ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная химия» составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 № 03- 255 «О введении федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (от 29.12.2010 № 189);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ
воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий”;
- Устав ОУ;
- ООП СОО
Предлагаемый внеурочный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, которые сделали выбор соответствующего
направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии.
Актуальность: программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребѐнка, формирования химической грамотности и безопасного использования веществ в повседневной
жизни. Практическая значимость: при составлении программы были отобраны такие работы, которые заинтересовали бы учащихся,
были доступны по содержанию и методике выполнения, готовили бы будущих исследователей, давали опыт творческой
деятельности учащихся.
Новизна данной рабочей программы: программа сосредотачивает основное внимание на экспериментальной работе, а это,
прежде всего работа с веществами, сознательное проведение химических процессов. Программа содержит материал для работы в
следующих направлениях:
Направление
объединения
Теоретическое
работы
Виды
деятельности
учащихся
по
каждому
направлению
Подготовка
докладов,
рефератов,
проведение
исследований теоретических и иллюстрирующих
Формы организации обучающихся и гласности
результатов работы
Химические вечера, научные конференции,
занятия объединения, олимпиады, конкурсы
Практическое
Экспериментальное
историю открытий. Решение задач повышенной
трудности. Корреспондентская работа.
Лабораторно
препаративный
практикум.
Экспериментальная
исследовательская
работа
учащихся.
Конструирование приборов, макетов, моделей, средств
наглядности. Оборудование химического кабинета.
эрудитов,
выпуск
бюллетеней,
стенгазет,
информации СМИ.
Занятия объединения, конференции, химические
вечера, защита проектов, презентации.
Оборудование химического кабинета.
Цель: формирование у учащихся опыта химического творчества, который связан не только с содержанием деятельности, но и
с особенностями личности ребенка , его способностями к сотрудничеству, развитие общекультурной компетентности, представлений
о роли естественнонаучных занятий в становлении цивилизации, познавательной активности и самостоятельности, положительной
мотивации к обучению, опыта самореализации, коллективного взаимодействия, развитие интеллектуального и творческого
потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и
практических задач в области химии.
Задачи программы:
Образовательные:
1) формирование умений и знаний при решении основных типов задач по химии;
2) формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;
3) повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку.
Воспитательные:
1) создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах
сверстников, педагогов и родителей;
2) формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
3) содействие в профориентации школьников.
Развивающие:
1) развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты,
логически излагать свои мысли при решении задач;
2) развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
3) развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности, парадоксальности;
4) развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.
5) развивать интеллектуальный и творческий потенциал личности, логическое мышление при решении экспериментальных задач по
химии;
6) учить технике подготовки и проведения химического эксперимента, с помощью занимательных опытов поднять у обучающихся
интерес к изучению химии, учить приемам решения творческих задач, поиску альтернативного решения, комбинированию ранее
известных способов решения, анализу и сопоставлению различных вариантов решения, учить активно мыслить;
7) расширять профессиональный кругозор, эрудицию, повышать общий уровень образованности и культуры. Перечисленные
задачи охватывают широкий круг проблем воспитания и дополнительного образования школьника, решение и реализация
которых необходимы для достижения поставленной цели.
8) Особенности возрастной группы детей: основная масса учащихся 14-16 лет в связи с их возрастными особенностями и
небольшой подготовкой по химии не интересуются сложными химическими опытами. Их занимает не столько подготовка опыта
и ход опыта, сколько результаты его в виде взрыва, вспышки, выпадения осадка, изменения цвета вещества или его раствора.
Задача состоит в том, чтобы с помощью занимательных опытов поднять у учащихся интерес к внешним эффектам опыта, но
постепенно их заинтересовывает и техника подготовки эксперимента. На примитивных, но занимательных опытах учащиеся
изучают методику и технику химического эксперимента, начинают понимать внутренние процессы, проходящие на разных его
стадиях, заинтересуются химией как наукой. В этом и значение занятий внеурочной деятельности «Занимательная химия: опыты
с веществами».
Курс рассчитан на 34 часа (1 академический час в неделю в 10 и 11 классах)
Занятия дают возможность достичь личностных результатов:
1.
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину, за российскую химическую науку;
2.
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и
личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом
устойчивых познавательных интересов;
4.
формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
5.
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6.
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с
учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7.
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
8.
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с
партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать
ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная,
кружковая и т. п.)
Метапредметными результатами освоения программы являются:
1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств еѐ
осуществления;
2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять
альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в
отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать,
структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
4. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
5. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных
технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий;
6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,
соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения,
решения проблем, прогнозирования и др.;
9. умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
10. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
11. умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая
правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического
или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
12. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при
выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение,
корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения являются:
1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении;
овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2. осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений
органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о
материальном единстве мира;
3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации,
связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением
анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами,
происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также
зависимость применения веществ от их свойств;
5. приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении
несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным
оборудованием;
7. овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул,
графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного
предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое
профессиональной деятельности;
9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в
предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Формы занятий различны:
– лабораторные и практические работы,
- доклады и рефераты,
- экскурсии,
- пресс-конференции,
- лекции,
- беседы,
- учебно-исследовательские работы,
- проекты,
- презентации.
При выборе тем для работы объединения учитываются: а) интересы учащихся б) условия работы в школьном химическом
кабинете; в) решение обще учебных и воспитательных задач, задач дополнительного образования; г) связь обучения с практической
стороной жизни и экологией.
Формы контроля – тестирование, защита проектов, презентаций.
Тематический план
№ п/п
1
2
Всего
Раздел, тема
Химия вокруг нас
Простейшие способы получения веществ
Количество часов
12
22
34
Содержание курса
I. Химия вокруг нас. Значение химии в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира. Экскурсия в
химическую лабораторию. Знакомство с приемами лабораторной техники. Правила ТБ. Правила безопасной работы в химической
лаборатории: со стеклом, металлом, пробками и т.д. Предметы лабораторного оборудования. Техника демонстрации эксперимента.
Практическая работа: резка тонких стеклянных трубок, обработка пробок, монтаж приборов для получения газов на герметичность.
Способы очистки веществ и разделения смесей. Очистка веществ от примесей. Чистые вещества в лаборатории, науке и технике.
Практическая работа. Очистка загрязненных веществ фильтрованием, выпариванием, возгонкой, перекристаллизацией, дистилляцией.
Вода. Растворы. Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды. Растворы в природе и технике. Практическая работа. Приготовление
растворов заданной концентрации, получение насыщенных и пересыщенных растворов, использование графиков растворимости.
Кристаллы в природе и технике. Методика выращивания единичных кристаллов. Практическая работа. Получение кристаллических друз
на металлических каркасах. Химия в быту. Сообщение учащихся о красителях, СМС, искусственных и синтетических волокнах и тканях
и т.д. Практическая работа. Приготовление красящих пигментов, выведение пятен ржавчины, чернил, жира, йода и т.д.
II. Простейшие способы получения веществ. Пиротехнические опыты. Подготовка и практическое проведение экспериментов
с участием легко воспламеняющихся веществ (получение белого фосфора, самовозгорание костра и т.д.). Занимательные опыты.
Практическая работа – отработка методики проведения эксперимента на эффектных опытах (дым без огня, «сиреневый» туман,
химическое «золото» и т.д.) под руководством преподавателя, обучение наблюдению, выявлению условий начала и протекания реакций,
ведению записей. Решение экспериментально-расчетных задач. Отработка методики решения экспериментальных и расчетных задач с
использованием исследовательской деятельности учащихся, умения идентифицировать вещества по их физическим и химическим
свойствам.
п/п
№
Тема
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Форма деятельности
Тема 1. Химия вокруг нас (12ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Организационно е занятие.Инструктаж по технике безопасности.Знакомство с
оборудованием, кабинетом.
Правила и приемы работы в химической лаборатории. Техника лабораторных
работ.
Простейшее оборудование и приборы (работа со штативом, спиртовкой,
прибором для получения газа)
Выращивание кристаллов
Приготовление рабочих растворов, растворов заданной концентрации
Подготовка к олимпиаде, к конкурсам
Возгонка йода
Изменение цвета жидкости
Безопасного использование химических веществ в быту
Химические «цветы»
Очистка старых монет
«Метель в сосуде»
Простейшие способы получения веществ (22ч)
Получение и воспламенение белого фосфора
«Сиреневый туман»
Пиротехнические опыты
Пиротехнические опыты
Пиротехнические опыты
Решение экспериментально – расчетных задач
Решение экспериментально – расчетных задач (создание проектов:
«Мониторинг качества питьевой воды» или «Электролиз в школьной лаборатории»)
ол-во
часов
К
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Решение экспериментально – расчетных задач (Защита проектов: «Мониторинг
качества питьевой воды» или «Электролиз в школьной лаборатории»)
Химические продукты: «сок, вода, молоко»
Химические продукты: «сок, вода, молоко».Защита проектов.
Самовозгорание костра
«Перо жар - птицы» - цветные огни
«Перо жар - птицы» - цветные огни. Защита проектов.
Дым без огня
Подготовка и проведение химического вечера в рамках «Недели
естествознания»
Подготовка и проведение химического вечера в рамках «Недели
естествознания»
Химическое «золото»
Извержение вулкана. Эксперименты.
Извержение вулкана. Эксперименты.
Фараоновы змеи
Решение экспериментальных и расчетных задач
Решение экспериментальных и расчетных задач
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)