Рабочая программа Основы психологии 10-11 классы

Рабочая программа учебного курса «Основы психологии» на уровне среднего
общего образования (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
основной образовательной программой среднего общего образования, а также программой
воспитания. Программа разработана в помощь обучающимся, чтобы посредством метода
активного включения в познавательную и волонтерскую деятельность школьники могли
принять решение о правильности предпрофессионального выбора; включиться в процесс
самоопределения, саморазвития, самовоспитания и самообразования. Программа
ориентирована на достижение метапредметных результатов и развитие функциональной
грамотности обучающихся. Программа определяет цель, задачи, содержание и организацию
изучения курса «Основы психологии» на уровне среднего общего образования, а также
планируемые результаты его освоения.
Целью реализации Программы является создание условий для профессионального
самоопределения обучающихся и формирования позитивной установки на выбор
педагогической профессии.
Задачи реализации программы:
− мотивировать школьников на осознанный профессиональный выбор и потребность
в профессиональном самоопределении с помощью формирования системного
представления о педагогической деятельности;
− формировать осмысленное отношение к специфике педагогической профессии,
профессионально значимым
качествам
личности
педагога
и
требованиям к
профессиональной педагогической деятельности;
− развивать у обучающихся навыки конструктивного общения, саморегуляции
поведения и деятельности, способности работать в команде;
− развивать проектные и исследовательские умения, умения самостоятельно
работать с информацией;
− обеспечить практический опыт исследовательской работы.
Методологической основой Программы является подход, предполагающий
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию, в данном случае в области психологии . В
рамках освоения.
Программы происходит развитие метапредметных умений, включающих, наряду с
другими, универсальные учебные действия: способность формулировать и
аргументировать собственную точку зрения, самостоятельно выбирать оптимальные
коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения. Таким образом, Программа
направлена не только на получение целостной системы знаний об основах психологии, но
и на достижение метапредметных и личностных результатов. Основные содержательные
линии учебного курса представлены в программе «Основы психологии» в виде модулей,
изучение которых обеспечивает достижение поставленной цели. Каждая тема программы

направлена на решение конкретной задачи, для которой разрабатывается соответствующий
кейс (основы теории, цитаты и портреты педагогов, схемы для анализа, примеры
конкретных ситуаций, ключевые слова, проблемные вопросы, описание методов для
практической работы, др.).
Место учебного курса в учебном плане Изучение основ психологии на уровне
среднего общего образования предполагается за счет часов части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений, в объеме : 10 классе – 34 часа, в
11 классе – 34 часа.
Планируемые результаты изучения курса «Основы психологии»
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:

–

ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;

–

готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь
в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; –
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей
и достижений нашей страны;

–

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;

–

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;

–

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):

–

российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности
в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к
служению Отечеству, его защите;

–

уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

–

формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;

–

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству
и к гражданскому обществу:

–

гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

–

признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;

–

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;

–

интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;

–

готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;

–

приверженность
идеям
интернационализма,
дружбы,
равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

–

готовность
обучающихся
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,

религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:

–

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

–

принятие гуманистических
и

ценностей,

осознанное, уважительное

доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; –
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование
выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);

–

развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:

–

мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;

–

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;

–

экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально- экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние
природных
ресурсов;
умения
и
навыки
разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение

опыта

–

эколого-направленной деятельности;

эстетическое
отношения к
миру, готовность
эстетическому обустройству собственного быта.

к

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям,
в том числе подготовка к семейной жизни:

–

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;

–

положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:

–

уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,

–

осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;

–

готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;

–

потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;

–

готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся: физическое, эмоциональнопсихологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной
организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник
научится:

–

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;

–

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;

–

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;

–

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;

–

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

–

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;

–

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.

Познавательные универсальные учебные действия Выпускник
научится:

–

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;

–

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

–

использовать
различные модельно-схематические средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;

–

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям
в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;

–

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

–

выстраивать

индивидуальную

образовательную

траекторию,

учитывая

ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; –
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник
научится:

–

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений

результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

–

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);

–

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;

–

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;

–

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,
избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты
Выпускник научится:
-

применять

психологические

знания

в

профессиональной

и

общественной

деятельности, поликультурном общении;
-

владеть знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области

психологии;

-

создавать

условия

для

развития

навыков

учебной,

проектно-

исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию; углубление, расширение и систематизация знаний в области психологии;
-

применять

психологические

знания

в

профессиональной

и

общественной

деятельности, поликультурном общении.
Выпускник получит возможность научиться:
-владеть знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области психологии; развивать познавательный интерес в интеллектуальной и ценностно-смысловой сфере.
Содержание курса «Основы психологии»
Модуль № 1 «Человек как индивид»
10 класс
Тема 1. Первое знакомство с психологией. Основные цели и задачи курса. Понятие
«психология». Методы психологии: основные и вспомогательные. Отрасли психологии.
Тема 2. Как устроена нервная система человека. Нейропсихологические особенности
человека. Строение нервной системы. Основные подразделения нервной системы.
Центральная нервная система. Строение и функции нейрона. Синапс. Медиаторы. Изучение
эффектов симпатической и парасимпатической системы.

Тема 3. Строение и функции нейрона. Строение и функции нейрона. Синапс. Образование
нервного импульса. Медиаторы.
Тема 4. Коллективные объединения нейронов – нервные сети. Коллективные объединения
нейронов – нервные сети, законы их существования. Как осуществляются многочисленные
взаимодействия нейронов в центральной нервной системе. Какие особенности нервных
сетей необходимы для обучения. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Свойства нервных сетей. Определение свойств нервной системы.
Тема 5. Как устроен головной мозг и как он работает. Как устроен головной мозг и как он
работает. Задний мозг. Средний мозг. Передний мозг. Межполушарная асимметрия мозга.
Функции правого и левого полушарий. Доминирование полушарий. Функциональная
асимметрия головного мозга.
Тема 6. Исследование зрачкового рефлекса. Исследование зрачкового рефлекса.
Определение преобладающего полушария.
11 класс
Тема 7. Темперамент как характеристика индивидных свойств человека
Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности. Типы высшей
нервной деятельности и темпераменты. Типы высшей нервной деятельности у детей.
Обучение и индивидуальные особенности.
Тема 8. Способности человека, одаренность и талант. Понятие способностей. Задатки.
Виды способностей.
Тема 9. Познавательные процессы: как мы понимаем, думаем и запоминаем Понятие
внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Развитие внимания. Как происходит анализ
информации, поступающей в наш мозг. Какую роль в обучении играют зрение и слух.
Понятие об анализаторах или сенсорных системах. Зрительная сенсорная система.
Слуховая сенсорная система. Происходит ли полное забывание информации. Виды памяти.
Временная организация памяти. Мозговые структуры, отвечающие за память. Что такое
язык. Есть ли язык у животных. Функции речи. Механизмы речи.
Понятие мышления. Мыслительные операции. Связь мышления и речи.
Модуль № 2 «Человек как субъект и уникальная личность»
10 класс
Тема 1. Индивид, индивидуальность, личность. Личность и характер. Человек как индивид
и как личность. Индивидуальные свойства личности. Характер. Типология характера.
Черты личности. Воспитание характера.

Тема 2. Личность в современном мире. Движущие силы развития личности: понятие
личностного потенциала и ресурсов личности. Развитие личности: факторы, механизмы и
условия. Предпосылки развития личности. Потенциал и ресурсы личности. Тема 3.
Самопознание личности: пути и способы. Самопознание личности. Уровни
самопознания. Пути самопознания. Рефлексия как способ самопознания.
Тема 4. Потребности и мотивы. Потребности, общая характеристика. Виды потребностей.
Иерархия потребностей по А. Маслоу. Мотив и мотивация. Виды мотивов. Мотивы
достижения успеха и избегания неудач.
11 класс
Тема 5. Самосознание. Внутренняя позиция личности. Самосознание личности. Структура
самосознания. Самосознание на разных возрастных этапах. Внутренняя позиция и развитие
личности.
Тема 6. Самоопределение личности. Самоопределение личности. Виды самоопределения.
Самопрезентация

личности.

Способы

самопрезентации.

Дневник

Стрессоустойчивость

и

как

способ

самопрезентации личности.
Тема

7.

Волевая

регуляция.

саморегуляция

Воля. Волевые качества личности. Волевая регуляция. Самоконтроль. Регуляция эмоций.
Стрессоустойчивость.
Модуль № 3 «Человек в мире людей»
10 класс
Тема 1. Средства общения. Вербальное и невербальное общение. Азбука чувств. Развитие
коммуникативных навыков. Определение, функции, виды средств общения. Вербальное,
невербальное общение. Понятие закрытой и открытой поз. Значение жестов в общении
людей. Определение понятия коммуникативных навыков, их функции и роль в общении.
Азбука чувств.
Тема 2. Основы конфликтологии. Польза и вред от конфликта. Стили и стратегии поведения
людей в конфликтах. Определение конфликта. Деструктивные и конструктивные стороны
конфликта. Факторы возникновения конфликтов. Структура конфликта: конфликтная
ситуация, инцидент и собственно конфликт. Стратегии и стили поведения в конфликте. Их
различия и эффективность в различных ситуациях. Стратегии напористости и партнерства
в конфликте. Стили поведения в конфликте: избегание, компромисс, сотрудничество,
принуждение, уступка.
Тема 3. Семья и семейные ценности в современном мире.

Любовь как основа семьи. Понятие «семья» и его определения в различных областях
научного знания и общественной практики. Формы организации семьи в истории
человеческого общества: промискуитет, групповой брак, полиандрия, полигамия,
моногамия; нуклеарная семья. Эволюция семьи в истории человеческого общества – ключ
к пониманию многих проблем современной семьи. Основные функции семьи:
прокреативная,

педагогическая,

хозяйственно-экономическая,

рекреативная

(терапевтическая и организация досуга и отдыха). Семейные ценности: любовь, чувство
значимости,

взаимоуважение,

доверительное

общение,

честность,
соблюдение

прощение,

щедрость,

ответственность,

семейных

традиций

(национальных,

конфессиональных, каждой отдельной семьи). Понятия «структура семьи», «семейная
роль».

Особенности

семьи

как

малой

социальной

группы:

нормативность,

полифункциональность, гетерогенность состава, закрытость, частичная общность целей,
совместный быт. Понятия здоровой и дисфункциональной семейной системы. Десять
признаков здоровой семьи по В. Сатир. Способ осуществления руководства семьей
(патриархальный и эгалитарный типы семьи). Конвенциональные и неконвенциональные
семейные роли: муж–жена, мать–отец, брат–сестра, хозяин хозяйка, организатор семейного
досуга, сексуальный партнер. Изменения содержательного наполнения семейных ролей на
современном этапе развития института семьи. Понятие «психологическая готовность».
Основные теоретические подходы к выбору брачного партнера: изменение критериев в
культурно-исторической перспективе. Компоненты, наиболее часто определяющие
готовность к браку: когнитивный, эмоциональный, оценочно-волевой и деятельностный.
Изучение феномена любви в мировой науке и искусстве. Любовь в супружестве и
родительстве.
Тема

4.

Основы

безопасного

общения

в

Интернете

Польза и вред общения в Интернете. Основные виды интернетугроз и способы их избегания.
Правила интернет-безопасности для детей: не публиковать в Сети свои настоящие личные
данные (имя, фамилию, место проживания, номер телефона, адрес школы, класс и пр.),
регламентировать время пребывания в Сети; использовать средства электронной
безопасности (антивирусная программы, безопасный поиск, контентные фильтры,
соблюдение возрастного ценза); презумпция лжи (не все, что пишут в Интернете, – правда);
доброжелательное общение в Сети (не оскорблять окружающих, не публиковать чужие
фотография и сведения о других людях); использование надежных логина и пароля;

осторожное отношение к новым незнакомым подписчикам в социальных сетях; обсуждение
со значимыми взрослыми интернет-знакомств и содержания общения с новыми
подписчиками; осторожное отношение к скачиваемому контенту; право не размещать свои
фотографии в Сети и не разрешать это делать своим родителям.
11 класс
Тема

Понятие

5.

эмоционального

интеллекта

и

soft

skills

Определение понятия «эмоциональный интеллект». Гибкие навыки (soft skills) –
надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с
другими

людьми.

Тема 6.

Конфликт

психологическую

или

травлю

буллинг:
Основы

как

предотвратить

конфликтологии,

виды

конфликтов

(внутриличностный, межличностный, межгрупповой, конфликт группы и человека).
Буллинг в школьной среде. Различия буллинга и конфликта. Основы конструктивного
поведения в ситуации буллинга в классе. Тема 7. Семейное общение как инструмент
создания психологического климата семьи Понятие «психологический климат семьи»,
которое отражает степень удовлетворенности членов семьи основными аспектами
жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.
Принципы межличностного общения. Способы выражения любви супругов друг к другу и
родителей
к ребенку. Родительское отношение к ребенку: структура, типы и функции. Определение
родительского отношения, родительских установок и стиля семейного воспитания.
Эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты родительского отношения.
Факторы

родительского отношения: принятие – отвержение, автономия –контроль.

Значение изучения семейной истории для осознания семейных ценностей и традиций, а
также важнейших паттернов поведения и эмоциональных реакций, реагирования на
жизненные трудности, присущих семье копинг-стратегий разрешения конфликтов. Тема 8.
Психологическая безопасность

общения в Интернете. Понятие психологической

безопасности. Факторы риска для психологической безопасности. Основы психологически
комфортного общения в социальных сетях. Экологичные способы привлечения аудитории
в аккаунт.

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№

Тема

Количество
отводимое на
темы

п/п
Модуль № 1 «Человек как индивид»
01

11

Первое знакомство с психологией. Понятие
«психология».
Методы
психологии:
основные
вспомогательные. Отрасли психологии.

1
и

1

03

Как устроена нервная система человека
Нейропсихологические особенности человека.
Строение нервной системы.

2

04

Центральная нервная система.

1

05

Строение и функции нейрона

1

06

Коллективные
нервные сети

–

1

07

Как устроен головной мозг и как он работает.
Функции правого и левого полушарий.
Доминирование полушарий.

2

08

Исследование
зрачкового
рефлекса .
Определение преобладающего полушария.

2

02

объединения

нейронов

Модуль № 2 «Человек как субъект и уникальная личность»

10

09

Индивид, индивидуальность, личность.

1

10

Личность и характер

1

11

Личность в современном мире.

1

12

Движущие силы развития личности: понятие
личностного потенциала и ресурсов личности

2

13

Самопознание личности: пути и способы

1

14

Потребности и мотивы. Потребности, общая
характеристика. Виды потребностей.

2

15

Иерархия потребностей по А. Маслоу.

1

16

Мотив и мотивация. Виды мотивов. Мотивы
достижения успеха и избегания неудач.

1

часов,
освоение

Модуль № 3 «Человек в мире людей»

13

17

Средства общения. Вербальное и невербальное
общение

1

18

Азбука чувств. Развитие коммуникативных
навыков. Определение, функции, виды средств
общения. Вербальное, невербальное общение.
Понятие закрытой и открытой поз. Значение
жестов в общении людей.

2

19

Определение
понятия
коммуникативных
навыков, их функции и роль в общении.

1

20

Основы конфликтологии. Польза и вред от
конфликта.

1

21

Стили
и
людей

1

22

Стили поведения в конфликте: избегание,
компромисс, сотрудничество, принуждение,

1

23

Семья и семейные ценности в современном
мире. Любовь как основа семьи.

1

24

Понятие «семья» и его определения
различных областях научного знания
общественной практики.

в
и

1

25

Формы организации семьи в истории
человеческого
общества:
промискуитет,
групповой брак, полиандрия, полигамия,
моногамия; нуклеарная семья.

1

26

Понятия здоровой и дисфункциональной
семейной системы. Десять признаков здоровой
семьи по В. Сатир.

1

27

Основы безопасного общения в Интернете.
Польза и вред общения в Интернете.

1

28

Основные виды интернетугроз и способы их
избегания

1

Итого

стратегии
поведения
в конфликтах.

34

11 класс
№

Тема

Количество часов,
отводимое на освоение

п/п

темы
Модуль № 1 «Человек как индивид»

13

Темперамент как характеристика индивидных
свойств человека. Индивидуальнотипологические особенности высшей нервной
деятельности. Типы высшей нервной
деятельности и темпераменты. Типы высшей
нервной деятельности у детей. Обучение и
индивидуальные особенности.
Способности человека, одаренность и талант.
Понятие способностей. Задатки. Виды
способностей.

3

03

Познавательные процессы: как мы понимаем,
думаем и запоминаем. Понятие внимания.
Виды внимания. Свойства внимания. Развитие
внимания. Как происходит анализ
информации, поступающей в наш мозг. Какую
роль в обучении играют зрение и слух.

2

04

Понятие об анализаторах или сенсорных
системах. Зрительная сенсорная система.
Слуховая сенсорная система. Происходит ли
полное забывание информации.

2

05

Виды памяти. Временная организация памяти.
Мозговые структуры, отвечающие за память.

2

Что такое язык. Есть ли язык у животных.
Функции речи. Механизмы речи. Понятие
мышления. Мыслительные операции. Связь
мышления и речи.
Модуль № 2 «Человек как субъект и уникальная личность»

1

01

02

06

07

08
09
10
11

3

9

Самосознание личности. Структура
самосознания. Самосознание на разных
возрастных этапах
Внутренняя позиция и развитие личности.

1

Самоопределение личности. Виды
самоопределения.
Самопрезентация личности. Способы
самопрезентации.
Дневник как способ самопрезентации
личности.

1

1

2
1

12

Воля. Волевые качества личности. Волевая
регуляция.

1

13

Самоконтроль. Регуляция эмоций.
Стрессоустойчивость.

2

Модуль № 3 «Человек в мире людей»

12

14

Понятие эмоционального интеллекта и soft
skills.

1

15

Определение понятия «эмоциональный
интеллект».
Гибкие навыки (soft skills) –
надпрофессиональные навыки, которые
помогают решать жизненные задачи и
работать с другими людьми.

1

Конфликт или буллинг: как предотвратить
психологическую травлю
Основы конфликтологии, виды конфликтов

1

Буллинг в школьной среде. Различия буллинга
и конфликта. Основы конструктивного
поведения в ситуации буллинга в классе.
Семейное общение как инструмент создания
психологического климата семьи

1

21

Понятие «психологический климат семьи»,
которое отражает степень удовлетворенности
членов семьи основными аспектами
жизнедеятельности семьи, общим тоном и
стилем общения.

1

22

Принципы межличностного общения.
Способы выражения любви супругов друг
к другу и родителей к ребенку.
Родительское отношение к ребенку: структура,
типы и функции.

1

Психологическая безопасность общения в
Интернете. Понятие психологической
безопасности. Факторы риска для
психологической безопасности.
Экологичные способы привлечения аудитории
в аккаунт.

1

16

17
18
19

20

23

24

25
Итого

1

1

1

1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».