ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные и подвижные игры» разработана на основе нормативно - правовых документов, регулирующих деятельность по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в условиях персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области: Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д. Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р) Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 27 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга (утв. распоряжение Управления образования Администрации города Екатеринбурга от 29.12.2015 года № 2763/46/36). Направленность программы – физкультурно – спортивная Актуальность программы заключается в том, что в современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Программа «Спортивные и подвижные игры» является незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей 2 и совершенствования умений. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них всегда ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме. Игровая ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника. Цель программы – создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям спортом. Задач Образовательные: познакомить обучающихся с различными спортивными играми, с их правилами игры, техникой, тактикой; формирование и совершенствование у школьников двигательных умений и навыков, обучение новым видам движений и двигательным действиям Развивающие: укреплять опорно-двигательный аппарат детей; способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм; целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка. расширять спортивный кругозор детей. Воспитательные: формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения; прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом; пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников. Уровень программы – стартовый. Адресат программы - дети в возрасте 9 - 11 лет. Объем и срок освоения программы. Изучение программного материала определяется содержанием и рассчитано на 1 год – 72 часа. Режим занятий 1 раз в неделю продолжительностью 2 академических часа с перерывом между занятиями 15 минут. Продолжительность одного академического часа 40 минут. Особенность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей. В основу концепции программы легло знание о том, что все дети любят играть. Играя, они лучше осваивают различного рода физические, а в определенной мере и нравственные навыки. Играя в различные спортивные игры, в частности - в волейбол, баскетбол, футбол - они учатся жить. В процессе обучения используются следующие формы занятий: однонаправленные, комбинированные, целостно – игровые, контрольные учебные занятия. Типичное занятие имеет следующую структуру: организационный момент; 3 основная часть; подведение итогов занятия. Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровье сберегающих практик. Формы проведения занятий и виды деятельности. Однонаправленные занятия. Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической подготовленностью. Комбинированные занятия. Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. Целостно-игровые занятия. Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил. Контрольные занятия. Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся. 1.2. Планируемые результаты Предметные результаты: В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обучающиеся будут знать: историю возникновения и развития спортивных игры в стране и в мире; олимпийские игры современности; правила техники безопасности; оказание помощи при травмах и ушибах; названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники; типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий; упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости); контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения; основное содержание правил в спортивных играх; игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами волейбола; технические приемы и тактические действия. Метапредметные результаты: В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обучающиеся овладеют умением: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; -доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; организовывать и проводить спортивные упражнения во время самостоятельных занятий; правильно оценивать результаты своей деятельности; учиться работать в коллективе; проявлять индивидуальность и самостоятельность. Личностные результаты: Личностные результаты отражают: умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; 4 формирование ценности здорового образа жизни: умение контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях. 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов Промежуточный контроль осуществляется в форме учебных или товарищеских игр по футболу, волейболу и баскетболу. Итоговый контроль - участие в соревнованиях различного уровня по футболу, волейболу и баскетболу. Кроме того, тренер в течение года проводит комплексный контроль за физическим развитием, состоянием здоровья обучающихся и освоением ими программного материала. Комплексный контроль включает: педагогические наблюдения за поведением воспитанников в коллективе, во время занятий, соревнований; определение уровня теоретических знаний в ходе бесед, занятий по тактике и в процессе выполнения специальных заданий; метод экспертных оценок – определение уровня подготовленности ребят на данном этапе соревнований и тренировок; видеомагнитофонная запись игровой деятельности обучающихся, позволяющая увидеть уровень технико-тактической подготовленности и о двигательной активности (работоспособности) каждого воспитанника; исследование психомоторных функций – определение и анализ наиболее важных показателей, характеризующих быстроту и точность движений. Контрольно-измерительные материалы/уровни двигательной подготовленности. Уровень МАЛЬЧИКИ № Спосо п бност / ь п Тест ДЕВОЧКИ Низк. Средн. Высок. низкий Средн. Высок . 1 Сила Бросок баскетбольного мяча двумя руками из-за головы, ноги на ширине плеч (м) 3 4-5 6 2 3-4 5 Коор дина цион 2 ные спосо бност и Прыжок в сторону через линию за 20 секунд (кол-во раз) 25 26-28 29 25 26-28 29 Показатели результативности Достижение высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе. Призовые места на соревнованиях районного и областного уровня. Устойчивое овладение умениями и навыками игры. 5 Развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции после окончания школы. Укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма. Умение контролировать психическое состояние. Обучающиеся, занимающиеся в секции, должны иметь приросты показателей физической подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты не ниже среднего уровня их развития. Основной показатель секционной работы дополнительного образования по волейболу - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоретической подготовленности. II. Содержательный раздел 2.1. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Спортивные и подвижные игры» Физическая культура и спорт в России. История развития спортивных игр в России. Инструктаж по технике безопасности - 4 ч. Теория. Роль физкультуры и спорта в воспитании молодежи. Организация физкультуры и спорта среди детей и юношества. Физкультура и спорт в школе. Понятие «физкультура» и «спорт». Спортивные нормативы и комплексы. Понятия: подвижная игра, правила игры. Инструктаж по технике безопасности. Практика. Экскурсия в страну «Спортландия». Правила безопасности на занятиях подвижными играми. Игра «К своим флажкам». Комплекс № 1. Обычный бег. Комплекс ОРУ № 2. Подвижная игра «Космонавты». Общая физическая подготовка – 16 ч Теория. Инструктаж по технике безопасности на занятиях общей физической подготовкой.ОРУ в движении. Понятия: физические качества (способности), общая физическая подготовка. Практика. Прыжок в длину с места. Эстафеты. ОРУ в движении. Комплекс ОРУ № 2. Эстафеты с бегом и прыжками. Общеразвивающие упражнения со скакалкой. Прыжки со скакалкой. ОРУ в движении и на месте. Подвижная игра «Зайцы в огороде». Эстафеты с передачами, ловлей и ведением баскетбольного мяча. Подвижные игры – 16 ч. Теория. Инструктаж по технике безопасности на занятиях подвижными играми. ОРУ в движении. Практика. Комплекс ОРУ № 2. . Подвижная игра «Лисы и куры». Подвижная игра «Играй, играй, мяч не теряй». Игры с прыжками с использованием скакалки. Общеразвивающие упражнения. Подвижная игра «Третий лишний». Основы методики обучения в баскетбол – 10 ч. Теория. Инструктаж по технике безопасности на занятиях баскетболом. Понятия: что такое баскетбол, цель игры, правила игры. Практика. Комплекс ОРУ № 2. Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Игра «Бросай – поймай». Развитие координационных способностей. Ловля мяча на месте. Бросок мяча в щит. Игра «Бросай – поймай». Развитие координационных способностей. Бросок мяча в корзину. Тестирование: бросок баскетбольного мяча двумя руками из-за головы на дальность. Игра «Бросай – поймай». Эстафеты и спортивные конкурсы с передачей, ловлей, ведением баскетбольного мяча между командами классов. Тестирование: прыжки в сторону через линию за 20 сек. Эстафеты с передачей, ловлей и ведением баскетбольного мяча. 6 Основы методики обучения в бадминтон – 10 ч. Теория. Инструктаж по технике безопасности на занятиях бадминтоном. Понятия: ракетка, волан, цель и правила игры. Практика. Отбивание волана ракеткой над собой и в паре. Перекидывание волана ракеткой через сетку в паре. Специальные упражнения. Подача волана. Основы методики обучения в мини – футбол – 10ч. Теория. Инструктаж по технике безопасности на занятиях мини-футболом. ОРУ в движении. Понятия: цель, правила игры, площадка, состав команды в минифутболе. Практика. Специальные упражнения в парах. Эстафеты. ОРУ в движении. Специальные упражнения в парах. Эстафеты с ведением футбольного мяча. Игра в минифутбол. Турнир по мини-футболу среди команд по правилам проекта «Мини-футбол в школу». Контрольные игры и соревнования – 4ч Практика. Организация и проведение соревнований. Разбор проведѐнных игр. Устранение ошибок в игре. Контрольные испытания – 2ч Практика. Контрольные испытания по специальной физической подготовке. Сдача нормативов. 2.2. Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждой темы № Сроки проведе ния Форма проведе ния Формы контроля Количество часов Тема Всего Теория Практика Физическая культура и спорт в России. История развития спортивных игр в России. Инструктаж по технике безопасности - 4 ч. Экскурсия в страну 1 1 Целост Пед. «Спортландия». 1 наблюд. но – Анализ неделя игровое Правила безопасности 1 на занятиях 2 результатов сентябр занятие подвижными играми. Беседа я Игра «К своим флажкам». 2 3 4 Целост 2 но – неделя игровое сентябр занятие я 0 Общеразвивающие упражнения. Игра «Пятнашки». 2 Целост Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Общая физическая подготовка – 16 ч Правила безопасности Целост на занятиях общей но – физической 3 игровое подготовкой. неделя занятие Общеразвивающие сентябр упражнения. Прыжки я на месте. Игра 4 2 1 1 Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа 0 2 Пед. 2 «Прыгающие воробышки». Развитие скоростно- 2 7 неделя но – сентябр игровое я занятие 5 6 7 8 9 Целост но – 1 неделя игровое октября занятие Целост но – 2 неделя игровое октября занятие Целост но – 3 неделя игровое октября занятие Целост но – 4 неделя игровое октября занятие Целост но – 5 неделя игровое октября занятие 1 неделя ноября 1 0 1 1 Целост но – игровое занятие наблюд. Анализ результатов силовых способностей. Прыжок в длину с места. Развитие скоростных способностей. Эстафеты. Целост но – 2 0 2 0 2 2 Развитие скоростных способностей. Эстафеты с бегом и прыжками. 2 Развитие выносливости. Общеразвивающие упражнения со скакалкой. Прыжки со скакалкой. 2 0 Общеразвивающие упражнения. Игра «Зайцы в огороде». 2 2 Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа 1 1 Пед. наблюд. Анализ результатов 0 2 2 8 Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа 2 2 2 Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов 0 Эстафеты. Общеразвивающие упражнения с предметами: с малым Пед. наблюд. Анализ результатов 2 2 Спортивный праздник «Мы сильные, мы ловкие». Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа 0 ОРУ в движении. Комплекс ОРУ № 2. Подвижные игры – 16 ч. Целост но – Правила безопасности 2 на занятиях неделя игровое подвижными играми. ноября занятие Игра «Лисы и куры». 3 неделя ноября 0 Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ игровое занятие 1 2 1 3 1 4 4 неделя ноября Целост но – игровое занятие Целост но – 1 неделя игровое декабря занятие результатов мячом. Игра «Играй, играй, мяч не теряй». 0 Игры с прыжками с использованием скакалки. 2 2 0 Общеразвивающие упражнения. Подвижная игра «Третий лишний». 2 2 Целост Развитие силовых но – 2 способностей. неделя игровое Ползание по декабря занятие гимнастической 0 2 2 скамейке. 1 5 Целост но – Развитие силовых 3 способностей и неделя игровое гибкости. Лазание по декабря занятие гимнастической стенке. Целост но – 4 неделя игровое декабря занятие 1 6 3 неделя января Целост но – игровое занятие 0 2 2 0 Общеразвивающие упражнения. Подвижная игра «Третий лишний». 2 2 0 Спортивный праздник «Папа, мама, я спортивная семья». 2 2 Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа 1 7 1 8 Основы методики обучения в баскетбол – 10 ч. Правила безопасности Целост на занятиях но – баскетболом. 4 игровое Специальные 2 неделя занятие передвижения без января мяча. Бросок мяча 5 неделя января снизу на месте. Ловля мяча на месте. Целост Передача мяча снизу на месте. Ловля мяча на но – месте. Бросок мяча в щит. 1 9 Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа 0 2 1 2 Пед. наблюд. Анализ игровое занятие 1 9 2 0 2 1 1 неделя феврал я 2 неделя феврал я 3 неделя феврал я Целост но – игровое занятие Целост но – игровое занятие Целост но – игровое занятие результатов 0 Бросок мяча в корзину. Тестирование силовых способностей: бросок баскетбольного мяча двумя руками из-за головы на дальность. 2 2 0 Развитие координационных способностей. Игра «Бросай – поймай». 2 2 0 Спортивный праздник «Страна баскетболия». Развитие координационных способностей. 2 2 Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Основы методики обучения в бадминтон – 10 ч. 2 2 2 3 2 4 2 5 4 неделя феврал я 1 неделя марта 2 неделя марта 3 неделя марта 4 неделя Целост Инструктаж по технике безопасности на занятиях но – бадминтоном. игровое Понятия: ракетка, занятие волан, цель и правила 1 1 2 игры. Отбивание волана ракеткой над собой и в паре.. Беседа Целост Отбивание волана но – ракеткой над собой и в игровое паре..Перекидывание занятие волана ракеткой через 0 2 2 сетку в паре. Целост но – Перекидывание волана игровое ракеткой через сетку в занятие паре. Целост но – игровое занятие Целост но – Пед. наблюд. Анализ результатов 0 2 2 0 Подача волана. 2 2 Спортивный праздник: «Спортивная семья». 2 10 0 2 Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. марта игровое занятие Анализ результатов Беседа 2 6 Основы методики обучения в мини – футбол – 10ч. Целост Правила безопасности но – 1 на занятиях мининеделя игровое футболом. Удар по 2 занятие неподвижному и апреля 1 1 катящему мячу. 2 7 2 8 2 9 3 0 2 неделя апреля 3 неделя апреля 4 неделя апреля 1 неделя мая Целост но – игровое занятие Целост но – игровое занятие Целост но – игровое занятие Целост но – игровое занятие 0 Удар по неподвижному и катящему мячу. Специальные упражнения в парах. Эстафеты. 2 2 0 Остановка мяча, ведение мяча. 2 2 0 Остановка мяча, ведение мяча. 2 2 0 Удары по воротам. 2 2. Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Контрольные игры и соревнования – 4ч 3 1 3 2 2 неделя мая 3 неделя мая Целост но – игровое занятие 1 Соревнования по бадминтону. Разбор проведѐнных игр. Устранение ошибок в игре. 1 2 Целост Турнир по но – мини-футболу. Разбор игровое проведѐнных игр. занятие Устранение ошибок в игре. 1 2 1 Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Контрольные испытания – 2ч 11 4 неделя мая Целост но – игровое занятие Контрольные испытания по специальной физической подготовке. Сдача нормативов. 1 1 2 Пед. наблюд. Анализ результатов Беседа Итого: 72 9 63 III. Организационный раздел 3.1. Учебный план Учебный план МБОУ СОШ № 27 реализующей дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу «Спортивные и подвижные игры» определяет учебное время, отводимое на изучение по годам обучения, отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования. Реализуемые дополнительные образовательные услуги способствуют достижению целей уставной деятельности образовательного учреждения. Целью деятельности МБОУ СОШ №27 является формирование общей культуры личности обучающихся на основе образовательных стандартов, создание основы последующего освоения профессиональных образовательных программ, развития интеллектуальных возможностей обучающихся, воспитание деловой, социальноадаптированной, творческой личности гражданина Российской Федерации. Содержание образования в МБОУ СОШ № 27 направлено на воспитание и развитие ключевых компетенций – целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельности, личной ответственности учащегося за свою судьбу: ˗ личностное творчество ученика по отношению к фундаментальным объектам окружающего мира, распределенным в соответствии с образовательными областями; ˗ самоосознание личного опыта, знаний и эмоционально-ценностных отношений ˗ ученика, обнаружившихся в процессе познания фундаментальных объектов и общекультурных знаний о них; ˗ деятельность ученика в отношении к фундаментальным достижениям человечества, связанным с изучаемыми объектами (отношение ученика к общекультурным знаниям и социальному опыту). Задачи: предоставить обучающимся возможность выбирать и осваивать интересное и важное для каждого из них содержание различных учебных предметов; обеспечить гуманизацию и коммуникативную направленность процесса обучения. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: ˗ формирование и развитие творческих способностей обучающихся; ˗ удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также на занятиях физической культурой и спортом; 12 ˗ укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; ˗ обеспечениедуховно-нравственного,патриотического, трудового воспитания обучающихся; ˗ выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,проявивших выдающиеся способности; ˗ профессиональную ориентацию обучающихся; ˗ создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; ˗ создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки; ˗ социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; ˗ формирование общей культуры обучающихся; ˗ удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов. Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. В учебный план МБОУ СОШ № 27 входит дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные и подвижные игры». Изучение программы ведется из расчета 2 часа в неделю. Продолжительность учебного года составляет 36 недель. Количество учебных занятий за 1 год составляет 72 часа. Продолжительность занятия составляет 2 академических часа с перерывом между занятиями 15 минут. Продолжительность одного академического часа 40 минут. Учебный план (годовая сетка часов) № курс Количество часов 1 «Спортивные и подвижные игры» 72 Итого 72ч 3.2. Календарный учебный график Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2). Образовательная деятельность ведется во время учебного года. Учебный год начинается 1 сентября, заканчивается 31 мая. Продолжительность учебных периодов: 1 полугодие - с 01.09.2022 по 30.12.2022 г. 2 полугодие - с 11.01.2023 по 31.05.2023 г. 13 Сроки и продолжительность каникул. Продолжительность каникул в течение 2022-2023 учебного года составляет 11 календарных дней – с 31.12.2022 по 10.01.2023. 3.3. Система условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3.3.1. Описание кадровых условий Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных данной дополнительной общеразвивающей программой, способными к инновационной профессиональной деятельности. Требования к кадровым условиям включают: ˗ укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками; ˗ уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации; ˗ непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации, реализующей образовательную программу основного общего образования. МБОУ СОШ № 27 полностью укомплектована кадрами для реализации настоящей программы, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, способными к инновационной профессиональной деятельности, уровень квалификации работников в основном соответствует условиям реализации программы. Согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», данную программу реализует педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнем квалификации 6. 3.3.2.Материально – технические условия 1. Спортивный зал 2. Стенка гимнастическая 3. Скамейка гимнастическая 4. Канат для лазания 5. Коврик гимнастический 6. Гимнастические маты 7. Мяч малый (теннисный) 8. Мяч гимнастический 9. Мяч баскетбольный 10. Мяч мини - футбольный 11. Скакалка гимнастическая 12. Палка гимнастическая 13. Устройство для установки сетки 14. Ракетки бадминтонные 15. Воланы 16. Кегли 14 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой Ворота футбольные Сетка для переноса мячей Аптечка медицинская Секундомер Измерительная лента (рулетка) Мультимедийное оборудование 3.3.3. Информационно – методические условия Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов,современныхинформационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ. Основными элементами ИОС являются: ˗ информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; ˗ информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях; ˗ информационно-образовательные ресурсы сети Интернет; ˗ вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура; ˗ прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственнуюдеятельность образовательной организации (бухгалтерский учёт, делопроизводство, кадры и т. д.). Методическое обеспечение Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств. Методы, используемые на занятиях: 1) Наглядный метод – показ педагогам правильности выполнения упражнений; 2) Словесный метод – беседа, обсуждение соревнований; 3) Практический метод – тренировки. Форма организации и проведения занятия Групповая форма с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах. При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися в аудитории. В этом случае применяется электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, обеспечивающие для обучающихся независимо от их места нахождения достижение результатов обучения путём организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». 15 Школа обеспечивает возможность демонстрации обучающимися индивидуальных достижений в освоении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в том числе в формате видеозаписей выступлений, направления творческих работ в электронном формате, участия в соревнованиях в дистанционном режиме; ведёт учет посещения обучающимися занятий и дистанционных активностей в объединениях дополнительного образования. Обеспечение программы методической продукцией ˗ Правила игры в волейбол. ˗ Правила судейства в волейболе. ˗ Инструкции по охране труда. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала. С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов. Методическое оснащение программы: Список литературы Литература для педагога 1 . «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2011. 2.Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 2001. 3.Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 2002. 4.Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,2001. 5.Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000. 6Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001. 7.Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 2003. 8.Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 2000. 16