1. Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Приобретение знаний, которые позволят
1.
Формирование
умения 1. Определять
и
формулировать
цель 1.
учащимся ориентироваться в ассортименте
определять и высказывать под
деятельности с помощью учителя.
руководством педагога самые простые 2.
Проговаривать
последовательность наиболее типичных продуктов питания,
сознательно выбирая наиболее полезные.
этические нормы.
действий.
2.
Смогут оценить и контролировать свой
2.
Проявление
познавательных 3.
Учиться
высказывать
своё
рацион
и режим питания с точки зрения
интересов и активности в области предположение на основе работы с
соответствия требованиям здорового образа
здорового питания.
иллюстрацией.
жизни.
3.
Овладение
установками,
4.
Учиться работать по предложенному 3.
Научатся самостоятельно оценивать
нормами и правилами правильного
учителем плану.
свой
рацион
с точки зрения его адекватности и
питания.
5.
Учиться
отличать
верно
выполненное
соответствия требованиям здорового образа
4.
Готовность и способность
задание
от
неверного.
жизни.
делать осознанный выбор здорового
6.
Учиться
совместно
с
учителем
и
4.
Получат дополнительные знания в
питания.
5.
Умение ориентироваться в одноклассниками давать эмоциональную области истории, литературы, различных
сферах искусства, что будет способствовать
ассортименте наиболее типичных оценку деятельности товарищей.
7.
Ориентироваться в своей системе расширению их общего кругозора.
продуктов питания.
Получат знания и навыки, связанные с
6.
Умение сознательно выбирать знаний: отличать новое от уже известного с 5.
этикетом в области питания с, что в
наиболее
полезные
ценностно- помощью учителя.
смысловые установки, том числе 8.
Делать
предварительный
отбор определённой степени повлияет на успешность
развитие
представления
об источников информации: ориентироваться в их социальной адаптации, установление
адекватности
питания,
его учебном
пособии,
других
источниках контактов с другими людьми.
соответствия росту, весу, возрасту, информации.
образу жизни человека.
9.
Добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную
от учителя.
10. Перерабатывать
полученную
информацию: делать выводы в результате
1
совместной работы всей группы, сравнивать и
группировать полученную информацию.
11. Преобразовывать информацию из
одной формы в другую: на основе графических
инструкций составлять словесные инструкции
с
последующим
применением
их
в
практической деятельности.
12. Донести свою позицию до остальных
участников
практической
деятельности:
оформлять свою мысль в устной речи
13. Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
14. Совместно договариваться о правилах
общения и следовать им.
15. Учится выполнять различные роли в
группе (лидера, исполнителя, критика).
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности
заботиться и укреплять собственное здоровье;
• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности
соблюдать эти правила;
• освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и
традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре, традициям других народов;
• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в
процессе решения проблемы;
• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
2
2. Содержание учебного курса
Разнообразие питания (20 ч)
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если
хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной?
Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко
используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».
Гигиена питания и приготовление пищи (48 ч)
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты
быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании.
Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Этикет (30 ч)
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как
правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам
спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Вкусные традиции моей семьи.
Рацион питания (20 ч)
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как
приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить.
Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные
угощения. Составляем меню на день.
Из истории русской кухни (17ч)
1 класс (33 ч)
1. Разнообразие питания. Знакомство с программой. Беседа. Экскурсия в столовую.
2. Самые полезные продукты. Беседа «Какие продукты полезны и необходимы человеку». Учимся выбирать самые полезные продукты.
Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин.
3. Правила питания. Формирование у школьников основных принципов гигиены питания.
Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания.
4. Режим питания. Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.
Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка
5. Завтрак. Беседа «Из чего варят кашу». Различные варианты завтрака.
Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака.
6. Роль хлеба в питании детей. Беседа «Плох обед, если хлеба нет». Рацион питания, обед.
3
Игры, викторины, конкурсы. Составление меню обеда.
7. Проектная деятельность. Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта.
Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».
8. Подведение итогов работы.
Творческий отчет вместе с родителями.
2 класс (34 ч)
1. Вводное занятие. Повторение правил питания.
Ролевые игры.
2. Путешествие по улице «Правильного питания». Знакомство с вариантами полдника.
Игра, викторины.
3. Молоко и молочные продукты. Значение молока и молочных продуктов.
Работа в тетрадях, составление меню. Конкурс-викторина.
4. Продукты для ужина. Беседа «Пора ужинать». Ужин, как обязательный компонент питания. Составление меню для ужина. Оформление
плаката «Пора ужинать». Ролевые игры.
5. Витамины. Беседа «Где найти витамины в разные времена года». Составление и отгадывание кроссвордов, практическая работа
ролевые игры.
6. Вкусовые качества продуктов. Беседа «На вкус и цвет товарища нет». Практическая работа по определению вкуса продуктов. Ролевые
игры.
7. Значение жидкости в организме. Беседа «Как утолить жажду» Ценность разнообразных напитков. Работа в тетрадях. Ролевые игры.
Игра – демонстрация «Из чего готовят соки».
8. Разнообразное питание. Беседа «Что надо есть, чтобы стать сильнее». Высококалорийные продукты. Работа в тетрадях, составление
меню второго завтрака в школе, ролевые игры.
9. Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты. Беседа «О пользе витаминных продуктов». Значение витаминов и минеральных
веществ в питании человека. Поле чудес «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Ролевые
игры.
10. Оформление плаката «Витаминная страна». Конкурсы, ролевые игры.
11. Семейное творческое содружество детей и взрослых. Проект «Самый полезный продукт».
3 класс (34 ч)
1. Вводное занятие. Обобщение имеющихся знаний об основах рационального питания. Знакомство с рабочей тетрадью «Две недели в
лагере здоровья».
2. Состав продуктов. Беседа «Из чего состоит пища». Основные группы питательных веществ. Оформление дневника здоровья.
Составление меню. Оформление стенгазеты «Из чего состоит наша пища».
4
3. Питание в разное время года. Беседа «Что нужно есть в разное время года». Блюда национальной кухни.
Ролевые игры. Составление меню. Конкурс кулинаров.
4. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Беседа «Что надо есть, если хочешь стать сильнее». Рацион собственного питания.
Дневник «Мой день». Конкурс «Мама папа я - спортивная семья».
5. Приготовление пищи. Беседа «Где и как готовят пищу». Устройство кухни. Правила гигиены.
Экскурсия на кухню в школьной столовой. Ролевые игры. Конкурс «Сказка, сказка, сказка».
6. В ожидании гостей. Беседа «Как правильно накрыть стол». Столовые приборы.
Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка».
7. Молоко и молочные продукты. Беседа «Роль молока в питании детей». Ассортимент молочных продуктов.
Игра -исследование «Это удивительное молоко». Игра «Молочное меню». Викторина.
8. Блюда из зерна. Полезность продуктов, получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна.
Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова».
9. Проект «Хлеб всему голова».
10. Творческий отчет.
11. Подведение итогов. Отчет о проделанной работе.
4 класс (34 ч)
1.
Вводное занятие. Повторение правил питания.
Ролевые игры.
2.Растительные продукты леса. Беседа: «Какую пищу можно найти в лесу». Правила поведения в лесу. Правила сбора грибов и ягод.
Работа в тетрадях. Отгадывание кроссворда. Игра «Походная математика».
Игра – спектакль «Там на неведомых дорожках».
3.Рыбные продукты. Беседа «Что и как можно приготовить из рыбы». Важность употребления рыбных продуктов.
Работа в тетрадях. Эстафета поваров. «Рыбное меню». Конкурс рисунков «В подводном царстве». Конкурс пословиц и поговорок о пище.
4.Дары моря. Беседа о морепродуктах. Блюда из морепродуктов. Знакомство с обитателями моря.
Работа в тетрадях. Викторина. «В гостях у Нептуна».
5.Кулинарное путешествие по России. Знакомство с традициями питания регионов, историей быта своего народа.
Работа в тетрадях. Конкурс – рисунков «Вкусный маршрут». Игра – проект «Кулинарный глобус».
6. Рацион питания. Рассмотреть проблему «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен».
Работа в тетрадях. «Моё недельное меню». Конкурс «На необитаемом острове».
7.Правила поведения за столом.
Беседа «Как правильно вести себя за столом». Знакомство со стихотворением «Назидание о застольном невежестве».
Работа в тетрадях. Сюжетно – ролевые игры.
8.Накрываем стол для родителей.
3. Тематическое планирование
5
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс – 33 часа
Тема занятия
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
«Если хочешь быть здоров». Разнообразие питания.
Из чего состоит наша пища.
Полезные и вредные привычки.
Самые полезные продукты.
Как правильно есть (гигиена питания).
Удивительное превращение пирожка.
Твой режим питания.
Из чего варят каши.
Как сделать кашу вкусной.
Плох обед, коли хлеба нет.
Хлеб всему голова.
Полдник.
Время есть булочки.
Пора ужинать.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Почему полезно есть рыбу.
Мясо и мясные блюда.
Где найти витамины зимой и весной.
Всякому овощу – свое время.
Как утолить жажду.
Что надо есть – если хочешь стать сильнее.
Продукты для укрепления иммунитета.
На вкус и цвет товарищей нет.
Овощи – источник витаминов.
Ягоды и фрукты– витаминные продукты.
Каждому овощу – свое время.
Народные праздники, их меню.
Традиционные блюда на Масленицу и Пасху.
Как правильно накрыть стол.
Количест
во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
29.
30.
31.
32.
33.
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом.
Щи да каша – пища наша.
Что готовили наши прабабушки.
Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение».
Праздник урожая.
1
1
1
1
1
2 класс – 34 часа
Тема занятия.
Вводное занятие. Повторение правил питания.
Путешествие по улице правильного питания.
Время есть булочки.
Оформление плаката молоко и молочные продукты.
Конкурс, викторина знатоки молока.
Изготовление книжки-самоделки «Кладовая народной мудрости».
Пора ужинать.
Практическая работа как приготовить бутерброды.
Составление меню для ужина.
Значение витаминов в жизни человека.
Практическая работа.
Морепродукты.
Отгадай мелодию.
«На вкус и цвет товарища нет».
Практическая работа «Из чего приготовлен сок?»
Как утолить жажду.
Игра «Посещение музея воды».
Праздник чая.
Что надо есть, что бы стать сильнее.
Практическая работа «Меню спортсмена».
Практическая работа «Мой день».
Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты.
Практическая работа «Изготовление витаминного салата».
КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты».
7
Количест
во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Оформление плаката «Витаминная страна».
Посадка лука.
Каждому овощу свое время.
Инсценирование сказки «Вершки и корешки».
Конкурс «Овощной ресторан».
Изготовление книжки «Витаминная азбука».
Презентация книжек «Витаминная азбука».
Проект ««Самый полезный продукт».
Презентация проекта ««Самый полезный продукт».
Подведение итогов. Творческий отчет «Реклама овощей».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс – 34 часа
Тема занятия
Введение «Две недели в лагере здоровья»
Практическая работа «Витаминный салат».
Из чего состоит наша пища.
Практическая работа «Меню сказочных героев».
Что нужно есть в разное время года.
Оформление «Дневника здоровья».
Выпуск стенгазеты о составе нашей пищи.
Игра «В гостях у тетушки Припасихи».
Конкурс кулинаров.
Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
Составление меню для спортсменов.
Оформление дневника «Мой день».
Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья».
Где и как готовят пищу.
Экскурсия в столовую.
Конкурс «Сказка, сказка, сказка».
Как правильно накрыть стол.
Игра накрываем стол.
8
Количест
во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Молоко и молочные продукты.
Экскурсия на молокозавод.
Игра-исследование «Это удивительное молоко».
Молочное меню.
Блюда из зерна.
Путь от зерна к батону.
Конкурс «Венок из пословиц».
Игра – конкурс «Хлебопеки».
Выпуск стенгазеты «Правила правильного питания».
Презентация стенгазет «Правила правильного питания».
Праздник «Хлеб всему голова».
Экскурсия на хлеб комбинат.
Оформление проекта «Хлеб- всему голова».
Защита проектов «Хлеб- всему голова».
Практическая работа «Самый вкусный бутерброд».
Подведение итогов «Две недели в лагере здоровья».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс-34 часа
Тема занятия
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Вводное занятие «Формула правильного питания».
Какую пищу можно найти в лесу.
Правила поведения в лесу.
Лекарственные растения.
Игра – приготовить из рыбы.
6.
7.
Конкурсов рисунков «В подводном царстве».
Эстафета поваров.
1
1
8.
9.
10.
11.
Конкурс половиц и поговорок о пище.
Дары моря.
Экскурсия в магазин морепродуктов.
Оформление плаката « Обитатели моря».
1
1
1
1
9
Количест
во часов
1
1
1
1
1
12.
13.
14.
Викторина « В гостях у Нептуна».
Меню из морепродуктов.
Кулинарное путешествие по России.
1
1
1
15.
Традиционные блюда нашего края.
1
16.
17.
Практическая работа по составлению меню.
Конкурс рисунков «Вкусный маршрут».
1
1
18.
19.
Игра – проект «Кулинарный глобус».
Праздник «Мы за чаем не скучаем».
1
1
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
Составление недельного меню.
Конкурс кулинарных рецептов из овощей.
Конкурс «На необитаемом острове».
Как правильно вести себя за столом.
Практическая работа «Сервировка стола»
Изготовление книжки «Правила поведения за столом».
Презентация книжек-малышек «Правила поведения за столом».
Накрываем праздничный стол.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Проект «Влияние правильного питания на здоровье человека».
Презентация проекта «Влияние правильного питания на здоровье человека».
Этикет.
Праздник жителей города здоровья. Творческий отчет.
Итоговый тест по курсу «Разговор о правильном питании».
Подведение итогов «Формула правильного питания».
1
1
1
1
1
1
.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
10