ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного курса «Развитие математических способностей» для учащимся начальных классов и направлена на достижение планируемых результатов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: – предметных (образовательная область «Математика и информатика»); – метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных); – личностных. Курс является важной составляющей работы как с детьми, проявляющими способности к изучению математики, так и с детьми, мотивированными к изучению математики, испытывающими интерес к данному учебному предмету и имеющими желание расширить круг своих математических представлений, знаний и умений. Реализация программы даёт возможность раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, поощрения желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свою учебную деятельность. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Цель программы: – создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие младшего школьника на основе развития его индивидуальности; – построение фундамента для математического развития; – формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Задачи программы: – пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, формирование внутренней мотивации к изучению математики; – расширение и углубление знаний по предмету; – формирование приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; – формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям; – обучениематематическомумоделированиюкакметодурешенияпрактических задач; – раскрытие творческих способностей учащихся, развитие таких качеств математического мышления, как гибкость, критичность, логичность, рациональность; – воспитание способности проявлять волю, настойчивость и целеустремленность при решении нестандартных задач; – организация работы с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Всего на изучение курса в 1-м классе отведено 33 часа (1 час в неделю), во 2-3 классах отводится по 34 часа (по 1 ч в неделю). В 4-м классе курс не изучается. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание программы соответствует основным темам ООП НОО по математике. Система заданий позволяет создать условия для формирования у младших школьников знаний и умений на более высоком уровне. При реализации программы используются задания, направленные на формирование у учащихся логических умений; развитие таких качеств мышления, как гибкость, креативность, критичность; обучение приёмам работы с текстовой задачей (анализ текста, моделирование, планирование решения), рациональным приёмам вычислений; формирование пространственных представлений у младших школьников. Основное содержание программы представлено разделами «Логические и комбинаторные задачи», «Арифметические действия и задачи», «Работа с информацией», «Геометрические фигуры и величины». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение курса направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Развитие математических способностей» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: — осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; — развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; — применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; — осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; — применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; — работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; — оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; — оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; — стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Личностные – Учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи, к общим способам решения задач; – Ориентация на понимание причину спеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; – внутренняя мотивация к обучению, основанная на переживании положительных эмоций при решении нестандартной задачи, проявлении воли и целеустремлённости к достижению результата. Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; –преобразовывать практическую задачу в познавательную; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как походу его реализации, так и в конце действия. Познавательные –использовать знаково символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; –осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; –строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей; –произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные –учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; –проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; –задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; –осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – иметь представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; –устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу; –группировать и классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; –использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; –проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.); –находить разные способы решения задачи; -распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, иллюстрирующий истинное утверждение, и контрпример, опровергающий ложное утверждение; – вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников; – структурировать информацию, работать с таблицами, схемами и диаграммами, извлекать из них необходимые данные, заполнять готовые формы, представлять, анализировать и интерпретировать данные, делать выводы из структурированной информации; –планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм. Оценивание достижений планируемых результатов по пятибалльной системе. Оценка знаний и умений обучающихся является качественной и проводится в процессе защиты способов решения задач учащимися, представления результатов исследовательской деятельности и учебного сотрудничества при решении учебно-познавательных и практических задач. Основной целью оценочной деятельности на занятиях курса «Развитие математических способностей» является создание ситуации успеха для всех учащихся. Основным критерием при оценке достижений учащихся является не факт решения задачи, а процесс решения данной задачи. Не все действия при решении нестандартной задачи ученик способен выполнить самостоятельно, поэтому задачей учителя является поддержание интереса к решению задачи, сопровождение процесса решения задачи (использование рисунков, схем, памяток, алгоритмов), сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы. При формировании рабочих групп важно, чтобы с одной стороны, учащиеся могли оказывать друг другу поддержку, помощь в решении задачи, но с другой стороны, избегать ситуации, когда математически одарённый ребёнок берёт решение задачи на себя, исключая познавательную активность других учащихся. В процессе оценивания результативности занятий могут учитываться результаты участия и побед младших школьников в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и конференциях математической направленности разного уровня, в том числе дистанционных. Однако данный показатель не может выступать как приоритетный. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п № п/р Дата изучения Наименование разделов и тем программы Виды деятельности 1 класс Логические и комбинаторные задачи (6 ч) Виды, формы контроля 1 1 Цвет, форма, размер. Анализироватьпредметыигруппыпредметов.Группироватьпр Устный едметыпоразличным признакам. опрос 2-3 2-3 Ориентирование на плоскости и в пространстве. Определять местоположение предметов на листе бумаги и в пространстве. Устанавливать логические связи между объектами. 4-6 4-6 Комбинаторные задачи: перестановка. 7 1 8 2 Устный опрос Устанавливать последовательность расположения Устный предметов. опрос Понимать преимущества систематического перебора перед хаотическим перебором. Решать задачи с помощью рисунка и схематического рисунка Арифметические действия и задачи (15 ч) Нумерация чисел первого Анализировать математические символы. Устный десятка: запись чисел арабскими Понимать правила записи чисел. Устанавливать опрос и римскими цифрами. соответствие между разными способами записи чисел. Задачи с несколькими ответами: перебор вариантов. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://infourok.ru/ prezentaciya-zanyatiya-poprogramme-igralochkapeterson-l-g-3-4-goda-11-temacvet-forma-razmer6114762.html https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/ 2021/03/20/metodicheskayakopilka-kombinatornyelogicheskie-i https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/ 2021/03/20/metodicheskayakopilka-kombinatornyelogicheskie-i https://infourok.ru/urok-iprezentaciya-po-matematikeklass-na-temu-rimskie-cifri1562218.html Анализировать текст задачи. Понимать неоднозначность Устный https://eduportal44.ru/ условия задачи. Решать задачи, используя опрос. Kostroma_EDU/ систематический перебор вариантов. Практическа Licey17/273_FZ_obrazovanie_ я работа. RF/uchiteljam/ metodicheskie_obiedinenija/ mo_nachalnye_klassy/ shelouhova_ea/SiteAssets/ SitePages/%D0%9C %D0%95%D0%A2%D0%9E %D0%94%D0%98%D0%A7% D0%95%D0%A1%D0%9A %D0%90%D0%AF %20%D0%9A%D0%9E %D0%9F%D0%98%D0%9B 9 3 Таблица: таблицы. строка, столбец Анализировать таблицу. Дополнять таблицу в соответствии с заданным условием. 10 4 Решение задачи с помощью рисунка и таблицы. Сравнивать способы решения. Выбирать способ решения, оптимальный для конкретной задачи. 11 5 Моделирование условия задачи с помощью схемы. Устанавливать логические связи между объектами. Решать логические задачи с помощью схемы. 12 6 Числовые Закономерность. 13 7 Решение задач. 14 8 Задачи на взвешивание. 15 9 Нумерация чисел второго десятка: запись чисел арабскими и римскими цифрами. выражения. Анализировать числовые выражения, выявлять закономерности в их составлении. Прогнозировать изменение значения числового выражения при увеличении или уменьшении одного или нескольких компонентов. Анализировать ряд чисел. Определять правило в составлении числового ряда, следовать Правилу. Анализировать условие задачи, моделировать его с помощью рисунка и схемы. Дополнять условие задачи в соответствии с вопросом. Прогнозировать изменение значения числового выражения при увеличении или уменьшении одного или нескольких компонентов. Анализировать текст задачи. Выявлять противоречие в условии задачи. Строить цепочки рассуждений, планировать действия при решении задачи. Анализировать математические символы. Понимать правила записи чисел. Устанавливать соответствие между разными способами записи чисел. Прогнозировать изменение числа при увеличении и %D0%9A%D0%90/%D0%9A %D0%BE%D0%BC %D0%B1%D0%B8%D0%BD %D0%B0%D1%82%D0%BE %D1%80%D0%B8%D0%BA %D0%B0.pdf Устный https://rosuchebnik.ru/ опрос. material/urok-matematiki-vПрактическа nachalnoy-shkole-uchimsyaя работа. rabotat-s-tablitsey/ Устный https://nsportal.ru/ опрос. nachalnaya-shkola/ Практическа matematika/2017/11/24/ я работа. prezentatsiya-k-urokumatematiki-po-temesostavlenie-zadach Устный https://infourok.ru/ опрос. prezentaciya-po-matematikeПрактическа modelirovanie-na-urokahя работа. matematiki-v-klasse1916658.html Устный https://youtu.be/ опрос. iNAyartx1l4 Практическа я работа. Устный опрос. Практическа я работа. Устный https://uchitelya.com/ опрос. matematika/124472Практическа prezentaciya-zadachi-s-vesamiя работа. 1-klass.html Устный опрос. Практическа я работа. 16-17 10-11 Решение задач разными способами. 18-19 12-13 Задачи на переливания. 20-21 14-15 22 1 уменьшении на несколько единиц. Анализировать условие задачи. Дополнять условие задачи недостающими данными. Предлагать разные способы решения задачи на основании разной логики. Определять закономерности при составлении числовых выражений, составлять выражения, следуя правилу. Анализировать текст задачи. Моделировать условие задачи. Планировать действия для решения задачи. Устный опрос. Практическа я работа. Устный https://yandex.ru/video/ опрос. preview/?text= Практическа %D0%97%D0%B0%D0%B4 я работа. %D0%B0%D1%87%D0%B8 %20%D0%BD %D0%B0%20%D0%BF %D0%B5%D1%80%D0%B5 %D0%BB %D0%B8%D0%B2%D0%B0 %D0%BD%D0%B8%D1%8F. %201%20%D0%BA%D0%BB %D0%B0%D1%81%D1%81& path=yandex_search&parentreqid=16641663197492922368802676344304559-vla15784-vla-l7-balancer-8080BAL6576&from_type=vast&filmId =9396579814111053862 Решение задач Моделировать условие задачи. Предлагать и обосновывать Устный разные способы решения задачи. опрос. Прогнозировать изменение значения числового выражения Практическа при изменении одного или нескольких компонентов. я работа. Планировать свои действия при решении математических головоломок Работа с информацией (3ч) Чтение и анализ таблицы. Анализировать таблицу. Соотносить данные таблицы и Устный https://yandex.ru/video/ текст. опрос. preview/? Практическа filmId=1658589219114745693 я работа. 4&suggest_reqid=9790332216 1320871463330854554257&te xt= %D0%A7%D1%82%D0%B5 %D0%BD %D0%B8%D0%B5+ %D0%B8+ %D0%B0%D0%BD 23 2 24 3 25-26 1-2 27 3 28 4 29 5 30-31 6-7 32-33 8-9 Решение задач с помощью таблицы. %D0%B0%D0%BB %D0%B8%D0%B7+ %D1%82%D0%B0%D0%B1 %D0%BB %D0%B8%D1%86%D1%8B.1 +%D0%BA%D0%BB %D0%B0%D1%81%D1%81 Анализировать условие задачи, представленное в таблице. Устный Анализировать таблицу, выявлять закономерности её опрос. составления. Практическа я работа. Истинные и ложные Анализировать информацию. Определять истинные и Устный высказывания. ложные высказывания. опрос. Строить логические суждения. Практическа я работа. Геометрические фигуры и величины (9 ч) Линии и точки. Взаимное Группировать объекты по существенному признаку. Устный https://infourok.ru/urokрасположение на плоскости. Выполнять построения с помощью линейки. опрос. matematiki-v-klasse-sistemaПрактическа lzankova-po-teme-vzaimnoeя работа. raspolozhenie-tochek-i-liniy287099.html Луч. Отрезок. Анализировать геометрические фигуры, определять Устный https://nsportal.ru/ существенные признаки. Выполнять построения на опрос. nachalnaya-shkola/ плоскости. Практическа matematika/2020/02/04/ я работа. prezentatsiya-k-uroku-tochkakrivaya-liniya-pryamaya-liniya Длина отрезка Измерять длину отрезка и чертить отрезки заданной Устный длины, используя разные мерки. опрос. Практическа я работа. Ломаная. Длина ломаной. Группировать геометрические фигуры на основании разных Устный https://resh.edu.ru/subject/ признаков. Выполнять построения. Предлагать и обсуждать опрос. lesson/4269/conspect/272948/ разные способы решения задач. Практическа я работа. Многоугольники. Планировать и проводить практическое исследование, Устный https://uchitelya.com/ делать выводы. Записывать результаты исследования в опрос. matematika/43158-prezentaciyaтаблице. Анализировать чертёж. Практическа mnogougolniki-1-klass-umkя работа. shkola-rossii.html Прямоугольник. Решать задачу с помощью рисунка. Прогнозировать Устный https://nsportal.ru/nachalnayaПериметр прямоугольника изменение ответа задачи при изменении условия. опрос. shkola/matematika/ Учитывать и обсуждать различные мнения при решении Практическа 2015/01/25/1-klass-perimetrзадачи, аргументировать свою точку зрения. Решать задачи я работа. mnogougolnika разными способами. № п/п № п/р Дата Тема Характеристика деятельности учащихся 2 класс Логические и комбинированные задачи (4 ч.) 1 1 2 2 3 3 4 4 5 1 6 2 7 3 8 4 Комбинаторные перестановка размещение. задачи: и Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Решать комбинаторные задачи способом Устный https://infourok.ru/ систематического перебора. Анализировать условие опрос. prezentaciya-na-temuзадачи. Практическа kombinatorika-dlya-klassa-kПрогнозировать изменение ответа задачи с введением новых я работа. vneurochnomu-zanyatiyu-poданных programme-logicheskie-igri3061349.html Логические задачи. Выполнять логические операции анализ и синтез. Устный Понимать инструкцию игры, принимать правила и опрос. следовать им в процессе игры. Практическа я работа. Задачи на распиливание и Моделировать условие задачи и решать задачу с помощью Устный разрезание. схематического рисунка и практическим способом. опрос. Выявлять закономерности и делать выводы Практическа я работа. Логические игры. Понимать инструкцию игры, принимать правила и Устный https://uchitelya.com/ следовать им в процессе игры. Анализировать свои опрос. nachalnaya-shkola/94258действия в процессе игры, определять причины успеха и Практическа prezentaciya-igry-s-chislamiнеудач. Анализировать таблицы, выявлять закономерности я работа. logicheskie-zadachi-1klass.html Арифметические действия и задачи (14 ч.) Решение задач Определять закономерности в составлении ряда чисел. Устный Анализировать ряд чисел, обобщать на основе выделения опрос. существенного признака. Практическа Объяснять разные способы решения задач. Предлагать я работа. разные способы вычисления суммы на основании свойств сложения Сотня: запись чисел римскими Использоватьразныезнакидлязаписичисел.Пониматьуслов Устный https://uchitelya.com/ и египетскими цифрами. ностьиуниверсальность математических знаков (цифр). опрос. nachalnaya-shkola/3688Выполнять логические операции анализ, синтез, сравнение Практическа prezentaciya-istoriya-cifr-1и обобщение. я работа. klass.html Длина, меры длины. Измерять длину разными мерками. Сравнивать длины. Устный https://infourok.ru/ Моделировать условие задачи с помощью схемы. опрос. prezentaciya-po-matematikeПрактическа na-temu-meri-dlini-klassя работа. 2751175.html Задачи-расчёты: покупки. Выполнять прикидку при планировании покупки. Устный https://uchitelya.com/ Моделировать условие задачи с помощью схемы для опрос. matematika/100225составления плана решения. Практическа prezentaciya-zadachi-sя работа. velichinami-cena-kolichestvo- 9 stoimost-2-klass.html Устный https://lusana.ru/ опрос. presentation/6668 Практическа я работа. 5 Время. Решение задач. Называть текущее время разными способами. Использовать для определения времени механические и электронные часы. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Строить логическое рассуждение 6 Числовые выражения. 11 7 Решение задач. 12 8 Вариативность вычислений. 13 9 Умножение и деление. 14 10 Решение задач на взвешивание и переливание. Анализировать числовые выражения, выполнять Устный https://nsportal.ru/ группировку по разным признакам. Выполнять сравнение, опрос. nachalnaya-shkola/ выявлять закономерности в составлении числовых Практическа matematika/2015/11/04/ выражений. Выполнять прикидку. Определять порядок я работа. prezentatsiya-k-urokuдействий в выражении, прогнозировать изменение matematiki-vo-2-klasse-naрезультата числового выражения при использовании temu скобок. Анализировать и заполнять таблицу Определять закономерности в составлении ряда чисел. Устный Анализировать ряд чисел, обобщать на основе выделения опрос. существенного признака. Практическа Объяснять разные способы решения задач. я работа. Предлагать разные способы вычисления суммы на основании свойств сложения. Выполнять сложение и вычитание, используя разные Устный вычислительные приёмы. опрос. Предлагать разные способы вычислений, объяснять и Практическа обосновывать свою точку зрения. я работа. Понимать смысл действия умножения, использовать Устный https://uchitelya.com/ рациональные приёмы умножения. опрос. nachalnaya-shkola/16584Решать задачи на деление. Строить логические утверждения. Практическа prezentaciya-umnozhenie-iя работа. delenie-2-klass.html 15 11 Решение задач 16. 12 Старинные меры длины Египта. Измерять длину разными мерками. Сравнивать длины. Моделировать условие задачи с помощью схемы. 17 13 Работа с таблицами. 10 Моделировать условие задачи. Строить логические рассуждения. Предлагать и обосновывать решение задачи. Анализировать условие задачи: определять истинные и ложные высказывания. Определять закономерности. Записывать решение задачи в таблице, делать выводы. Анализировать таблицу, выявлять закономерности её составления. Составлять простые таблицы. Составлять алгоритмы. Устный опрос. Практическа я работа. Устный опрос. Практическа я работа. Устный https://uchitelya.com/ опрос .Практ nachalnaya-shkola/3688ическая prezentaciya-istoriya-cifr-1работа klass.html Устный https://easyen.ru/load/m/ опрос .Практ 2_klass/ ическая matematika_s_konstruirovanie работа m_konstruirovanie_izobrazhe 18 14 Решение задач. Работа с таблицами. Устный опрос .Практ ическая работа 19 1 Чтение таблицы. Устный опрос. Практическа я работа. 20 2 Решение задач с помощью таблицы. 21 1 Прямоугольник. 22 2 Построение прямоугольников. 23 3 Квадрат. Нахождение периметра квадрата. Построение квадрата по заданным величинам. Отличительные особенности квадрат от прямоугольника. Нахождение периметра квадрата разными способами. 24 4 Дециметр. Единицы длины: метр, дециметр, сантиметр. Построение отрезков длиной 1дм.Решение задач . 25 5 Линия. Многоугольники (продолжение). Виды многоугольников, их классификация. Линия, отрезок(сравнение). Решение задач . 26 6 Ломаная. Длина ломаной. Построение ломаных. Построение ломаных по заданному условию. Нахождение длины ломаной. и Записывать решение задачи в таблице, делать выводы. Анализировать таблицу, выявлять закономерности её составления. Составлять простые таблицы. Составлять алгоритмы. Работа с информацией (2 ч.) анализ Анализировать таблицу. Соотносить данные таблицы и текст. Определять истинные и ложные высказывания Записывать решение задачи в таблице, делать выводы. Анализировать таблицу, выявлять закономерности её составления. Составлять простые таблицы. Составлять алгоритмы. Геометрические фигуры и величины (12ч) Решать задачу с помощью рисунка. Прогнозировать изменение ответа задачи при изменении условия. Учитывать и обсуждать различные мнения при решении задачи, аргументировать свою точку зрения. Решать задачи разными способами. Построение прямоугольника по заданным величинам. Решение задач. Устный опрос. Практическа я работа. nija_na_ploskosti_geometrich eskikh_figur/376-1-0-55539 https://easyen.ru/load/m/ 2_klass/ matematika_s_konstruirovanie m_konstruirovanie_izobrazhe nija_na_ploskosti_geometrich eskikh_figur/376-1-0-55539 Устный опрос. Практическа я работа Устный опрос. Практическа я работа Устный опрос. Практическа я работа Устный опрос. Практическа я работа Устный опрос. Практическа я работа Устный опрос. Практическа я работа https://resh.edu.ru/subject/ lesson/4269/conspect/272948/ 27 7 Прямоугольник. Диагональ прямоугольника. 28 8 Многоугольники. Построение многоугольников 29 9 Периметр многоугольника. 30 10 Квадрат. Диагональ квадрата 31 11 Окружность, круг. 32 12 Циркуль. Построение окружности с помощью циркуля. 33 13 Латинский алфавит 34 14 Повторение изученного. Игровой урок «Занимательная математика» Построение прямоугольника по заданным величинам. Диагональ прямоугольника. Устный опрос. Практическа я работа Группировать геометрические фигуры на основании разных Устный признаков. Выполнять построения. Предлагать и обсуждать опрос. разные способы решения задач. Практическа я работа Виды многоугольников. Периметр многоугольника. Нахождение периметра квадрата, прямоугольника, треугольника. Построение квадрата по заданному периметру. Квадрат как многоугольник. Отличительные особенности квадрата. Диагональ квадрата .Построение квадрата , диагональ. Устный опрос. Практическа я работа Устный опрос. Практическа я работа Планировать и проводить практическое исследование, Устный делать выводы. Анализировать чертёж. Находить сходство опрос. и отличия круга, окружности. Практическа я работа Построение окружности с помощью циркуля. Планировать Устный и проводить практическое исследование, делать выводы. опрос. Анализировать чертёж. Практическа я работа Знакомство с латинским алфавитом и применение его в Устный жизненных ситуациях. Запись и чтение букв латинского опрос. алфавита. Практическа я работа Решение логических задач. Геометрические фигуры и их Практическа применение в жизни. я работа https://uchitelya.com/ matematika/43158prezentaciya-mnogougolniki1-klass-umk-shkolarossii.html № п/п № п/р Дата Тема Характеристика деятельности учащихся 3класс Логические и комбинаторные задачи, задачи на множества (4ч.) Виды, формы контроля 1 1 Магический квадрат. Заполнять таблицу. Высказывать и проверять предположения. Определять закономерности. 2 2 Комбинаторные задачи. Решать разные виды комбинаторных задач способом систематического перебора, составляя таблицу. Прогнозировать изменение ответа задачи при изменении условия. Устный опрос. Практическа я работа. Устный опрос. Практическа я работа. 3 3 Логические задачи. Определять истинные и ложные высказывания. Строить логическое рассуждение. Устанавливать причинноследственные связи. Использовать таблицу для решения задач Устный опрос. Практическа я работа. 4 4 Задачи на множества. 5 1 6 2 Задачи на части Чётные/нечётные числа 7 3 Числовые выражения. Порядок действий. 8 4 Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях с действиями на сложение, вычитание, Устанавливать соответствие между условием и вопросом задачи. Анализировать схему. Моделировать условие задачи, используя схему «круги Эйлера». Классифицировать объекты. Строить логическое рассуждение. Планировать решение задачи. Арифметические действия и задачи (13 ч.) Числаот1 до100. Группировать объекты по различным признакам. Устанавливать соответствие между различными способами записи чисел. Устный опрос. Практическа я работа. Устный опрос. Практическа я работа. Моделировать условие задачи с помощью схемы. Устный Планировать решение задачи. Высказывать предположения, опрос. проверять их в практической деятельности. Обосновывать Практическа свою точку зрения. Выполнять прикидку результата. я работа. Группировать объекты по различным признакам. Осуществлять синтез как составление целого из частей, Устный самостоятельно достраивая и восполняя недостающие опрос. компоненты. Определять закономерности, следовать Практическа правилу. я работа. Определять закономерности, следовать правилу порядка Устный действий при вычислениях. опрос. Практическа я работа. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://easyen.ru/load/m/ 2_klass/ prezentacija_magicheskie_kv adraty/376-1-0-7456 https://uchitelya.com/ informatika/29744prezentaciya-mnozhestva-3klass.html https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/ 2015/10/26/chisla-ot-1-do100-slozhenie-i-vychitanie 9 5 умножение и деление. Задачи на части. 10 6 Числовые выражения. 11 7 Порядок действий в числовых выражениях(продолжение) 12 8 Решение задач с пропорциональными величинами. 13 9 Решение задач . 14 10 15 11 16-17 1213 18 1 Моделировать условие задачи с помощью схемы. Устный Планировать решение задачи. Решать практические задачи, опрос. связанные с повседневной жизнью. Практическа я работа. Анализировать числовые выражения. Выполнять прикидку Устный опрос. результата Практическа я работа. числового выражения. Анализировать числовые выражения. Порядок действий в Устный числовых выражениях. Решение выражений удобным опрос. способом . Практическа я работа. Анализировать таблицу. Определять зависимость одной Устный величины от двух других. Прогнозировать изменение опрос. третьего пропорционального. Решать практические задачи, Практическа связанные с повседневной жизнью. я работа. Планировать решение задачи. Решать практические задачи, Устный связанные с повседневной жизнью. Анализировать таблицу. опрос. Определять зависимость одной величины от двух других. Практическа я работа. Числа от 1 до1000. Записывать трёхзначные числа, используя разные знаки: Устный Рациональные вычисления. арабские, римские, египетские цифры. Устанавливать опрос. соответствие между разными способами записи чисел. Практическа Находить значения выражений, используя свойства я работа. арифметических действий. Выполнять прикидку. Предлагать и объяснять удобные способы вычислений. Числа от 1 до 1000. Счёт в Записывать трёхзначные числа, используя разные знаки: Устный пределах 100. арабские, римские, египетские цифры. Устанавливать опрос. соответствие между разными способами записи чисел. Практическа Находить значения выражений, используя свойства я работа. арифметических действий Решение задач. Предлагать разные способы решения задач, выбирать из Устный них оптимальные. Решать задачу с помощью рисунка и опрос. рассуждений. Практическа Решать задачи на деление с остатком, связанные с я работа. повседневной жизнью. Работа с информацией (3ч.) Таблицы. Заполнять и анализировать таблицу. Выявлять Устный закономерности. Решать задачи с помощью таблицы. опрос. https://uchitelya.com/ pedagogika/123981prezentaciya-matematika-ikonstruirovanie-3-klass.html https://nsportal.ru/shkola/ raznoe/library/2012/11/18/ prezentatsiya-po-temereshenie-zadach-sproportsionalnymi 19 2 Таблицы. Решение задач с таблицами. Решать задачи с помощью таблицы. Выявлять закономерности. 20 3 Задачи-расчёты. Соотносить текст и таблицу. Читать таблицу, определять связи между величинами. Решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью. 21 1 22 2 23 3 24 4 Задачи на построение . 25 5 Пирамида Модель пирамиды. 26 6 Геометрические ребусы. 27 7 Периметр многоугольника Геометрические фигуры и величины(14ч.) Линия. Многоугольник Решать задачи на построения. Группировать (продолжение) геометрические фигуры по существенному признаку. Понимать взаимосвязь между периметром геометрической фигуры и длинами её сторон. Выполнять построения. Решать задачи геометрического содержания разными способами. Виды треугольников. Анализировать виды треугольников. Их сходства и отличия. Прямые, тупые ,острые углы.. Треугольники равнобедренные и равносторонние. Построение треугольников. Построение треугольников с двумя и тремя равными сторонами. Понятия: равнобедренный, равносторонний треугольник. Решать задачи на построение. Группировать геометрические фигуры по существенному признаку. Практическа я работа. Устный опрос. Практическа я работа. Устный опрос. Практическа я работа. Устный опрос. Практическа я работа. Устный опрос. Практическа я работа. Устный опрос. Практическа я работа. Устный опрос. Практическа я работа. Решать задачи на построение. Группировать Устный геометрические фигуры по существенному признаку. опрос. Пирамида и её свойства. Практическа я работа. Развитие умений отгадывать геометрические ребусы и Устный отвечать на вопросы. Решать практические задачи, опрос. связанные с повседневной жизнью. Практическа я работа. Понимать взаимосвязь между периметром геометрической Устный фигуры и длинами её сторон. Выполнять построения. опрос. Находить периметр разными способами. Практическа https://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola/ matematika/2011/08/29/ urok-proekt-po-matematikekonstruirovanie-perimetr-i https://infourok.ru/ prezentaciya-na-temupostroenie-simmetrichnyhfigur-s-pomoshyu-ugolnika-ilinejki-ili-puteshestvie-postrane-zazerkale-3-klass4699058.html 28-29 8-9 Решение задач на нахождение периметра. 30 10 Площадь. Площадь квадрата. 31 11 Площадь прямоугольника 32 12 Окружность. Круг. 33 13 Взаимное расположение окружностей на плоскости. 34 14 Игровой урок «Занимательная математика» . я работа. Устный опрос. Практическа я работа. Понятие площади. Нахождение площади квадрата. Устный Сравнение площади и периметра. опрос. Практическа я работа. Нахождение площади прямоугольника. Формула Устный нахождения периметра квадрата и прямоугольника. опрос. Практическа я работа. Построение окружности с помощью циркуля. Понятия Устный радиус, диаметр. Решение задач . опрос. Практическа я работа. Построение нескольких окружностей на плоскости. Устный Взаимное расположение окружностей. Центр окружности. опрос. Решение задач на построение . Практическа я работа. Повторение пройденного. Решение логических задач с Практическа применением жизненных ситуаций. я работа. № п/п 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс Количество часов Дата всего контрольные практические изучения работы работы Тема урока Цвет, форма, размер. Виды, формы контроля 1 0 0 Устный опрос. Устный опрос. 2. Ориентирование на плоскости и в пространстве. 1 0 0 3. Ориентирование на плоскости и в пространстве. 1 0 0,1 4. Комбинаторные перестановка. задачи: 1 0 0 Устный опрос. 5. Комбинаторные перестановка. Комбинаторные перестановка. задачи: 1 0 0 задачи: 1 0 0,1 Письменный контроль. Письмен ный контроль. Нумерация чисел первого десятка: запись чисел арабскими и римскими цифрами. Задачи с несколькими ответами: перебор вариантов. 1 0 0 Устный опрос. 1 0 0 Устный опрос. 9. Таблица: таблицы. столбец 1 0 0 Устный опрос. 10. Решение задачи с помощью рисунка и таблицы. 1 0 0,1 Устный опрос. 11. Моделирование условия задачи с помощью схемы. 1 0 0 Устный опрос. 12. Числовые Закономерность. 1 0 0 Устный опрос. 13. Решение задач. 1 0 0,1 14. Задачи на взвешивание. 1 0 0 Письменный контроль. Устный опрос. 15. Нумерация чисел второго десятка: запись чисел арабскими и римскими цифрами. Решение задач разными способами. 1 0 0,1 Практическая работа. 1 0 0 Устный опрос. 17. Решение задач разными способами. 1 0 0,1 Практическая работа. 18. Задачи на переливания. 1 0 0,1 1 0 0 Письменный контроль. Устный опрос. 6. 7. 8. 16. 19. строка, выражения. Задачи на переливания. Письменный контроль. 20. Решение задач. 1 0 0,1 Практическая работа. 21. Решение задач. 1 0 0 Устный опрос. 22. Чтение и анализ таблицы. 1 0 0 Устный опрос. 23. Решение задач с помощью таблицы. 1 0 0,1 24. Истинные и ложные высказывания. 1 0 0 1 0 0,1 25. Линии и точки. Взаимное расположение на плоскости. Письменный контроль. Устный опрос. Письменный контроль. 26. Линии и точки. Взаимное расположение на плоскости. 1 0 0 Устный опрос. 27. Луч. Отрезок. 1 0 0,1 28. Длина отрезка. 1 0 0,1 29. Ломаная. Длина ломаной. 1 0 0 Практическая работа. Письменный контроль. Устный опрос. 30. Многоугольники. 1 0 0 Устный опрос. 31. Многоугольники. 1 0 0 Устный опрос. 32. Прямоугольник. Периметр прямоугольника. 1 0 0 Письменный контроль. 33. Прямоугольник. Периметр прямоугольника. 1 0 0 Письменный контроль. 2 класс № п/п 1. 2. Тема урока Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы Комбинаторные задачи: перестановка и размещение. Логические задачи. 1 0 0 Устный опрос. 1 0 0 Практическая работа. Практическая работа. 3. Задачи на распиливание и разрезание. 1 0 0,1 4. Логические игры. 1 0 0 5. Решение задач 1 0 0 6. 1 0 0 7. Сотня: запись чисел римскими и египетскими цифрами. Длина, меры длины. 1 0 0 8. Задачи-расчёты: покупки. 1 0 0,1 9. Время. Решение задач. 1 0 0,1 10. Числовые выражения. 1 0 0 11. Решение задач. 1 0 0,1 12. Вариативность вычислений. 1 0 0 13. Умножение и деление. 1 0 0 14. Решение задач на взвешивание .и переливание. 1 0 0,1 15. Решение задач 1 0 0,1 16. Старинные меры длины Египта. 1 0 0,1 17. Работа с таблицами. 1 0 0,1 18. Решение задач. Работа с таблицами. 1 0 0,1 19. Чтение и таблицы. 1 0 0,1 Устный опрос. 20. Решение задач с помощью таблицы. 1 0 0,1 Практическая работа. анализ Письменный контроль. Практическая работа. Устный опрос. Устный опрос. Практическая работа. Практическая работа. Письменный контроль. Практическая работа. Письменный контроль. Устный опрос. Практическая работа. Практическая работа. Письменный контроль. Практическая работа. Письменный контроль. 21. Прямоугольник. 1 0 0,1 22. Построение прямоугольников. 1 0 0,1 23. Квадрат. Нахождение периметра квадрата. 1 0 0,1 Практическая работа. 24. Дециметр. 1 0 0,1 25. Линия. Многоугольники (продолжение). Ломаная. Длина ломаной. 1 0 0,1 1 0 0,1 Прямоугольник. Диагональ прямоугольника. Многоугольники. Построение многоугольников Периметр многоугольника. 1 0 0,1 1 0 0,1 1 0 0,1 Квадрат. Диагональ квадрата Окружность, круг. 1 0 0,1 1 0 0,1 32. Циркуль. Построение окружности с помощью циркуля. 1 0 0,1 Устный опрос. Письменный контроль. Практическая работа. Устный опрос. Практическая работа. Письменный контроль. Практическая работа. Устный опрос. Практическая работа. 33. Латинский алфавит 1 0 0,1 34. Повторение изученного. Игровой урок «Занимательная 1 0 0 26. 27. 28. 29. 30. 31. № п/п Тема урока Устный опрос. Письменный контроль. Письменный контроль. Устный опрос. 3 класс Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. Магический квадрат. 1 0 0 2. Комбинаторные задачи. 1 0 0,1 3. Логические задачи. 1 0 0,1 4. Задачи на множества. 1 0 0 5. Числаот1 до100. 1 0 0,1 6. Задачи на части Чётные/нечётные числа 1 0 0 7. Числовые выражения. Порядок действий. 1 0 0,1 Устный опрос. Практическая работа. Практическая работа. Устный опрос. Практическая работа. Устный опрос. Письменный контроль. 8. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях с действиями на сложение, вычитание, умножение и деление. 1 0 0 9. Задачи на части. 1 0 0,1 10. Числовые выражения. 1 0 0 11. Порядок действий в числовых выражениях (продолжение) 1 0 0,1 Практическая работа. 12. Решение задач с пропорциональными величинами. 1 0 0,1 Устный опрос. 1 0 0,1 Практическая работа. 13. Решение задач . Устный опрос. Письменный контроль. Устный опрос. 14. Числа от 1 до1000. Рациональные вычисления. 1 0 0,1 Письменный контроль. 15. 1 0 0 16. Числа от 1 до 1000. Счёт в пределах 100. Решение задач. 1 0 0,1 17. Решение задач. 1 0 0,1 Письменный контроль. Практическая работа. Устный опрос. 18. Таблицы. 1 0 0,1 Практическая работа. 19. Таблицы. Решение задач с таблицами. 1 0 0,1 Практическая работа. 20. Задачи-расчёты. 1 0 0 21. Линия. Многоугольник (продолжение) 1 0 0,1 Практическая работа. 22. Виды треугольников. 1 0 0,1 Устный опрос. 23. Треугольники равнобедренные и равносторонние. Построение треугольников. 1 0 0,1 Практическая работа. 1 0 0,1 Письменный контроль. 1 0 0,1 Практическая работа. 24. 25. Задачи на построение . Пирамида Модель пирамиды. Устный опрос. 26. Геометрические ребусы. 1 0 0,1 Устный опрос. 27. Периметр многоугольника 1 0 0,1 Письменный контроль. 28. Решение задач на нахождение периметра. 1 0 0,1 Практическая работа. 29. Решение задач на нахождение периметра 1 0 0,1 Практическая работа. 30. Площадь. Площадь квадрата. 1 0 0,1 Устный опрос. 31. Площадь прямоугольника 1 0 0,1 Устный опрос. 32. Окружность. Круг. 1 0 0,1 Практическая работа. Практическая работа. 33. Взаимное расположение окружностей на плоскости. 1 0 0,1 34. Игровой урок «Занимательная математика» . 1 0 0 Устный опрос. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Развитие математических способностей: 1-2класс. Глаголева Ю.И. – М.: Просвещение, 2022 Развитие математических способностей: 3-4класс. Глаголева Ю.И. – М.: Просвещение, 2022 Геометрия вокруг нас:1-2 класс. Волкова С.И.– М.: Просвещение, 2022 Геометрия вокруг нас:3-4 класс. Волкова С.И.– М.: Просвещение, 2022 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ