РП сочинение 10(11)_merged

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для написания творческой работы учащимся 10 (11) кл. необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь
анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории
литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем
информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в
процессе изучения русского языка и литературы. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть
культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как
свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А
развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность
высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир,
реализовать себя в написанном.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе
образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности
учителя и обучающегося. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой.
Цель:
помочь обучающимся обобщить знания по литературе и русскому языку, завершить формирование умений работать с текстом
художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными
понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями.







Задачи курса:
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных
функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в
тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Место предмета в учебном плане:
курс рассчитан на 34 часов в год (по 1 часу в неделю).

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Обучающиеся должны:
иметь представление:
- иметь понятие о сочинении, тексте;
- иметь представление о составлении текста, о соединении частей в единое целое;
- иметь понятие о жанрах сочинения
понимать:
- основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
знать:
- основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности
их к литературным направлениям;
- знать особенности сочинения как текста;
уметь:
- определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и
общечеловеческое значение художественных произведений;
- понимать и интерпретировать текст;
- выделить основные признаки теста;
- анализировать художественный текст при подготовке к сочинению;
- отбирать и систематизировать материал при планировании будущего текста;
- анализировать формулировки тем сочинений, в которых есть термины;
- составлять план сочинения, подбирать фактический материал;
- строить сочинения разных типов, отбирать фактический материал и структурировать его зависимости от жанра;
- писать вступление и заключение в зависимости от жанра сочинения;
- создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
- аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои
мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по
определённой модели, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Формы организации занятий.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной
фигурой образовательного процесса. Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при
его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с
учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум.

Содержание курса «Сочинение: законы мастерства»
(34 ч.)
1.Теоретическая часть (9 ч.)
Особенности речи (устой и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения и текста ЕГЭ для успешного
написания сочинения. Интерпретация художественного произведения. Обращение в сочинении к другим произведениям. Работа с
учебной и критической литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения.
2. Практическая часть (12 ч.)
Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения
текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Работа над планом. Деление
на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Точность цитирования и правила оформления цитаты. Цитата – подтверждение
сказанного. Работа над средствами художественной выразительности. Передача экспрессивной и образной речи. Порядок работы
над черновиком.
3. Тренинг (13 ч.)
Поэтапное знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных
примерах. Акцент на сочинение-рецензию. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их
сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания,
художественных и языковых средств их воплощения. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Приемы
саморедактирования текста. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ.
Список рекомендуемой литературы
Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично» : В помощь школьникам и абитуриентам. СПб., 2003
Галкина Н.К. Как научиться писать сочинение. Киров, 1997.
«И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…» СПб.,1997.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы
составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2009.
5. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе : 9-11 кл. 2-е изд., стереотип.М.,2003
6. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008
7. Попова Т.В., Кашникова И.В. Сочинение – это просто!,Екатеринбург, 2004.
1.
2.
3.
4.

Тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

тема

Теоретико-литературные понятия.
Сочинение как текст. Основные признаки текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие сочинения определённой стилистике.
Анализ формулировки темы сочинения.
Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
Классификация сочинений по тематике.
Классификация сочинений по проблематике.
Классификация сочинений по жанрам.
Своеобразие жанров сочинений.

Отбор материала, систематизация фактического материала.
Составление плана сочинения.
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Зависимость структуры сочинения от его типа.
Тема сочинения как доказательство или опровержение.
Аргументы и фактический материал в сочинении-рассуждении.

кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Вступление к сочинению.
Основная часть сочинения.

1
1
1
1
1
2

Заключение к сочинению.
Практикум сочинения. Характеристика образа героя художественного произведения.

1
2

Практикум сочинения. Сравнительная характеристика литературных персонажей.

2

Групповая характеристика литературных персонажей.

2

Рефлексия речевого высказывания.
Цельность, логичность сочинения.
Речевое оформление сочинения.

1
1
1

Способы и средства связи предложений в тексте.

31
32
33
34

Грамотность сочинения.
Редактирование текста сочинения.
Итоговое занятие.

1
1
2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».