ДООП Волшебная кисточка

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Актуальность
Современная система образования ориентируется на подготовку молодого
поколения к реальной жизни. В настоящее время, для того чтобы быть
востребованным на рынке труда, выпускнику школы необходимо обладать
творческими способностями, самостоятельностью и оригинальностью
мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе
творческой деятельности.
Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования. Ведь
этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых
решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому
что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными
знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого
человека.
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей
духовной сферы возникают и формируются еще в детстве. А значит, перед
педагогом изобразительного искусства встаёт задача развития у ребёнка его
творческих возможностей.
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать
нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой
деятельности: научной, художественной, производственно-технической,
хозяйственной и т.д.
На становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы,
умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими
людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство.
Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется
представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового
времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети
приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают
возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей
действительности.
Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача –
освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и
самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к
наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе,
нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным,

искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и
позднее, намного позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте. Как
показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от
отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения
распорядиться своими способностями. Считается, что все дело в
"умении рисовать", но важнее - правильное отношение творческой деятельности.
Часто решение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не
потому не можем рисовать, что "не умеем", а потому, что составлено
неправильное представление о том, какой должна быть работа. Таким образом,
задача педагога в том, что бы развивать художественные способности ребенка,
а, следовательно, и творческие способности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная
кисточка" (далее "Программа") ориентирована на детей от 7 до 9 лет и
рассчитана на 1 год обучения.
Программа знакомит учащихся с различными видами изобразительного искусства,
направлена на развитие художественных способностей.
Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы. Начальное,"
поверхностное" изучение художественных техник, основы изобразительного
искусства. Знакомство с материалами и инструментами.
Адресат программы: обучающиеся 7-9 лет. Набор детей в группы проводится без
предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных
психофизических особенностей.
Количество обучающихся в группе: 12-15 человек.
Объем освоения программы:
1 год – 1 час в неделю;
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность и продолжительность занятий: 1 час в неделю, 1 час равен 45
минутам.

•
•
•

Содержание
Программы
составляют:
эстетическое
восприятие
действительности и искусства, практическая художественная деятельность.
Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга.
В Программе учитываются особенности образовательного процесса, присущие
учреждению дополнительного образования:
использование гибких тем и форм занятий;
особое внимание на настроение аудитории определенного возраста;
занятия детей по желанию, по интересу.

В основу Программы положены следующие принципы:
•
использование эмоционально - интеллектуального опыта, который
складывается у детей в процессе их жизни и деятельности;
•
формирование образного мышления;
•
последовательность освоения изобразительных умений и навыков «от простого
к сложному»;
•
повторение сходных тем, при одновременном усложнении характера
познавательной деятельности детей в направлении повышения их
самостоятельности и все большей активации творчества в процессе познания, а
затем и в процессе образного отражения впечатлений;
•
использование
сезонных
явлений, местного окружения природного и
социального;
•
активное использование межпредметных связей, позволяющих задействовать
все основные процессы восприятия: зрительные, слуховые, тактильные.
Полноценное эстетическое восприятие помогает развитию способности
мыслить, чувствовать, познать специфику художественной ассоциации и
своеобразие языка искусства;
•
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, поскольку творчество
- это всегда выражение индивидуальности. Важно учесть и темперамент, и
характер, и даже настроение ребенка пришедшего на занятие;
оценка
результата творческой деятельности: в форме игры, конкурса, выставки;
•
работа с родителями, где доверительные отношения позволяют достичь
больших успехов у ребенка. Каждый успех ребенка, доводится до сведения
родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получать похвалу не
только от педагога, но и от родителей, что для него очень важно.

•
•
•
•

В Программе используются следующие художественные техники:
рисование (в различных видах и жанрах);
аппликация и коллаж;
рисование пластилином, бисером;
кляксография.

Художественная деятельность учащихся
на
занятиях
находит разнообразные формы выражения:
•
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
•
декоративная и конструктивная работа;
•
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
•
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия.

Ожидаемые результаты
образовательные
•

•

•

•

•

развитие
умения
слушать, вступать в
диалог,
строить
высказывания
умение организовать
рабочее место
бережное отношение к
инструментам,
материалам
развитие
мышечнодвигательных
функций
руки,
глазомера
ознакомление
с
художественными
терминами
и
понятиями

развивающие
•

•

•

овладение основами
художественной
грамоты знание цветов
и материалов
умение передавать
форму, величину
изображения
овладение различными
изобразительными
техниками

воспитательные
приобретение навыка
работы в паре, группе

Формы отслеживания результатов:
•
выполнение творческой работы;
•
общий просмотр всех работ в группе;
•
участие в выставках, конкурсах, акциях;
•
анализ портфолио учащихся с начала обучения в объединении и на текущей
стадии.
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная кисточка»
разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
•
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании);
•
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
•
Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;

•

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
•
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014
№41
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования
детей»;

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития творческого потенциала
обучающихся и их самореализации средствами изобразительной деятельности.
Задачи
Образовательные
•
знакомство
детей
с
различными
видами изобразительной
деятельности, многообразием художественных материалов и приемами
работы с ними, закрепление приобретенных навыков и умений;
•
обучение основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по
воображению;
•
формирование устойчивого интереса к художественной деятельности;
•
обогащение визуального опыта детей через посещение выставок и музеев, с
помощью демонстративного материала;
формирование навыков
сотрудничества и работы в коллективе.
Развивающие
•
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,
творческого воображения, пространственного мышления, эстетического
чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
•
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление,
развитие и поддержка талантливых учащихся;
•
удовлетворение
образовательных
потребностей
человека
в
духовнонравственном и профессиональном совершенствовании;
•
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в творческом
развитии и самосовершенствовании;
•
организация свободного времени учащихся.

Воспитательные
•
воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
•
создание необходимых условий для личностного развития учащихся,
позитивной социализации и профессионального самоопределения;
•
формирование представления о себе, образ своих качеств, способностей,
внешности, социальной значимости (самосознание);
•
формирование самооценки, чувства собственной ценности;
•
обеспечение духовно-нравственного, трудового воспитания учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

1.2. Содержание программы
Учебный план
№
п/п
1.
1.1.
1.2.

Название раздела Темы
занятий

Количество часов
всего теория практика
Живопись
9
4
5
Колористика
2
1
1
Техника
акварельной
3
1
2
живописи

1.3.

Техника

живописи

2

1

1

1.4.
2.
2.1.
2.2.

гуашью
Рисование с натуры
Композиция
Основы композиции
Выразительные средства
композиции

2
9
2
3

1
4
1
1

1
5
1
2

2.3.

Композиционные приёмы

2

1

1

3.

Графика

2

1

1

Итого:

18

8

10

Формы аттестации/
контроля
Опрос
Выставка, просмотр
Конкурс, анализ работ
Педагогическое наблюдение
Анализ работы, просмотр
Викторина
Коллективное обсуждение

Анализ работ
Педагогическое наблюдение
Просмотр, Анализ работ
самоконтроль Самоконтроль
Выставка

Содержание учебного плана
Раздел 1. Живопись
1.1. Колористика
Понятие колористика, еѐ значение и применение в жизни человека. Ахроматические
и хроматические цвета. Основные, составные и смешанные цвета. 4 группы
родственных цветов. Навык работы акварелью, смешение цветов.
Практическая работа:
•
игра на знакомство;
•
практическая работа «Цветовой круг».
1.2. Техника акварельной живописи
Понятие живописи. Особенности акварельной живописи. Выразительные средства
акварели. Демонстрация примеров работ художников.
Практическая работа:
•
мастер-класс «Зимний сон» - обобщение и распространение педагогического
опыта, трансляция опыта и непосредственное обсуждение предлагаемых
изобразительных техник и поиск творческого решения всеми участниками
мастер-класса. Применение техники «по-сырому», способ изображения снега,
светимости света;
•
упражнение «Заливка» - тренировка в создании ровных акварельных растяжек
одним цветом и с переходом разных оттенков;
1.3. Техника живописи гуашью
Направления и жанры живописи. Техника работы гуашью. Выразительные средства.
Практическая работа:
•
игра «Цвет-предмет» - развитие сообразительности, воображения;
•
работа «Лесной пейзаж» - рисование с фотографии с применением
выразительных средств живописи, передача пропорций.
1.4. Рисование с натуры
Построение изображения с натуры. Компоновка изображения на листе. Передача
пропорций. Понятие объём. Ближний и дальний планы.
Навык сравнения предметов — светлее — темнее, ближе — дальше, ярче — бледнее.
Контрастные и нюансные отношения цветов. Рисование с натуры развивает
глазомер.
Практическая работа:
• «Натюрморт 1».

Раздел 2. Композиция
2.1. Основы композиции
Композиционный центр, равновесие, цельность композиции. Изображение
воображаемых предметов. Расположение изображения на листе. Развитие
фантазии, творческого мышления.
Практическая работа:
•
практическая работа
«Треугольники» создание узора
из
треугольников, соблюдение основ композиции;
•
самостоятельная работа «Кем я хочу стать» - применение полученных знаний
по композиции.
2.2. Выразительные средства композиции
Изучение выразительных средств композиции: форма, цвет, фактура, ритм,
пропорции, пластика. Практическая работа:
•
практическая работа «Масленица» - передача настроения и традиций праздника
при помощи выразительных средств композиции;
•
практическая работа «Пряничный домик» - применение средств — форма, цвет,
фактура, пропорции.
2.3. Композиционные приёмы
Изучение композиционных приёмов: контраст — нюанс, симметрия — асимметрия,
стилизация, трансформация, группировка.
Практическая работа:
•
практическая работа
«Животное
из
геометрических фигур»
- применение стилизации, трансформации реалистичного наброска;
•
самостоятельная работа «Праздничный торт» - изображение воображаемых
предметов, передача вкусовых характеристик при помощи композиционных
приёмов.
Раздел 3. Графика
Понятие графика. Выразительные средства: точка, линия, штрих, пятно.
Демонстрация примеров работ художников.
Практическая работа:
•
практическая работа «Лиственное дерево. Хвойное дерево» - стилизованное
графическое изображение деревьев с передачей их характерных особенностей;
•
самостоятельная работа «Прогулка по саду» - изображение воображаемых
предметов, применение полученных знаний и навыков для создания
многообразия растительных мотивов.

1.3. Планируемые результаты
Изучение данной программы дает возможность учащимся достичь следующих
результатов:
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
•
осознание изобразительного искусства как способа познания и
эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств
человека;
•
представления о роли искусства в жизни человека;
•
восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;·
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению
классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися
произведениями отечественной художественной
культуры;
•
понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения
эмоционально-ценностного отношения к миру;
•
основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру,
явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
•
устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и
достижениям мировой культуры;
•
понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и
окружающим миром;
•
восприятие и оценка произведений изобразительного, декоративного и
народного искусства, дизайна и архитектуры;
•
художественный вкус, способности оценивать окружающий мир по законам
красоты;
•
способности выражать в творческих работах своѐ отношение к окружающему
миру;
•
понимание причин успеха в творческой деятельности;
•
способности к самооценке.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:·
•
самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
•
планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;

•

следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям
учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
•
руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании
художественно-творческой работы;
•
определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты
собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным
критерия
учащиеся получат возможность:
•
ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
•
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении
художественно-творческих задач;
•
осуществлять самостоятельную
художественно-творческую
деятельность;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам
самостоятельной художественно-творческой деятельности;
•
вносить
необходимые
коррективы
входе
выполнения
художественнотворческих работ;
•
анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной
художественно-творческой работы с учётом разных критериев.

Предметные результаты
К концу полугодия обучения учащиеся будут знать:
1. Названия основных и дополнительных цветов.
2. Жанры живописи.
3. Правила поведения и техники безопасности на занятиях.
4. Как правильно организовать свое рабочее место.
5. Как располагать лист в зависимости от замысла (вертикально
или
горизонтально).
6. Технология работы с гуашью и акварелью.
7. Техники нанесения красок.
8. Тёплые и холодные цвета.
9. цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и
холодные цвета; будут уметь:
1. Пользоваться инструментами: карандашами, красками, кистью, палитрой,
линером.
2. Полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы.
3. Подбирать краски в соответствии с настроением рисунка.
4. Смешивать цвета.

5.

Моделировать художественно - выразительные формы
растительных форм.

геометрических и

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение программы
Учебный кабинет
Столы и стулья
Школьная доска
Стенд для оформления выставки работ учащихся
Материалы и инструменты (обеспечивают родители):
1. Акварельная бумага формата А3
2. Бумага для графических работ формата А4
3. Акварель
4. Гуашь
5. Простые карандаши разной мягкости
6. Резинка
7. Линер чѐрного цвета
8. Палитра
9. Баночка для воды
10. Кисти белка
11. Кисти синтетика
12. Восковая свеча белая
13. Лоскуты ткани
14. Ножницы
15. Клей ПВА
16. Губка

Кадровое обеспечение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 27 укомплектована кадрами, имеющими
необходимую квалификацию для решения задач, определенных данной
дополнительной общеразвивающей программой, способными к
инновационной профессиональной деятельности.

Требования к кадровым условиям включают:
˗
укомплектованность образовательной организации педагогическими,
руководящими и иными работниками;
˗
уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной
организации;
˗
непрерывность профессионального развития педагогических работников
образовательной организации, реализующей образовательную программу
основного общего образования.
МБОУ СОШ № 27 полностью укомплектована кадрами для реализации настоящей
программы, имеющими необходимую квалификацию для решения задач,
способными к инновационной профессиональной деятельности, уровень
квалификации работников в основном соответствует условиям реализации
программы.
Информационное обеспечение
Цифровые образовательные ресурсы
Комплект презентации к учебным занятиям и досуговых мероприятиям.
Интернет-ресурсы:
•
Трушникова М., Электронная книга "Удовольствие рисования", интернет
ресурс: http://graphic.org.ru "Разнообразие искусства – стили и типы
живописи", интернет ресурс: https://yantar.in.ua/blog/raznoobrazie-iskusstva-stilii-tipy-zhivopisi.html
•
"История
живописи",
интернет ресурс:
http://историяживописи.рф/аналитическое-искусство/
Методическое обеспечение
Особенности организации образовательной деятельности
При проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме бесед с
просмотром иллюстративного материала и закрепляется практическим
освоением темы.
Для развития творческих способностей учащихся на занятиях изобразительной
деятельностью используются следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая
деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти
верное решение из всех возможных.

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно
активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре
возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
Метод диалогичности. Педагог и учащийся собеседники.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках
необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и
той же задачи.
Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств:
игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок
приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает
собственные знания, формирует ценности, культуру.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного
искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся, занятия
- вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и
общественного созидательного труда. Одной из основных задач Программы
является задача формирования у учащихся творческого и познавательного
процесса, познание окружающего мира.
Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения проведения
занятий:
Занятия-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами,
техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Занятия-конкурсы: «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой
соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал
теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок,
искать ошибки.
Занятия-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти
предложенных вариантов.
Занятие - прогулка/путешествие.
Занятие - панорама.
Занятие – репортаж с выставки.
Занятие – викторина.
Занятие - игра. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и
вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает
раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой
частью и союзником воспитания и обучения учащихся
Для развития
творческих способностей на занятиях ИЗО – деятельностью широко
используются ИКТ - технологии. Это создает на занятии эмоциональный
настрой, помогает разнообразить формы проведения занятий, расширяет спектр
используемого педагогом дидактического материала и т.д.

Программа предполагает использование различных форм и приемов работы, что
позволяет учащимся активно включаться в творческий процесс.
Формы обучения:
✓ информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог;
✓ художественное
восприятие
–
рассматривание, демонстрация,
экскурсия;
✓ изобразительная
деятельность
–
индивидуально-групповая,
коллективная;
✓ художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание
музыки, чтение литературных произведений;
✓ мотивирующее обучение - совместная деятельность педагога и учащихся;
✓ активный творческий поиск (педагога и учащихся); ✓ дифференцированный
подход.
Обеспечение программы методической продукцией
1.Информационно дидактические материалы
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Шаблоны кленовых листьев
Разные виды образцов (более 20 разновидностей)
Засохшие осенние листья (разные и много)
Игра «Составь свой натюрморт»
Шаблоны разных животных и птиц (более 20 разных)
Изображение апельсина
Трафареты куриного яйца
Трафарет матрешки
Дидактическая игра «Далеко - близко»
Дидактическая игра «Угадай-ка»
Дидактическая игра «Скульптура или рельеф»
Дидактическая игра «Я - рельеф?»
Дидактическая игра «Узнай композицию»
Дидактическая игра «Знаем ли мы скульпторов?»
Дидактическая игра «Скульптура или рельеф?»

•

Дидактическая игра «Составь свой натюрморт»
знаменитых художников. Аналоги работ по теме
•
Предметы для натюрморта.
2.Контрольные и проверочные пособия
•
•

Викторина «Виды искусства»
Проверочный тест: «Инструменты и материалы»,

Репродукции картин

•
•
•
•
•
•
•
•

Тесты П.Торранса
Контрольная работа: «Открой искусство!»
Проверочный тест № 1 «Жанры живописи»,
Проверочный тест № 2 «Жанры живописи»,
Проверочный тест № 3 «Изобразительные материалы»,
Контрольная работа «Цветовые характеристики»,
Проверочный тест «Познаѐм искусство»,
Кроссворд: «Средства выразительности графики»

3. Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.

6.

Бриджмен Дж., "Человек как художественный образ. Полный курс
анатомического рисования", М: "Эксмо", 2015.
Буймистру Т. А., "Колористика", М: "Ниола-Пресс", 2018.
Ли Николай "Основы учебного академического рисунка", М: "Эксмо", 2014.
Лыкова И.А., "Изобразительная деятельность", М: "Сфера", 2018.
Полякова И., Сапожникова Т. «Особенности обучения школьников по
программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный
труд», М.: Просвет, 2017
Сокольникова Н.М. "Основы композиции", г. Обнинск, "ТИТУЛ", 2015. 7.
Стародуб К. И, Евдокимова Н. А., "Рисунок и живопись. От реалистического
изображения к условно-стилизованному», Ростов н/Д: "Феникс", 2017.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».