РП Угл. курс информатики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Углубленный курс информатики» на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а
также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами информатики, устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам, определяет
распределение его по классам (годам изучения).
Целями изучения углубленного курса информатики на уровне основного общего
образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за
счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества, понимание роли информационных процессов,
информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой
трансформации многих сфер жизни современного общества;
развитие алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной
деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность
обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи, сравнивать новые задачи
с задачами, решёнными ранее, определять шаги для достижения результата и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы
с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях
обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом
правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в
области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств
информационных технологий.
Углубленный курс информатики в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
основные области применения информатики,
технологии, управление и социальную сферу;

прежде

всего

информационные

междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Изучение курса оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения
обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов
функционирования и использования информационных технологий как необходимого
инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы

деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в
рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных
жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Углубленный курс информатики» – сформировать
у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения,
представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой
трансформации современного общества;
владение базовыми нормами информационной этики и права, основами
информационной безопасности, знания, умения и навыки грамотной постановки задач,
возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных
технологий, умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для
построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном
из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью
практических задач;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью
информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования
определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх
тематических разделов:





цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.

По завершении реализации углубленного курса информатики обучающиеся смогут
детальнее освоить материал базового уровня, овладеть расширенным кругом понятий и
методов, решать задачи более высокого уровня сложности.
Общее число часов для изучения углублённого курса информатики – 104 часа: в 7 классе
– 35 часов (1 час в неделю), в 8 классе – 35 часов (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Цифровая грамотность.
Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе.
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.
Мобильные устройства. Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и
долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных
устройств, средства биометрической аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров.
Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры. Параллельные
вычисления. Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота,
разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём
хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий диск и твердотельный
накопитель, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей.
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное
Системное программное обеспечение. Системы программирования.

обеспечение.

Файлы и папки (каталоги). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры
файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни,
видеоклип, полнометражный фильм).
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура
адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и
по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в Интернете.
Стратегии безопасного поведения в Интернете.
Теоретические основы информатики.
Информация – одно из основных понятий современной науки. Информация как
сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые
могут быть обработаны автоматизированной системой.
Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с
помощью дискретных данных. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных.
Кодирование цвета.
кодирования. Палитра.

Цветовые

модели.

Модели RGB, CMYK, HSL.

Глубина

Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного
объёма графических данных для растрового изображения.

Кодирование звука. Разрядность и частота дискретизации. Количество каналов записи.
Оценка информационного объёма звуковых файлов.
Алгоритмы и программирование.
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления
исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы,
программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм.
Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость
последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение
условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия.
Конструкция «повторение»: циклы с заданным числом повторений, с условием
выполнения, с переменной цикла.
Вспомогательные алгоритмы. Использование параметров для изменения результатов
работы вспомогательных алгоритмов.
Анализ алгоритмов для исполнителей.
Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические
ошибки. Отказы.
Графические примитивы: отрезок, прямоугольник, окружность (круг). Свойства контура
(цвет, толщина линии) и заливки. Построение изображений из графических примитивов.
Информационные технологии.
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово,
символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования
текстов. Правила набора текста.
Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с
засечками). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ,
интервалы, выравнивание. Стилевое форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки.
Добавление таблиц в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.
Включение в текстовый документ диаграмм и формул.
Параметры страницы, нумерация страниц. Добавление в документ колонтитулов,
ссылок.

Знакомство с графическими
графических примитивов.

редакторами.

Растровые

рисунки.

Использование

Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий:
изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование,
заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового
процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
8 КЛАСС
Цифровая грамотность.
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы
индивидуального и коллективного размещения новой информации в Интернете. Большие
данные (интернет-данные, в частности данные социальных сетей).
Разработка веб-страниц. Язык HTML. Структура веб-страницы. Заголовок и тело
страницы. Логическая разметка: заголовки, абзацы. Разработка страниц, содержащих рисунки,
списки и гиперссылки.
Теоретические основы информатики.
Кодирование текстовой информации.
Кодирование графической и звуковой информации.
Алгоритмы и программирование.
Язык программирования (Python). Система программирования: редактор текста
программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления.
Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. Проверка делимости
одного целого числа на другое.
Операции с вещественными числами. Встроенные функции.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке
программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел.
Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Логические переменные.
Цикл с условием. Цикл с переменной. Анализ алгоритмов. Определение возможных
результатов работы алгоритма при заданном множестве входных данных, определение
возможных входных данных, приводящих к данному результату.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная
обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для
обработки строк.

Информационные технологии.
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы.
Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума,
минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка и фильтрация данных в
выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная
диаграмма). Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная
адресация.
Основные элементы веб-разработки. Стиль элементов веб-страниц.
9 КЛАСС
Цифровая грамотность.
Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайнофисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические
редакторы, среды разработки программ.
Теоретические основы информатики.
Системы счисления. Перевод чисел в различные системы счисления. Арифметические
операции в различных системах счисления.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического
(компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от
словесного (литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической
модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение модели.
Алгоритмы и программирование.
Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы (подпрограммы,
процедуры, функции). Параметры как средство изменения результатов работы подпрограммы.
Результат функции. Логические функции.
Сортировка массивов. Встроенные возможности сортировки выбранного языка
программирования. Сортировка по нескольким критериям (уровням).
Информационные технологии.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений,
отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных.
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УГЛУБЛЁННОГО
КУРСА ИНФОРМАТИКИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение курса на уровне основного общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения углублённого курса информатики на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества,
владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в
области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное
неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том
числе навыков безопасного поведения в Интернет-среде, готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности
научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами
информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на
здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной
эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том
числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном
пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы углублённого курса информатики
отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными,
коммуникативными, регулятивными.

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
применять различные методы и инструменты при поиске и отборе информации из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать
различных видов и форм представления;

и

интерпретировать

информацию

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими
объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие
решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
проводить выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за
решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа
к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
демонстрировать владение основными понятиями: информация, передача, хранение и
обработка информации, алгоритм, использовать их для решения учебных и практических задач;
кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать
понимание (пояснять сущность) основных принципов кодирования информации различной
природы: числовой, текстовой (в различных современных кодировках), графической (в
растровом и векторном представлении), аудио, видео;
оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и
видеофайлов;
приводить примеры современных устройств хранения и передачи данных, сравнивать их
количественные характеристики;
получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и
его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства
ввода и вывода);
соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
выделять основные этапы в истории развития компьютеров, основные тенденции
развития информационных технологий, в том числе глобальных сетей;
соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с
приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии
поведения в сети;
искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам и по изображению),
критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и

общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и
террористического характера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на компьютере
несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для
управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник.
К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
оперировать понятиями: переменная, тип данных, операция присваивания,
арифметические и логические операции, включая операции целочисленного деления и остатка
от деления;
использовать константы и переменные различных типов (числовых – целых и
вещественных, логических, символьных), а также содержащие их выражения, использовать
оператор присваивания;
записывать логические выражения на изучаемом языке программирования;
создавать и отлаживать программы на современном языке программирования общего
назначения (Python), реализующие алгоритмы обработки числовых данных с использованием
ветвлений (нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел, решение
квадратного уравнения, имеющего вещественные корни);
создавать и отлаживать программы на современном языке программирования общего
назначения, реализующие алгоритмы обработки символьных данных (посимвольная обработка
строк, подсчёт частоты появления символа в строке, использование встроенных функций для
обработки строк);
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых
данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его
элементов;
разрабатывать веб-страницы, содержащие рисунки, списки и гиперссылки;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием
встроенных арифметических функций (суммирование, вычисление среднего арифметического,
поиск максимального и минимального значений), абсолютной, относительной и смешанной
адресации.
К концу обучения в 9 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
пояснять различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
записывать, сравнивать и производить арифметические операции над целыми числами в
позиционных системах счисления;

оперировать
выражение»;

понятиями

«высказывание»,

«логическая

операция»,

«логическое

записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции,
отрицания, импликации и эквиваленции, определять истинность логических выражений при
известных значениях истинности входящих в него переменных;
строить таблицы истинности для логических выражений, строить логические выражения
по таблицам истинности;
демонстрировать владение понятиями «модель», «моделирование»: раскрывать их
смысл, определять виды моделей, оценивать соответствие модели моделируемому объекту и
целям моделирования, использовать моделирование для решения учебных и практических
задач;
строить несложные математические модели и использовать их для решения задач с
помощью математического (компьютерного) моделирования, понимать сущность этапов
компьютерного моделирования (постановка задачи, построение математической модели,
программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его
результатов, уточнение модели);
разбивать задачи на подзадачи; создавать и отлаживать программы на современном
языке программирования общего назначения (Python, С++, Java, C#), реализующие алгоритмы
обработки числовых данных с использованием подпрограмм (процедур, функций);
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей
(таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных
средств обработки данных;
использовать для обработки данных в электронных таблицах встроенные функции
(суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию);
приводить примеры сфер профессиональной деятельности, связанных с информатикой,
программированием и современными информационно-коммуникационными технологиями;
приводить примеры перспективных направлений развития информационных технологий,
в том числе искусственного интеллекта и машинного обучения;
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в
деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг,
фишинг).

Поурочное планирование
7 класс
№
п/п

1

2

3

4
5
6

7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Количество часов
Тема урока

Введение в курс. Техника
безопасности
Устройство компьютера.
Основные компоненты
компьютера и их функции
История вычислительной
техники. Устройство IV
поколения компьютеров
Единицы измерения
информации. Решение задач
Почта. Мессенджеры
Платформы. Облачные
сервисы
Яндекс Документы.
Траблшутинг и
багрепортинг
Интернет. Организация
интернета
Поисковые запросы.
Безопасность в сети
Ввод и редактирование
текста
Прямое форматирование
Стилевое форматирование
Работа с таблицами и
рисунками
Распознавание текста и
переводчики
Визуализация информации
Компьютерная графика.
Сравнение растровой и
векторной графики
Растровая графика
Векторная графика.

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

1

1

1

0,5

1

1

1

1

19
20
21
22

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

34
35

Логотип
Работа в видеоредакторе
Монтаж видео
Аудиоинформация
Работа в аудиоредакторе
Карты.
Геоинформационные
системы. Построение
маршрутов
Как писать программы для
робота
Линейные алгоритмы
Условный оператор,
оформление
Решение задач с условным
оператором
Алгоритмы с ветвлением
Составные условия в
условном операторе
Решение задач на
алгоритмы с ветвлением
Циклические алгоритмы.
Цикл FOR
Циклические алгоритмы.
Цикл WHILE
Решение задач по теме
«Циклические алгоритмы»
Обобщение темы
«Алгоритмы с ветвлением.
Циклические алгоритмы»
Итоговое повторение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
35

0

26

8 класс
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Введение в курс. Техника
безопасности

1

2

Введение в Python

1

3

Команда вывода в Python

1

1

4

Решение задач на
арифметику строк в Python

1

1

5

Решение задач на
арифметику чисел в Python

1

1

6

Разбор задач на
арифметику строк и чисел
в Python

1

7

Условный оператор if в
Python

1

1

8

Составные условия,
операции сравнения,
логический тип данных

1

1

9

Разбор задач на условный
оператор в Python

1

10

Проверочная работа
«Условный оператор»

1

1

11

Понятие цикла в
программировании

1

1

12

Решение задач на циклы
for и while

1

1

13

Проверочная работа
«Циклы»

1

1

14

Решение задач на срезы
строк

1

1

15

Задачи на различные
методы строк

1

1

16

Практическая работа
«Строки»

1

1

17

Вычисления по формулам
в таблицах

1

1

18

Сортировка данных и
фильтрация. Визуализация
данных в электронных
таблицах

1

1

19

Самостоятельная тестовая
работа «Вычисления в
электронных таблицах»

1

20

Практическая работа
«Электронные таблицы»

1

21

Кодирование текстовой
информации

1

22

Кодирование звуковой и
графической информации

1

23

Основные элементы вебразработки. Стиль
элементов веб-страниц

1

1

24

Общие стили и разделы
веб-страниц. Структура
веб-страниц

1

1

25

Практическая работа
«Основы веб-дизайна»

1

1

26

Основные этапы
разработки веб-страницы

1

1

27

Подготовка макета и
содержания веб-страницы

1

1

28

Создание веб-страницы

1

1

29

Презентация веб-страницы

1

1

1

30

Повторение.
Программирование.
Арифметика строк и чисел

1

0,5

31

Повторение.
Программирование.
Условный оператор

1

0,5

32

Повторение.
Программирование. Циклы
for и while

1

0,5

33

Повторение.
Программирование.
Строки

1

0,5

34

Повторение. Электронные
таблицы

1

1

35

Итоговое повторение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

35

0

25

Контрольные
работы

Практические
работы

9 класс
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Введение в курс. Техника
безопасности. Повторение

1

2

Роботы, автоматизация

1

3

Общие сведения о
системах счисления

1

4

Переводы из различных
систем счисления

1

5

Переводы между
системами счисления с
основаниями 2, 8, 16

1

6

Арифметические операции

1

в позиционных системах
счисления
7

Основы математической
логики

1

8

Составные логические
выражения

1

9

Составные логические
выражения: импликация и
эквиваленция

1

10

Практикум по решению
задач

1

11

Логические операции над
множествами

1

12

Логические выражения на
Python

1

13

Логические элементы

1

14

Логические схемы

1

15

Сумматор

1

16

Программирование.
Повторение

1

17

Списки. Создание,
ввод/вывод

1

0,5

18

Списки. Создание,
ввод/вывод

1

0,5

19

Линейные алгоритмы на
списках

1

0,5

20

Линейные алгоритмы на
списках

1

0,5

21

Линейные алгоритмы на
списках

1

1

22

Линейные алгоритмы на
списках

1

1

23

Самостоятельная работа
«Списки. Создание,
ввод/вывод»

1

1

24

Методы строк-списков

1

1

1

25

Методы строк-списков

1

1

26

Методы строк-списков

1

1

27

Методы строк-списков

1

1

28

Практическая работа
«Списки»

1

1

29

Функции

1

1

30

Функции

1

1

31

Использование функций
для структурирования
программ

1

1

32

Практическая работа
«Функции»

1

1

33

Обобщение и
систематизация курса

1

34

Итоговое повторение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».