1 0 1 1 1 2 4 неделя сентября 4 неделя сентября 1 неделя октября 1 неделя октября 2 неделя октября 2 неделя октября 1 3 3 неделя октября 1 4 3 неделя октября Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Как запомнить начальную расстановку фигур 1 Белые и черные фигуры. Ладья, 1 слон, конь, пешка, ферзь Начальная позиция. Ферзь любит свой цвет. Связь между горизонталями, вертикалями и начальная расстановка фигур. 1 Объяснение 0,5 0,5 «Легкие» и нового «тяжелые» материала, 1 фигуры. практическая работа Правила хода шахматными фигурами – 20ч Пешка. 0,5 0,5 Объяснение Ценность нового пешки. Взятие материала, 1 на проходе, практическая превращение работа пешки Объяснение 0,5 0,5 нового Слон. Ценность материала, слона 1 практическая работа Объяснение 0,5 0,5 нового Слон. Ценность материала, 1 слона практическая работа Объяснение Король и 1 0,5 0,5 нового ферзь. материала, Ценность практическая Самоконтроль Беседа Беседа Пед. наблюдение Анализ результатов Беседа Пед. наблюдение 12 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 4 неделя октября 4 неделя октября 5 неделя октября 5 неделя октября 1 неделя ноября 2 0 1 неделя ноября 2 1 2 2 2 3 2 неделя ноября 2 неделя ноября 3 неделя ноября 2 4 3 неделя ноября 2 5 4 неделя ноября 2 6 4 неделя ноября работа Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Практикум 1 0,5 0,5 Самоконтроль 1 0,5 0,5 Самоконтроль 1 0,5 0,5 Самоконтроль Длинная и короткая рокировка 1 0,5 0,5 Самоконтроль Длинная и короткая рокировка 1 0,5 0,5 Самоконтроль 1 0,5 0,5 Самоконтроль Практикум Правила выполнения длинной и короткой рокировки. Размен фигур 1 - 1 Самоконтроль Практикум Размен фигур 1 - 1 Самоконтроль Практикум Размен фигур 1 - 1 Самоконтроль Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового Выгодный и невыгодный размен 1 0,5 0,5 Педагогическое наблюдение Выгодный и невыгодный размен 1 0,5 0,5 Педагогическое наблюдение Выгодный и невыгодный 1 0,5 0,5 Педагогическое наблюдение Король и ферзь. Ценность Конь. Ценность коня Ладья. Ценность коня 13 2 7 1 неделя декабря 2 8 1 неделя декабря 2 9 Практикум 3 0 2 неделя декабря 2 неделя декабря 3 1 3 2 3 неделя декабря 3 неделя декабря 3 3 4 неделя декабря 3 4 3 5 3 6 3 7 3 8 4 неделя декабря 3 неделя января 3 неделя января 4 неделя января 4 неделя января 3 9 4 0 4 1 материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Практикум 5 неделя января 5 неделя января 1 неделя февраля Практикум Практикум Практикум Практикум размен Решение шахматных задач 1 0,5 Решение 1 шахматных задач Решение 1 шахматных задач Задачи типа 1 «мат в 1 ход» Атака и защита в шахматах – 22ч Задачи типа 1 0,5 «мат в 1 ход» Задачи типа 1 «мат в 1 ход» Защита от 1 нападения Практикум Практикум Шахматный турнир Шахматный турнир Шахматный турнир Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Защита от нападения Защита от нападения Способы защиты Переход от защиты в атаку Переход от защиты в атаку Переход от защиты в атаку 0,5 Педагогическое наблюдение 1 Педагогическое наблюдение 1 Педагогическое наблюдение 1 Педагогическое наблюдение 1 Самоконтроль 1 Самоконтроль 1 Самоконтроль 1 - 1 Самоконтроль 1 - 1 Самоконтроль 1 0,5 0,5 Самоконтроль 1 - 1 Самоконтроль 1 - 1 Самоконтроль 1 0,5 0,5 Взаимоконтрол ь 0,5 0,5 Взаимоконтрол ь 0,5 0,5 Викторина Контрнападени е 1 Контрнападени е 1 14 4 2 1 неделя февраля 4 3 2 неделя февраля 4 4 2 неделя февраля 4 5 3 неделя февраля 4 6 3 неделя февраля 4 7 4 неделя февраля 4 8 4 9 5 0 4 неделя февраля 1 неделя марта 1 неделя марта 5 1 2 неделя марта 5 2 неделя Практикум Понятие «шах», 1 «мат», «пат» - 1 Пед. наблюдение Понятие «шах», 1 «мат», «пат» - 1 Защита короля от шаха. Шах или мат? Защита короля от шаха. Шах или мат? Простейшие матовые конструкции Простейшие матовые конструкции Мат в 1 ход 1 - 1 Пед. наблюдение Анализ результатов Беседа Тест 1 - 1 Опрос 1 - 1 Беседа 1 - 1 Беседа 1 0,5 0,5 Пед. наблюдение Мат в 1 ход 1 0,5 0,5 Взаимоконтрол ь 1 0,5 0,5 Взаимоконтрол ь 0,5 0,5 Взаимоконтрол ь 0,5 0,5 Взаимоконтрол Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум Комбинированно е занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированно е занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированно е занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированно е занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированно Мат в 2 хода. Пат и другие виды ничьей 1 Пат и другие 1 15 2 5 3 5 4 5 5 5 6 5 7 5 8 5 9 марта 3 неделя марта 3 неделя марта 4 неделя марта 4 неделя марта 1 неделя апреля 1 неделя апреля 2 неделя апреля е занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированно е занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированно е занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированно е занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированно е занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа в парах Объяснение нового материала, практическая работа в парах Объяснение нового материала, практическая работа в парах виды ничьей ь Шах. Мат. Пат – 12 ч Пат или не пат? 1 0,5 0,5 Взаимоконтрол ь Пат или не пат? 1 0,5 0,5 Взаимоконтрол ь 1 0,5 0,5 Взаимоконтрол ь 1 0,5 0,5 Взаимоконтрол ь 1 0,5 0,5 Взаимоконтрол ь 1 0,5 0,5 Анализ деятельности 1 0,5 0,5 Анализ деятельности Мат ферзем и ладьей Мат двумя ладьями Мат ладьей и королем Теория постановки мата двумя слонами Теория постановки мата слоном и конем 16 0,5 0,5 Анализ деятельности Правило 1 «тронул-ходи» и «поправляю» Правило 1 3 неделя Комбинированно «тронул-ходи» апреля е и «поправляю» Шахматный Правило 1 4 неделя турнир «отпустил – апреля ход сделан» Шахматный Правило 1 4 неделя турнир «отпустил – апреля ход сделан» Игровые ситуации – 6ч Шахматный Игра с 1 турнир шахматными 1 неделя часами. мая Шахматный этикет Шахматный Шахматная 1 1 неделя турнир нотация и мая запись партии Шахматный Шахматная 1 2 неделя турнир нотация и мая запись партии Шахматный Шахматная 1 2 неделя турнир нотация и мая запись партии Самостоятельная Шахматная 1 3 неделя работа нотация и мая запись партии Самостоятельная Обозначения 1 работа фигур в 3 неделя нотации. мая Запись простейших ходов фигур Шахматная ротация и запись партии – 2ч Самостоятельная Ведение записи 1 работа партии. Запись 4 неделя хода мая «рокировка» - 1 Анализ деятельности - 1 Контрольный тест - 1 Контрольный тест - 1 Пед. наблюдение - 1 Самоконтроль - 1 - 1 Анализ результатов Беседа Беседа - 1 Пед. наблюдение - 1 Пед. наблюдение - 1 Пед. наблюдение - 2 4 неделя мая - 2 Пед. наблюдение Анализ результатов Беседа Тест 6 0 2 неделя апреля 6 1 3 неделя апреля 6 2 6 3 6 4 6 5 6 6 6 7 6 8 6 9 7 0 7 1 7 2 Шахматный турнир Различные курьезные ситуации в партии. 1 Комбинированно е Самостоятельная работа Планы игры шахматных 1 17 «маэстро». Итого 72 ч 21 51 Второй год обучения Сроки Форма занятия приведения № Тема Количество часов Все Те Пра го ор кти ия ка Форма контроля Вводное занятие – 2ч 1 1 неделя сентября Знакомство с группой. Правила поведения на занятии. Инструктаж по технике безопасности Беседа 1 - Пед. наблюдение Беседа 1 - 0,5 0,5 Пед. наблюдение Анализ результатов Беседа Самоконтроль 0,5 0,5 Самоконтроль - 1 Самоконтроль - 1 Пед. наблюдение Анализ 1 Эндшпиль. Конец партии – 9ч 2 3 1 неделя сентября 2 неделя сентября 4 2 неделя сентября 5 3 неделя сентября 6 3 неделя сентября Презентация Комбинированн ое занятие: лекция с использованием презентации, дидактические игры Комбинированн ое занятие: лекция с использованием презентации, дидактические игры Практикум Практикум Понятие «эндшпиль». Классическое окончание. 1 Переход партии в эндшпиль. Виды эндшпилей 1 Переход партии в эндшпиль. Виды эндшпилей 1 Пешечный эндшпиль. Легкофигурный эндшпиль Пешечный эндшпиль. Легкофигурный 1 1 18 эндшпиль 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Объяснение 4 неделя нового Тяжелофигурный сентября материала, эндшпиль практическая работа Объяснение Коневой эндшпиль. нового 4 неделя Слоновий материала, сентября эндшпиль. практическая Оппозиция работа Объяснение Понятие нового «миттельпиль». 1 неделя материала, Переход партии из октября практическая дебюта в работа миттельшпиль Объяснение Понятие нового «миттельпиль». 1 неделя материала, Переход партии из октября практическая дебюта в работа миттельшпиль Миттельшпиль. Середина партии – 8ч Объяснение Типичные позиции нового в миттельшпиле 2 неделя материала, октября практическая работа Объяснение Типичные позиции нового в миттельшпиле 2 неделя материала, октября практическая работа Объяснение Основные нового 3 неделя стратегии в материала, октября миттельшпиле: практическая борьба за центр работа Объяснение Борьба за нового открытые линии. 3 неделя материала, Создание у октября практическая противника работа слабостей Объяснение нового 4 неделя материала, Понятие «дебют» октября практическая работа 4 неделя Объяснение Классификация 0,5 0,5 результатов Беседа Опрос 0,5 0,5 Опрос 0,5 0,5 Беседа 0,5 0,5 Самоконтроль 0,5 0,5 Беседа 0,5 0,5 Беседа 0,5 0,5 0,5 0,5 Пед. наблюдение Анализ результатов Беседа Пед. наблюдение 1 0,5 0,5 Самоконтроль 1 0,5 0,5 Самоконтроль 1 1 1 1 1 1 1 1 19 октября 17 18 5 неделя октября 5 неделя октября 19 1 неделя ноября 20 1 неделя ноября 2 неделя 21 ноября 22 2 неделя ноября 23 3 неделя ноября 24 25 26 27 3 неделя ноября 4 неделя ноября 4 неделя ноября 1 неделя декабря нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Практикум Практикум Практикум Практикум Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа дебютов. 1 0,5 0,5 Самоконтроль 1 0,5 0,5 Самоконтроль Дебют. Начало партии – 10ч Типичные позиции 1 0,5 дебюта 0,5 Самоконтроль Основные варианты начала партии Принципы разыгрывания дебюта Типичные позиции дебюта Понятие «тактический прием» Понятие «тактический прием» Виды тактических приемов Завлечение. Отвлечение 1 0,5 0,5 Самоконтроль 1 0,5 0,5 Самоконтроль 1 0,5 0,5 Самоконтроль 1 - 1 Самоконтроль 1 0,5 0,5 Педагогическое наблюдение Связка. Двойной удар 1 0,5 0,5 Педагогическое наблюдение Связка. Двойной удар 1 0,5 0,5 Педагогическое наблюдение Сквозной удар. Открытый шах 1 0,5 0,5 Педагогическое наблюдение 20 28 1 неделя декабря 29 2 неделя декабря 2 неделя 30 декабря 3 неделя 31 декабря 3 неделя 32 декабря Практикум Освобождение 1 1 поля Основные тактические приемы – 18ч Практикум Блокировка 1 0,5 0,5 Педагогическое наблюдение Практикум Перекрытие 1 0,5 0,5 Практикум Относительная и абсолютная связка Относительная и абсолютная связка 1 0,5 0,5 Педагогическое наблюдение Самоконтроль 1 0,5 0,5 Самоконтроль Практикум Педагогическое наблюдение 4 неделя декабря Практикум Матовые комбинации 1 0,5 0,5 Самоконтроль 4 неделя декабря 3 неделя 35 января Практикум Завлечение. Отвлечение Шахматная комбинация Шахматная комбинация.Связк и Двойной удар 1 0,5 0,5 Самоконтроль 1 0,5 0,5 Самоконтроль 1 - 1 Самоконтроль 1 - 1 Самоконтроль Блокировка 1 0,5 0,5 Самоконтроль Перекрытие 1 0,5 0,5 Взаимоконтроль 0,5 0,5 Взаимоконтроль 33 34 3 неделя 36 января 4 неделя января 4 неделя 38 января 37 39 40 5 неделя января 5 неделя января 41 1 неделя февраля 42 1 неделя февраля Практикум Шахматный турнир Шахматный турнир Шахматный турнир Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Практикум 2 неделя февраля Практикум 44 2 неделя Практикум 43 Освобождение пространства 1 Уничтожение защиты 1 0,5 0,5 Викторина Уничтожение защиты 1 0,5 0,5 Пед. наблюдение Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Защита короля от 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Пед. наблюдение Анализ результатов Беседа Тест 21 февраля 3 неделя 45 февраля 46 3 неделя февраля 47 4 неделя февраля 48 49 50 51 52 4 неделя февраля 1 неделя марта 1 неделя марта 2 неделя марта 2 неделя марта 53 3 неделя шаха. Шах или мат? Практикум Комбинации, 1 0,5 ведущие к достижению ничьей Практикум Простейшие 1 0,5 матовые конструкции Шахматная комбинация – 10ч Практикум Простейшие 1 матовые конструкции Комбинированн Правила оценки 1 0,5 ое занятие: позиций лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированн ое занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированн ое занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированн ое занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированн ое занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированн 0,5 Опрос 0,5 Беседа 1 Беседа 0,5 Пед. наблюдение Правила оценки позиций 1 0,5 0,5 Взаимоконтроль Типы позиций 1 0,5 0,5 Взаимоконтроль 0,5 0,5 Взаимоконтроль Типы позиций 1 Пешечные структуры 1 0,5 0,5 Взаимоконтроль Пешечные 1 0,5 0,5 Взаимоконтроль 22 марта 54 55 56 3 неделя марта 4 неделя марта 4 неделя марта ое занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированн ое занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированн ое занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа Комбинированн ое занятие: лекция с использованием презентации, практическая работа структуры Алгоритм оценки позиции 1 0,5 0,5 Взаимоконтроль Алгоритм оценки позиции 1 0,5 0,5 Взаимоконтроль 1 - 1 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль 0,5 Анализ деятельности 0,5 Анализ деятельности 1 Анализ деятельности Анализ деятельности Контрольный тест Атака в шахматах. Пешечная атака Оценка позиции – 6ч 1 57 58 59 1 неделя апреля 1 неделя апреля 2 неделя апреля 2 неделя апреля 3 неделя 61 апреля 3 неделя 62 апреля 60 Объяснение 0,5 нового Атака пешечного материала, меньшинства практическая работа в парах Объяснение Комбинированная 1 0,5 нового атака. Фигурноматериала, пешечная атака практическая работа в парах Объяснение Комбинированная 1 0,5 нового атака. Фигурноматериала, пешечная атака практическая работа в парах Шахматный Атака, связанная с 1 турнир жертвой материала Комбинированн Дебюты и атаки 1 0,5 ое Комбинированн Дебюты и атаки 1 ое Атака и защита в шахматах – 6ч 0,5 1 23 63 4 неделя апреля 4 неделя 64 апреля 65 1 неделя мая 66 1 неделя мая 67 2 неделя мая 2 неделя 68 мая Шахматный турнир Шахматный турнир Шахматный турнир Шахматный турнир Шахматный турнир Шахматный турнир Защита в шахматах. Пассивная защита Защита в шахматах. Пассивная защита Виды защит. Защита Алехина Сицилианская защита 1 - 1 Контрольный тест 1 - 1 Пед. наблюдение 1 0,5 0,5 Самоконтроль 1 0,5 0,5 Защита Каро-Канн 1 0,5 0,5 Анализ результатов Беседа Беседа Староиндийская защита 1 0,5 0,5 Пед. наблюдение 1 0,5 0,5 Пед. наблюдение 1 0,5 0,5 Пед. наблюдение 1 - 1 1 - 1 Пед. наблюдение Анализ результатов Беседа Анализ деятельности 72 ч 31 41 Разбор партий – 4ч 3 неделя 69 мая 70 71 3 неделя мая 4 неделя мая 4 неделя 72 мая Самостоятельна я работа Самостоятельна я работа Самостоятельна я работа Развлекательнопознаватель ная игровая программа Разбор основных идей Разбор стратегии Разбор плана игры шахматных «маэстро» Итоговое занятие Итого 2.Учебный план 1 года обучения (стартовый уровень). Форма контроля № Практика Всего часов Теория Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения во время игры. 1 1 0 Тест История возникновения шахмат. Волшебный мир шахмат 3 Шахматные фигуры. 1 1 0 Беседа, тест. 8 3 5 Педагогическо 1 1. 2 2. Наименование раздела 24 3. Расположение фигур на доске. 4 Правила хода шахматными фигурами. 20 7 13 5 Атака и защита в шахматах. 22 5 17 6 Шах. Мат. Пат. 12 4 8 7 Игровые ситуации. 6 0 6 8 Шахматная партии. 2 0 2 4. 5. 6. 7. 8. нотация Всего: и запись 72 21 е наблюдение Самоконтроль Контрольный тест Взаимоконтрол ь Педагогическо е наблюдение Самоконтроль Контрольный тест Взаимоконтрол ь Педагогическо е наблюдение Самоконтроль Контрольный тест Взаимоконтрол ь Самоконтроль Педагогическо е наблюдение Самоконтроль Контрольный тест Взаимоконтрол ь Самоконтроль Контрольный тест Взаимоконтрол ь 51 III. Организационный раздел 3.1. Учебный план Учебный план МБОУ СОШ № 27 реализующей дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу «Школа чемпионов» определяет учебное время, отводимое на изучение по годам обучения, отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования. Нормативно-правовую основу составляют следующие документы: – Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». – Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; – Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция развития дополнительного образования детей); 25 – Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11) (далее Федеральный приоритетный проект); – Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»; – Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»; – Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; – Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций; – «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 27 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга (утв. распоряжение Управления образования Администрации города Екатеринбурга от 29.12.2015 года № 2763/46/36). Реализуемые дополнительные образовательные услуги способствуют достижению целей уставной деятельности образовательного учреждения. Целью деятельности МБОУ СОШ №27 является формирование общей культуры личности обучающихся на основе образовательных стандартов, создание основы последующего освоения профессиональных образовательных программ, развития интеллектуальных возможностей обучающихся, воспитание деловой, социальноадаптированной, творческой личности гражданина Российской Федерации. Содержание образования в МБОУ СОШ № 27 направлено на воспитание и развитие ключевых компетенций – целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельности, личной ответственности учащегося за свою судьбу: ˗ личностное творчество ученика по отношению к фундаментальным объектам окружающего мира, распределенным в соответствии с образовательными областями; ˗ самоосознание личного опыта, знаний и эмоционально-ценностных отношений ˗ ученика, обнаружившихся в процессе познания фундаментальных объектов и общекультурных знаний о них; ˗ деятельность ученика в отношении к фундаментальным достижениям человечества, связанным с изучаемыми объектами (отношение ученика к общекультурным знаниям и социальному опыту). Задачи: предоставить обучающимся возможность выбирать и осваивать интересное и важное для каждого из них содержание различных учебных предметов; обеспечить гуманизацию и коммуникативную направленность процесса обучения. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: ˗ формирование и развитие творческих способностей обучающихся; ˗ удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также на занятиях физической культурой и спортом; 26 ˗ укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; ˗ обеспечение духовно-нравственного, патриотического, трудового воспитания обучающихся; ˗ выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,проявивших выдающиеся способности; ˗ профессиональную ориентацию обучающихся; ˗ создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; ˗ создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки; ˗ социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; ˗ формирование общей культуры обучающихся; ˗ удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов. Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. В учебный план МБОУ СОШ № 27 входит дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа чемпионов». Изучение программы ведется из расчета 2 часа в неделю. Продолжительность учебного года составляет 36 недель. Количество учебных занятий за 1 год составляет 72 часа. Продолжительность занятия составляет 40 минут. Учебный план (годовая сетка часов) № курс 1 «Школа чемпионов» Итого Количество часов 8-10 лет 11-14 лет 72 ч 72 ч 72 ч 72 ч Всего, ч 144 ч 3.2. Календарный учебный график Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2). Образовательная деятельность ведется во время учебного года. Учебный год начинается 1 сентября, заканчивается 31 мая. Продолжительность учебных периодов: 1 полугодие - с 01.09.2021 по 30.12.2021 г. 2 полугодие - с 11.01.2022 по 31.05.2022 г. Сроки и продолжительность каникул. 27 Продолжительность каникул в течение 2021-2022 учебного года составляет 11 календарных дней – с 31.12.2021 по 10.01.2022. 3.3. Система условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3.3.1. Описание кадровых условий Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных данной дополнительной общеразвивающей программой, способными к инновационной профессиональной деятельности. Требования к кадровым условиям включают: ˗ укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками; ˗ уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации; ˗ непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации, реализующей образовательную программу основного общего образования. МБОУ СОШ № 27 полностью укомплектована кадрами для реализации настоящей программы, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, способными к инновационной профессиональной деятельности, уровень квалификации работников в основном соответствует условиям реализации программы. Согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», данную программу реализует педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнем квалификации 6. 3.3.2. Материально – технические условия Материально-техническая база школы приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа чемпионов», необходимого учебно-материального оснащения образовательной деятельности и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Занятия по программе проводятся на базе МБОУ СОШ № 27. Для проведения занятий необходимы следующие материально-технические условия: 1. Учебный кабинет 2. Столы и стулья – 15 шт. 3. Стол для учителя – 1 шт. 4. Комплекты шахматных фигур 5. Шахматные доски; 6. Демонстрационная доска; 7. Учебная шахматная доска; 8. Компьютер – шт. 9. Проектор – 1 шт. 10. Экран – 1 шт. 28 3.3.3. Информационно – методические условия Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов,современныхинформационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ. Основными элементами ИОС являются: ˗ информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; ˗ информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях; ˗ информационно-образовательные ресурсы сети Интернет; ˗ вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура; ˗ прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственнуюдеятельность образовательной организации (бухгалтерский учёт, делопроизводство, кадры и т. д.). Методическое обеспечение Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств. Методы, используемые на занятиях: 1) Наглядный метод – показ педагогам правильности выполнения упражнений; 2) Словесный метод – беседа, обсуждение соревнований; 3) Практический метод – тренировки. Форма организации и проведения занятия Групповая форма с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "до матового" периода игры. На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний. Для работы над ошибками, более углубленного изучения материала программы, подготовки к участию в шахматных турнирах и сдаче разрядных нормативов предусмотрены индивидуальные занятия. Информационно дидактические материалы (10 комплектов) Сухинин И.Г. Шахматы или там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Тетрадь для проверочных работ, Обнинск: Духовное возрождение, 2017 Учебное пособие начальной подготовки по шахматам. Тетрадь №1 29 Учебное пособие начальной подготовки по шахматам. Тетрадь №2 Учебное пособие начальной подготовки по шахматам. Тетрадь №3 При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися в аудитории. В этом случае применяется электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, обеспечивающие для обучающихся независимо от их места нахождения достижение результатов обучения путём организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Школа обеспечивает возможность демонстрации обучающимися индивидуальных достижений в освоении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в том числе в формате видеозаписей выступлений, направления творческих работ в электронном формате, участия в соревнованиях в дистанционном режиме; ведёт учет посещения обучающимися занятий и дистанционных активностей в объединениях дополнительного образования. Список литературы 1. Иващенко С.Ю. Учебник шахматных комбинаций. Том 1. - Ульяновск: «Русский шахматный дом», 2013 2. Иващенко С.Ю. Учебник шахматных комбинаций. Том 2. - Ульяновск: «Русский шахматный дом», 2013 3. Владимир Барский. Шахматная школа. Рабочая тетрадь для младших классов Москва: «Правда Севера», 2016 4. Владимир Барский. Шахматная школа. Второй год обучения.Учебник для младших классов – Москва: «Правда Севера», 2016 5. Мария Лысенко. Учимся у пешечки. Учебник шахмат для начинающих. – Екатеринбург, 2017 Интернет – ресурсы – – – – – – Шахматный портал, http://webchess.ru/ Профессионально о шахматах, http://www.chesspro.ru/ Развивашка, Шахматы детям, http://wunderkind-blog.ru Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов Шахматный портал, http://www.whychess.ru Шахматный портал, www.chessburg.ru 30 Приложение № 1 Протокол результатов промежуточной аттестации В 20…./20…..учебном году Наименование ДООП________________________________ ФИО педагога _______________________________________ № группы __________________________________________ Форма проведения __________________________________ Форма оценки результатов Дата проведения Подпись 31