2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время психология начинает занимать все более заметное место в общей культуре страны. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни – политической, экономической, производственной, социальной, юридической и др. Первостепенные ценности гуманизма, чрезвычайно важные в современном мире, основаны на психологических законах общения, взаимодействия людей, их личности и индивидуальности. Всеми этими причинами обусловлена актуальность курса «Введение в психологию» в старшей школе, ведь необходимость психологического образования со школьных лет отвечает интересам современного общества и вытекает из потребностей общественной жизни. К сожалению, отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит его полноценное развитие, поэтому мы считаем необходимым внедрение данного курса в состав психолого- педагогического профиля старшей школы. Курс ««Введение в психологию»» для 10-11 классов выполняет роль развивающего предмета, основу которого составляет психологические знания: о самом себе, об окружающей социальной среде, о структуре и функциях общения, о правилах поведения в конфликтных ситуациях, об условиях и технологиях эффективной коммуникации. Общая цель предмета – дать учащимся важнейшую психологическую основу, которая поможет им благополучно адаптироваться в социальной реальности. Результаты курса для 10-11 классов: I. II. Знания и навыки освоение системы понятий, необходимых для понимания коммуникационных процессов; формирование картины своего внутреннего мира и овладение психологическими понятиями, с помощью которых можно этот внутренний мир анализировать иописывать; понимание категорий «общение», «конфликт», «психологические защиты» и др. в историко-философском, и психологическом контексте Практические компетенции умение проводить «диагностику» основных коммуникативных компетенций испытуемого. умение проводить групповые занятия с детьми младшего школьного возраста на развитие навыков общения. 3 Ш. Социально-личностные компетенции формирование навыков самопознания как необходимой основы любой деятельности в социуме; развитие умения анализировать собственные переживания; развитие способности к сопереживанию другому человеку; развитие толерантного отношения к инаковости жизненного мира и переживания другого человека. Обоснование содержания курса: 1. Сообразность преподавания науки с содержанием и характером этой науки1. Особую сложность представляет отборпсихологического материала для школьного учебного курса, т.к. в науке существуют спорные теории, которые разноречивы и борются между собой. В программу данного курса вошли те вопросы психологии, по которым согласны авторы почти всех школ и направлений и являются общепризнанными. На доступном для школьников уровне программа включает материалы по общей, возрастной, социальной психологии. 2. Сообразность содержания курса с личностными особенностями детей. При разработке курса учитывались основные возрастные характеристики детей на этапе отрочества, которые соответствуют возрасту учеников 10-х классов средней школы. Описание основных форм деятельности учащихся: 1. Фронтальная 2. Коллективная 3. Групповая 4. Индивидуальная Учитель из вышеперечисленных форм работы учащихся выбирает наиболее подходящую к теме и задачам урока форму работы. Описание основных технологий и методов, применяемых учителем: 1. Изложение нового материала с учетом знаний и умений учащихся, возможностей повторения пройденного; 2. Осуществление связи излагаемого материала с жизнью; 3. Применение усвоенных учащимися знаний к объяснению конкретного материала; 4. Отсутствие шаблона и формализма в построении урока 5. Развитие мышления и других познавательных процессов учащихся. 6. Использование наглядных форм передачи учебного материала (мультимедийный урок). Обоснование курса процитировано из учебно-методического пособия для учителя «Преподавание психологии в школе 3-11 классы» / под ред. И.В. Дубровиной – М.: Издательство «МОДЭК», 2007. – 800 с. 1 4 Описание внутрипредметных и межпредметных связей: Курс ««Введение в психологию»» для 10 класса имеет три основных раздела, которые связаны друг с другом по смыслу. Первый раздел «Общее введение» дает общее представление о психологии как науке и ее составных частях, и отраслях, затем следует раздел «Ведение в психологию общения», который отвечает потребностям подросткового возраста и может быть актуален и интересен ученикам 10 класса. По смыслу данный раздел связан с третьим разделом «Условия и технологии эффективной коммуникации. Курс ««Введение в психологию»» для 11 класса имеет три основных раздела, которые связаны друг с другом по смыслу. Первый раздел «Познавательные процессы» дает общее представление о внимании, восприятии, памяти, мышлении, способностях, темпераменте, характере человека. Затем следует раздел «Личность», который является интегральным и обобщающим по отношению к первому разделу и углубляет знания учеников 11 класса о самих себе и окружающих людях. Третий раздел «Основы психологического консультирования» позволяет учащимся узнать основные техники осуществления психологической помощи и применить полученные ранее теоретические знания на практике. Среди межпредметных связей можно выделить смысловые связи с предметами литературы, биологии, обществоведением, а также с элективным курсом по профориентации старшеклассников. Сведения об учащихся, на которых рассчитана программа: Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов в возрасте от 15 до 18 лет. Общение со сверстниками в данном возрасте является ведущей деятельностью, внутри которой оформляются общие взгляды на жизнь, отношения между людьми, формируются личностные смыслы жизни подростка. Характеристика необходимых материальных ресурсов: Уроки психологии проводятся в классно-урочной системе с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию. Из материальных ресурсов требуются: школьный класс с партами и стульями, доска, мел, желательно техника, позволяющая проводить мультимедийные уроки (компьютер, телевизор или подвесной экран с проектором). 5 Сведения о результатах апробации программы: Общее число часов, отведённых для изучения курса «Введение в психологию» на уровне среднего общего образования, составляет 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). 6 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 КЛАССА РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ. Понятие «психологии». Понятие «психики». Особенности психологии как науки. Задачи психологии. Место психологии в системе наук. Значение понимания места психологии в системе наук для психологической практики. История развития представлений о душе в древности. Материалистический подход Демокрита. Естественнонаучный подход Аристотеля. Взгляды на природу души Сократа и Платона. Рационалистический подход Декарта. Психология как молодая наука. Отросли психологии. Психология сознания Вундта. Поведенческий подход к изучению психики – бихевиоризм Уотсона. Формула стимул-реакция. Глубинная психология Фрейда. Представления о бессознательном, подсознании и сознании человека. Структура личности по Фрейду – Я, ОНО и Сверх-Я. Вопросы и задания для самостоятельной работы: Что изучает психология? Что такое психика? Почему можно говорить о наличии психики у людей и животных, а у растений нет? В чем особенности психологии как науки? Какое место занимает психология в системе наук о человеке? Опишите основные представления о душе древних философов. Напишите список основных отраслей психологии и дайте определение трем отраслям психологии на ваш выбор. Используйте для выполнения данной работы Интернет. Что послужило началом рождения психологии как науки? Какие эксперименты проводились с сознанием испытуемых в лаборатории Вундта? В чем суть бихевиоризма? Какое значении имеют добавления Тиченнера в формулу стимулреакция? Дайте характеристику основных положений глубинной психологии Фрейда. Опишите структуру личности по Фрейду. 7 РАЗДЕЛ 2. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОБЩЕНИЯ Структура процесса коммуникации (участники, контекст, значения, символы, кодирование и декодирование, шумы обратная связь). Функции общения. Виды общения (формальное, примитивное, формально-ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское) Психологические проблемы общения. Основные характеристики «хорошего» контакта между людьми в общении. Понятие «эмпатии» в восприятии эмоционального состояния человека. Значение гибкости и толерантности в общении. Невербальные средства общения. Речевые средства общения. Качества, важные для межличностного общения. Умение слушать. Развитие навыков активного слушания. Конгруэнтность. Позиции в общении. Стили общения. Манипулирование. Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме Что такое коммуникация? Назовите составные части процесса коммуникации. Для чего общаются люди – назовите функции общения. Дайте характеристику основным видам общения. Проработать конспект урока по теме. Что такое «хороший контакт» в общении? Что такое «эмпатия»? Зачем нам нужно проявлять гибкость и толерантность в общении? Дайте характеристику невербальным средствам общения. Какие речевые средства общения Вы знаете? Какие качества важны для межличностного общения? Какие способы существую для развития навыков активного слушания? Что такое конгруэнтность? Какие позиции в общении вы знаете? Дайте характеристику разным стилям общения. Что такое манипулирование? Как распознать манипуляцию? Проведите тест с другом или родственником на определение уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Дайте испытуемому обратную связь после тестирования. 8 РАЗДЕЛ 3. УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Механизмы межличностного восприятия. Имидж, харизма. Психологические защиты (отрицание, подавление, регрессия, интеллектуализация, рационализация, реактивное образование, изоляция, замещение и др.) Барьеры в общении. Контроль эмоций. Самопрезентация. Деловое общение. Понятие «конфликт». Причины возникновения конфликтов. Анализ конфликтов. Этапы и стили поведения в конфликтных ситуациях. Конструктивное преодоление конфликтов. Практическая часть – тестирование. Теория, обсуждение результатов. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме Каковы механизмы межличностного восприятия? Из чего складывается имидж человека? Что такое харизма? Подобрать примеры из мультфильмов, кино и произведений литературы, иллюстрирующих разные психологические защиты личности. Какие вы знаете барьеры в общении? Какие существуют способы контроля эмоций? Назовите основные правила хорошей самопрезентации Дайте определение понятию «конфликт». Протестируйте друга или родственника на стили поведения в конфликтной ситуации и дайте обратную связь испытуемому после тестирования. 10 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 11 КЛАССА РАЗДЕЛ 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. Представление об этапах познания человеком окружающего мира. Понятие «высших психических функций» человека. Определение внимания, как первого из психических процессов. Виды и свойства внимания. Определение восприятия. Виды и свойства восприятия. Методики диагностики развития внимания и восприятия. Определение памяти. Виды и свойства памяти. Методы развития памяти, техники диагностики развития памяти. Определение мышления. Продукты мышления. Диагностика развития мыслительных операций. Соотношение понятий мозг и психика. Представление о межполушарной асимметрии мозга. Свойства левого и правого полушарий. Тесты на определение ведущих руки, ноги, глаза и полушария. Представление о способностях, задатках, интеллекте. Тесты интеллектуального развития. Представление о творческих способностях. Проблема гениальности. Определение темперамента. Виды темпераментов, обсуждение тестирования на определение типа темперамента. Определение характера. Свойства характера, виды акцентуаций характера. Представление о воле человека. Методы тренировки и развития воли. Определение эмоций и чувств. Субъектный мир человека: управление своей жизнью и ответственность. Вопросы и задания для самостоятельной работы: Что такое высшие психические функции? Назовите имя психолога, который ввел в науку это понятие. Перечислите основные этапы в процессе осознания человеком информации из окружающей среды. Что такое внимание? Назовите основные свойства внимания, приведите примеры. Что такое произвольное, непроизвольное и постпроизвольное внимание? Что такое восприятие человека? Чем восприятие отличается от ощущений? Что такое память? Каковы свойства памяти? Какими методами и техниками можно развивать свою память? Что такое мышление человека? Какова основная функция мышления? Назовите основные операции мышления. Как соотносятся понятия мозг и психика? Что такое межполушарная асимметрия мозга? Чем левши отличаются от правшей? Что такое способности человека и чем они отличаются от задатков? Назовите специальные способности для различных профессий. Что такое интеллект? Как измерить уровень интеллекта человека? Что такое темперамент? Какие виды темперамента человека 11 Вам известны? Что такое характер человека? Что такое акцентуация характера и какие акцентуации Вам известны, приведите примеры. Что такое воля? Какими способами можно тренировать свою волю? Эмоции и чувства человека – в чем разница? Что значит нести ответственность за свою жизнь? Как проявляется индивидуальность каждого человека в его жизни? 12 РАЗДЕЛ 2. ЛИЧНОСТЬ Понятие личности – классификация определений. Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда. Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера. Теория коллективного бессознательного К.Юнга. Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу. Самосознание. «Я – концепция» Карла Роджерса. Понятие личности в теории деятельности А.Н.Леонтьева. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме Что такое личность? Почему в науке существует так много теорий личности? Как именно мы можем использовать это многообразие в процессе самопознания? Назовите основные категории теории личности З. Фрейда. Как согласуются между собой части личности в психоанализе? Назовите причины психических заболеваний по Фрейду. Что такое процесс компенсации в теории личности Адлера? Что такое чувство неполноценности и как оно влияет на ход развития личности? Каковы основные особенности теории К. Юнга? Что такое коллективное бессознательное? Что такое пирамида потребностей Маслоу? Каковы основные принципы гуманистической теории личности? Что такое самосознание по Карлу Роджерсу? Каковы факторы, влияющие на формирование «Я-концепции» по Роджерсу? Что такое деятельность, мотив, задача, цель, действие и операция? Дайте характеристику строения деятельности человека. В чем основная специфика теории деятельности Леонтьева, и каково значение теории деятельности в современной психологии? 13 РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Общее представление о психологическом консультировании. Процесс беседы. Технология ведения беседы. Метод эмпатии (сопереживания). Метод кларификации (понимания). Метод майевтики (прояснения убеждений). Завершение курса. Подведение итогов. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме Каковы существуют основные правила психологической помощи? Как верно устанавливать отношения в психологической беседе? Какова структура психологической беседы? Что такое запрос, жалоба и проблема? Что такое эмпатия, сопереживание? Каково значение сопераживания в процессе оказания психологической помощи? Что такое процесс понимания? Что такое оператор понимания, как его следует применять в психологической беседе? В чем суть метода майевтики? Почему методом майевтики нужно пользоваться с осторожностью? Проблема эффективности психологической помощи – в чем ее суть? 14 Тематическое и почасовое планирование по предмету ««Введение в психологию»» для 10 класса Наименование разделов и тем п/п 1. Общее введение. 1.1 Предмет психологии. Место психологии в системе наук. 1.2 История развития и отрасли психологии. 1.3 Основные психологические школы. Психология сознания. 1.4 Психология поведения. 1.5 Глубинная психология З. Фрейда. 2. Введение в психологию общения. 2.1 Структура и средства общения. Психологические проблемы общения. Виды общения. контакта, восприятие и понимание 2.2 Установление эмоционального состояния человека. Гибкость. Толерантность. средства общения. Межличностное 2.3 Невербальные пространство. 2.4 Невербальные средства общения. Жесты, мимика, походка,наклон тела. Сигналы глаз, жесты ухаживания, подстройка к собеседнику. 2.5 Речевые средства общения. Интонация, темп и громкость речи, форма изложения. Прием и передача информации в процессе взаимодействия. 2.6 Как научиться общаться лучше. Качества, важные для межличностного общения. Умение слушать. Развитие навыков активного слушания. 2.7 Конгруэнтность - ресурсное состояние. 2.8 Способы психологической поддержки. 2.9 Позиции в общении. 2.10 Стили общения. 2.11 Манипулирование. неуверенное, агрессивное поведение. 2.12 Уверенное, Тестирование. 2.13 Срез знаний по разделу «Психология общения» 3. Условия и технологии эффективной коммуникации. 3.1 Механизмы межличностного восприятия. Имидж, харизма. 3.2 Психологические защиты. (тестирование) защиты – анализ результатов 3.3 Психологические тестирования. Общее количество часов 7 1 1 2 1 2 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 1 1 3 15 Понятие «конфликт». Причины возникновения конфликтов. Анализ конфликта. Этапы и стили поведения в 3.5 конфликтных ситуациях. 3.6 Конфликты с родителями Конструктивное преодоление конфликтов. Практическая 3.7 часть - тестирование Конструктивное преодоление конфликтов. Теория, 3.8 обсуждение результатов Эффективные отношения (с собой, с окружающими и 3.9 миром) 3.10 Срез знаний по разделу «Эффективная коммуникация» 4. Подведение итогов за год. Выводы результаты. ИТОГО: 3.4 1 1 1 1 2 1 1 1 34 16 Тематическое и почасовое планирование по предмету «Введение в психологию» для 11 класса п/п Наименование разделов и тем 1. Познавательные процессы. 1.1 Понятие «высших психических функций» человека. 1.2 Внимание и восприятие. 1.3 Память. (тестирование) 1.4 Мышление. (тестирование) 1.5 Мозг и психика. Межполушарная ассиметрия мозга. (тестирование) 1.6 Рубежный срез знаний к разделу 1 1.7 Способности. Интеллект. (тестирование) 1.8 Творческие способности. Проблема гениальности. 1.9 Темперамент. 1.10 Характер. Воля. (тестирование) 1.11 Эмоции и чувства. 1.12 Субъектный мир человека: управление своей жизнью и ответственность. 1.13 Срез знаний к разделу 1 2. Личность. 2.1 Личность – классификация определений 2.2 Психоаналитическая теория личности (З. Фрейд) 2.3 Индивидуальная теория личности (А. Адлер) 2.4 Теория коллективного бессознательного К.Юнга. 2.5 Гуманистическая теория личности (А. Маслоу) 2.6 Самосознание. «Я-концепция». (К. Роджерс) 2.7 Понятие личности в теории деятельности (А.Н. Леонтьев) 2.8 Срез знаний к разделу 2 3. Основы психологического консультирования. представление о психологическом 3.1 Общее консультировании. Процесс беседы. Технология ведения беседы. 3.2 Метод эмпатии (сопереживания). 3.3 Метод кларификации (понимания). 3.4 Метод майевтики (прояснения убеждений). 3.5 Завершение курса. Подведение итогов. ИТОГО: Общее количество часов 18 1 1 2 2 2 2 1 1 1 2 1 1 1 10 1 2 1 1 1 2 1 1 6 2 1 1 1 1 34 17 Литература к курсу Основная литература Преподавание психологии в школе. 3-11 классы. Методическое пособие под. Ред. Дубровиной И.В., Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2007 г. Р. Вердербер, К. Вердербер. Психология общения. — СПб., 2003. О. В. Хухлаева, "Тропинка к своему Я: уроки психологии в старшей школе (9-11 классы)", Издательство: Генезис, 2005 г. Л. В. Строганова, "Познай самого себя. Уроки практической психологии в средней и старшей школе", Издательство: Педагогическое общество России, 2005 г. И. М. Никольская, Г. Л. Бардиер, "Уроки психологии в средней и старшей школе", Издательство: Речь, 2004 г. Н. П. Локалова, "Уроки психологического развития в средней школе: 9-11 классы", 2001 г. Дополнительная литература Ф.Е. Василюк. Типология переживания различных критических ситуаций. - Психологич. журн., 1995, Том 16, № 5. – С. 104 - 114. Ф.Е. Василюк. Уровни построения переживания и методы психологической помощи. - Вопросы психологии, 1988, N5. С. 27 - 37. Б. М. Величковский. Представление реального и воображаемого пространства / Б. М. Величковский, И. В. Блинникова, Е. А. Лапин // Вопр. психол. – 1986. – № 3. – С. 103–112. К. Левин. Типы конфликтов. – В кн.: Психология мотиваций и эмоций. – М.: ЧеРо, 2002, с. 378-384. Ю.С. Савенко. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология. - В кн.: Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974, с.95-112. А. Фрейд. Защитные механизмы. // Психология переживания.Хрестоматия. – М.: МГППУ, 2008. - С. 143 – 153. П. Фресс и Ж. Пиаже. Конфликт - // Психология переживания. Хрестоматия. – М.: МГППУ, 2008. - С.102 - 105. Б. М. Фресс и Ж. Пиаже. Проблема фрустрации. - // Психологияпереживания. Хрестоматия. – М.: МГППУ, 2008. - С.97 - 18 102. Э. Фромм Свобода и защитные механизмы личности. // Психология переживания. Хрестоматия. – М.: МГППУ, 2008. - С.17 19