I. 1.1. Целевой раздел Пояснительная записка Одной из главных составляющих науки «история» является исследование. Истинный исследователь – это человек, который задумывается над самыми «очевидными» для окружающих историческими явлениями и стремится открыть что-то новое. Именно для «почемучек», старающихся найти ответы, предназначен этот курс. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Загадки истории» разработана на основе нормативно - правовых документов, регулирующих деятельность по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в условиях персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области: – Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). – Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года). – Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». – Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р – Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). – Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». – Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». – Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021 – Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «о внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д. – Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р) – Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 27 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга (утв. распоряжение Управления образования Администрации города Екатеринбурга от 29.12.2015 года № 2763/46/36). Актуальность программы Национальная доктрина образования в Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751) на период до 2025 года подчеркивает, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Уровень программы: стартовый. Особенности работы: – широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание электронных презентаций; – активная познавательная деятельность самих обучающихся с целью заинтересовать обучающихся изучаемой областью; – использование нетрадиционных форм проведения занятий: дискуссии, семинары, деловые игры, викторины и др.; – работа с дополнительной литературой: историческими источниками, научной литературой, электронными учебниками, материалами печати и др.; Форма итоговой деятельности - написание проектно - исследовательской работы. Цель: создание условий для воспитания у школьников уважения к национальным и культурным ценностям своего народа, формирования основ гражданского самосознания посредством занятий историческим краеведением, самореализации личности обучающихся в процессе совершенствования у них навыков проектно-исследовательской деятельности и представления результатов своей работы на различных мероприятиях, в научнопрактических конференциях и конкурсах,. Программа ориентирована на следующие задачи: Обучающие: – дать представление о первоначальных способах исследовательской деятельности (поиск, преобразование, обобщение необходимой информации); – осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; – использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; – привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей; – формирование навыков и умений исследовательской деятельности; – повышение интереса обучающихся к истории; – овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; – ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; – совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности (развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурнофункционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов изучения. Развивающие: – развивать познавательные потребности и способности обучающихся; – развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, воображение, фантазию, творческую инициативу; – сформировать гражданское самосознание, чувство гордости за достижения своих земляков; – развивать стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению природных, материальных и духовных ценностей родного края, семьи. – высказываться в устной и письменной формах; Воспитательные – воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; – формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями, толерантности. Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: 1. Лекции. 2. Семинары. 3. Дебаты, деловые игры, просмотры видеороликов, исторических фильмов. 4. Индивидуальная или групповая разработка выбранной темы и её защита. Целевая аудитория (категория и возраст детей) Программа рассчитана на детей в возрасте 12 - 14 лет. Набор детей в группы осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию специальных умений. Уровни сложности Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Загадки истории в рамках проектно-исследовательской деятельности школьника» (далее «Загадки истории» основана на реализации общедоступных и универсальных форм организации материала, что обеспечивает минимальную сложность содержания и соответствует его «стартовому уровню». Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 1 год (72ч). Количество обучающихся - 15 человек. Режим занятий – Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 2 академических часа по 40 мин с обязательным перерывом 10 мин. Формы организации занятий Форма обучения: очная. Формы занятий: – коллективные (организация и проведение мероприятий, экскурсии, игры, обсуждение итогов и др.), – групповые (самостоятельная работа на практических занятиях), – индивидуальные (выполнение творческих заданий, подготовка к конкурсным мероприятиям). Данная программа объединяет и включает в себя многообразие методов и приёмов и на практике они могут быть реализованы в комплексе: – Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, работа с книгой, метод примера, сравнение, опрос); – Наглядный метод (показ, демонстрация объектов, иллюстраций и экранных пособий, использование схем, макетов, наблюдение); – Практический метод (упражнения, практические задания, карточки, головоломки, выполнение творческих заданий, изготовление поделок, выполнение рисунков, проведение опытов); – Игровой метод (дидактические и развивающие игры, игры – путешествия, викторины); – Поисковый метод (решение проблемных ситуаций). 1.2. Планируемые результаты Предметные результаты: В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обучающиеся получат возможность: – осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; – использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; – высказываться в устной и письменной формах; – ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; – понятия «краеведение» и «культура»; – владеть основами смыслового чтения текста; – анализировать объекты, выделять главное; – осуществлять синтез (целое из частей); – проводить сравнение, классификацию по разным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения об объекте; – обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); – подводить под понятие; – устанавливать аналогии; – оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; – видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Метапредметные результаты: – планировать свои действия; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль; – вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; – проявлять познавательную инициативу; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению; – соблюдать корректность в высказываниях; – задавать вопросы по существу; – использовать речь для регуляции своего действия; – контролировать действия партнера; – владеть монологической и диалогической формами речи; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; – оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; – использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Личностные: – интерес к новому содержанию и новым способам познания; – ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; – способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов Для выявления результатов достижений каждого ребёнка используется: педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов анкетирования, участия учащихся в конкурсах, викторинах, играх, тематических праздниках, анализ результатов опросов, активности обучающихся, выполнения диагностических заданий и задач поискового характера и др. Формы аттестации Для отслеживания результативности реализации программы используется мониторинг образовательной деятельности. Входной мониторинг проводится в начале учебного года (сентябрь) в форме викторины и включает: - статистический мониторинг - диагностику степени готовности ребенка к освоению программы базового уровня; - выявление уровня мотивации к предстоящей деятельности. Текущий контроль (педагогическое наблюдение в процессе проведения тренингов семинаров, практикумов, экскурсий; педагогический анализ творческих работ, мероприятий обучающихся, организованных в выбранном формате). Промежуточная аттестация проводится по итогам первого полугодия (декабрь месяц) в форме теста и включает: - уровень освоения программы: предметные и метапредметные результаты. Итоговый мониторинг проводится по окончании текущего учебного года (май) в форме защиты проекта и включает: - уровень освоения программы: предметные и метапредметные результаты. - уровень достижений ребенка (на основе анализа участия детей в творческой и социально-значимой деятельности); - степень удовлетворенности процессом обучения и результатом совместной деятельности. Формами подведения итогов работы по теме, разделу программы являются: - тематический праздник; - конкурс; - краеведческая игра; - игровая программа «Тропа следопыта» - защита проектов Методы отслеживания /диагностика результатов освоения программы: - педагогическое наблюдение; - беседа, опрос; - самооценка; - анализ тестирования, анкетирования, творческих и проверочных работ; - отслеживание творческих достижений коллектива и отдельных обучающихся; - самооценка и взаимооценка обучающихся; - контрольные упражнения, зачѐты; - участия в конкурсах и олимпиадах разных уровней. Формы учета результатов/достижений освоения программы: - протокол педагогических наблюдений; - аналитический отчѐт о результатах анкетирования; - мониторинг качества образования (электронные формы мониторинга образовательной деятельности.) Оценка эффективности освоения программы определяется с помощью критериев по основным компетенциям, таким как – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; – использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; – освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); – развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; – освоение способов решения проблем поискового характера; – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. II. Содержательный раздел Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Загадки истории в рамках проектно – исследовательской деятельности»» Вводное занятие. Основные понятия и методы проектно-исследовательской деятельности – 2ч Теория. Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Что такое исследование? Общие требования к исследованию. Какие бывают исследования. Структура исследования. Методы исследования. Практика. Диагностика интеллектуальных способностей. Реферат как научная работа - 12ч Теория. Требования к реферату. Оформление реферата. Обучение работе с бумажными носителями (источниками) информации Практика. Экскурсия в библиотеку. Написание реферата. Практика работы в библиотеке. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Самостоятельный поиск материалов для исследования в Интернете. Создание родословной своей семьи. Способы получения и переработки информации – 10ч 2.1. Теория. .Источники информации: статьи, доклады, рефераты, тезисы, интернет, цитаты, научно – популярная литература. Чтение текста в приеме «инсерт», работа с текстом в приеме «денотатный граф», конспектирование. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Практика. Поиск, анализ и отбор необходимой информации. Составление опорных схем с помощью изученных технологий. Конспектирование научно – популярных статей. Краеведческая игра «Путешествие в прошлое» Типы и характеристика проектов. Цели и задачи проектов. Этапы проекта – 8ч Теория. Постановка вопроса. Актуальность темы, или как выбрать тему исследования? Памятка «Как выбрать тему». Цели и задачи проекта. Гипотеза как направление исследовательского поиска. Этапы проекта. Изучение теории вопроса. Поиск своих путей решения проблемы на основе анализа текста отдельных произведений. Сбор материала. Анализ собранного материала. Практика. Коллективная работа. Определение темы и проблемы поиска по теме. Определение объекта и предмета поиска. Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Формулирование цели и задачи исследования. Определение содержания, структуры, виды исследования. Составление индивидуального рабочего плана исследования. Деловая игра.Ролевая игра «Мы – археологи». Учимся задавать вопросы – 10ч Теория. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Определение понятия Интервью. Виды интервью: интервью-диалоги (беседы), интервью-монологи, коллективные (массовые) интервью, интервью-зарисовки, анкеты, интервью-мнения, интервью-сообщения, «интервью с письмами в руках», прямые линии. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Методика работы в архивах, с населением (установление контакта с другими исследователями, знаменитыми людьми, издателями). Практика. Составление плана беседы и подготовка вопросов для интервью с учениками, учителями, родителями в соответствии с поставленными исследовательскими задачами. Составление анкет различного типа для разных респондентов с целью сбора информации необходимой для решения конкретной научной проблемы. Проведение устных и письменных опросов, тестирования, обработка полученных данных и их презентация. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Наблюдение и эксперимент – 10ч Теория. Теоретическая и практическая значимость работы. Что такое эксперимент? Как сделать вывод? Практика. Лабораторная работа, самостоятельная работа, социологическое исследование и обработка его результатов. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования. Деловая игра «Как работать вместе». Правила совместной работы в парах. Коллективное творческое дело «Строим дом». Создание презентации – 12ч Теория. Что такое презентация проектно – исследовательской работы? Как подобрать и подготовить слайды для представления работы? Работа с компьютером, иллюстрациями. Проекты и их виды. Электронная презентация. Требования к презентации. Практика. Практическая работа. Отбор информации для презентации. Создание слайдов. Составление комментариев для слайда. Подбор и вставка готового текста. Подбор и вставка иллюстративного материала. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Познавательный конкурс «Что?Где?Когда?» Публичная защита проектов – 6ч Практика. Защита проектов. Участие в научно – практических конференциях. Выступление с тематическими проектами. Турнир знатоков «Своя игра» Экспертиза деятельности – 2ч Практика. Мини - конференция по итогам собственных исследований. Анализ исследовательской деятельности. Моя лучшая работа. Содержание программы позволяет учащимся по мере изучения курса выполнять исследование по выбранной на первых занятиях теме. 2.2. № п/ п 1. 2. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждой темы Дата Форма Количество Тема Форма организ часов контроля ации Всег Тео Пра заняти о рия кти й ка Раздел 1. Вводное занятие. Основные понятия и методы проектноисследовательской деятельности (2 ч) 1-я Лекция, 2 1 1 Вводное занятие. Опрос. неделя беседа. Основные понятия и сентябр методы проектноя исследовательской деятельности. Раздел 2.Реферат как научная работа (16 ч) 2-я Лекция, 2 1 1 Учимся оценивать идеи, Наблюдение неделя практик выделять главное сентябр ум. и второстепенное. я 3-я Лекция, 2 1 1 Требования к реферату. Опрос. неделя презент Оформление реферата. сентябр ация я 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 4-я неделя сентябр я 1-я неделя октября Практик ум Практик ум 2 2 0,5 1,5 0,5 1,5 Выбор темы реферата. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы, Обучение работе с бумажными носителями (источниками) информации Работа с источниками информации. Творческий проект. Опрос 2-я Практик 2 2 Наблюдение неделя ум. октября 3-я Практик 2 0,5 1,5 Формулируем Тест неделя ум актуальность темы. октября 4-я Практик 2 0,5 1,5 Формулируем цель и Опрос неделя ум проблему исследования. октября 5-я Практик 2 2 Оформление реферата Защита неделя ум реферата октября Раздел 3. Способы получения и переработки информации (10 ч) 1-я Беседа, 2 0,5 1,5 Источники Опрос неделя презент информации: статьи, ноября ация доклады, рефераты, тезисы, интернет, цитаты, научно – популярная литература. 2 Деловая 2 0,5 1,5 Чтение текста в приеме Наблюдение неделя игра «инсерт» ноября 3-я Деловая 2 2 Работа с текстом в Наблюдение неделя игра приеме «денотатный ноября граф». 4-я Презент 2 0,5 1,5 Конспектирование. Тест неделя ация Поиск и сбор ноября информации.Анализ информации.Графическ ое изображение текста. 1 Практик 2 0,5 1,5 Составление интеллект- Творческий неделя ум карты. проект декабря Раздел 4. Типы и характеристика проектов. Цели и задачи проектов. Этапы проекта (8 ч) 2 Презент 2 0,5 1,5 Типы и характеристика Опрос неделя ация проектов. декабря 3 Деловая 2 0,5 1,5 Этапы проекта. Опрос неделя игра Гипотеза как декабря направление исследовательского поиска. 17. 4-я неделя декабря Практик 2 ум 0,5 1,5 18. 3–я неделя января Круглы й стол 0,5 1,5 19. 4-я неделя января 20. 5-я неделя января 1-я неделя февраля 2-я неделя февраля 3 неделя февраля 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 2 Составление индивидуального рабочего плана исследования. Исследование объектов в проектах учащихся Раздел 5. Учимся задавать вопросы (10 ч) Деловая 2 0,5 1,5 Формулируем вопросы. игра Что такое интервьюирование, анкетирование. Презент 2 0,5 1,5 Работа с терминологией ация Практик 2 ум Практическа я работа Практическа я работа Наблюдение Опрос - 2 Составление словаря Наблюдение Деловая игра 2 0,5 1,5 Составление плана беседы. Наблюдение Деловая игра 2 0,5 1,5 Составление анкет. Практическа я работа Раздел 6.Наблюдение и эксперимент (8 ч) 2 1 1 Что такое эксперимент? Как сделать вывод? 4-я неделя февраля 1-я неделя марта 2-я неделя марта Беседа Практич 2 еская работа Практич 2 еская работа 1 1 Лабораторная работа Практическа я работа 1 1 Наблюдение 3-я неделя марта Деловая игра 1 1 Социологическое исследование и обработка его результатов. Составление диаграмм, графиков, схем. 4-я неделя марта 2 Раздел 7. Создание презентации (12 ч) Презент 2 1 1 Что такое ация 1 1 презентация проектно – исследовательской работы Работа с компьютером, иллюстрациями. Проекты и их виды. Электронная презентация. Требования к презентации. Опрос Наблюдение Опрос 29. 1-я неделя апреля Практич 2 еская работа 0,5 1,5 30. 2-я неделя апреля 3-я неделя апреля 4-я неделя апреля 1-я неделя мая Практич еская работа Практич еская работа Практич еская работа Беседа 2 0,5 1,5 2 - 2 2 - 2 31. 32. 33. 34. 2-я неделя мая 35. 3-я неделя мая 4-я неделя мая 36. 2 - 2 Соблюдение регламента. Составление алгоритма выступления. Отбор информации для презентации. Создание слайдов. Подбор и вставка готового текста. Наблюдение Подбор и вставка иллюстративного материала. Подготовка защитного слова. Практическа я работа Раздел 8. Публичная защита проекта (6 ч) Деловая 2 2 Рекомендации по игра поведению в момент публичного выступления. Деловая 2 2 Как запомнить большой игра объем материала? Практич 2 еская работа Всего 72 ч - 2 17 55 Практическа я работа Практическа я работа Наблюдение Наблюдение Опрос Публичное выступление Защита проекта III. Организационный раздел 3.1. Учебный план Учебный план МБОУ СОШ № 27 реализующей дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу «Загадки истории» определяет учебное время, отводимое на изучение по годам обучения, отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования. Реализуемые дополнительные образовательные услуги способствуют достижению целей уставной деятельности образовательного учреждения. Целью деятельности МБОУ СОШ №27 является формирование общей культуры личности обучающихся на основе образовательных стандартов, создание основы последующего освоения профессиональных образовательных программ, развития интеллектуальных возможностей обучающихся, воспитание деловой, социальноадаптированной, творческой личности гражданина Российской Федерации. Содержание образования в МБОУ СОШ № 27 направлено на воспитание и развитие ключевых компетенций – целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельности, личной ответственности учащегося за свою судьбу: ˗ личностное творчество ученика по отношению к фундаментальным объектам окружающего мира, распределенным в соответствии с образовательными областями; ˗ самоосознание личного опыта, знаний и эмоционально-ценностных отношений ˗ ученика, обнаружившихся в процессе познания фундаментальных объектов и общекультурных знаний о них; ˗ деятельность ученика в отношении к фундаментальным достижениям человечества, связанным с изучаемыми объектами (отношение ученика к общекультурным знаниям и социальному опыту). Задачи: предоставить обучающимся возможность выбирать и осваивать интересное и важное для каждого из них содержание различных учебных предметов; обеспечить гуманизацию и коммуникативную направленность процесса обучения. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: ˗ формирование и развитие творческих способностей обучающихся; ˗ удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также на занятиях физической культурой и спортом; ˗ укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; ˗ обеспечение духовно-нравственного, патриотического, трудового воспитания обучающихся; ˗ выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; ˗ профессиональную ориентацию обучающихся; ˗ создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; ˗ создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки; ˗ социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; ˗ формирование общей культуры обучающихся; ˗ удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов. Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. В учебный план МБОУ СОШ № 27 входит дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Загадки истории». Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 2 академических часа по 40 мин с обязательным перерывом 10 мин. Продолжительность учебного года составляет 36 недель. Количество учебных занятий за 1 год составляет 72 часа. Учебный план (годовая сетка часов) № 1 курс «Загадки истории в рамках проектно – исследовательской деятельности школьников»» Итого Количество часов 72 72ч 3.2. Календарный учебный график Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2). Образовательная деятельность ведется во время учебного года. Учебный год начинается 1 сентября, заканчивается 31 мая. Продолжительность учебных периодов: 1 полугодие - с 01.09.2022 по 30.12.2022 г. 2 полугодие - с 11.01.2023 по 31.05.2023 г. Сроки и продолжительность каникул. Продолжительность каникул в течение 2022-2023 учебного года составляет 11 календарных дней – с 31.12.2022 по 10.01.2023. 3.3. Система условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3.3.1. Описание кадровых условий Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных данной дополнительной общеразвивающей программой, способными к инновационной профессиональной деятельности. Требования к кадровым условиям включают: ˗ укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками; ˗ уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации; ˗ непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации, реализующей образовательную программу основного общего образования. МБОУ СОШ № 27 полностью укомплектована кадрами для реализации настоящей программы, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, способными к инновационной профессиональной деятельности, уровень квалификации работников в основном соответствует условиям реализации программы. Согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», данную программу реализует педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнем квалификации 6. 3.3.2. Материально – технические условия 1.Компьютер. 2.Проектор. 3.Экран. 4.Канцелярские принадлежности. 5.Учебный кабинет. 6.Столы и стулья. 7.Стол для учителя. 8. Тематические стенды 3.3.3. Информационно – методические условия Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов,современныхинформационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ. Основными элементами ИОС являются: ˗ информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; ˗ информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях; ˗ информационно-образовательные ресурсы сети Интернет; ˗ вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура; ˗ прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственнуюдеятельность образовательной организации (бухгалтерский учёт, делопроизводство, кадры и т. д.). Методическое обеспечение Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств. Методы, используемые на занятиях: 1) Наглядный метод ; 2) Словесный метод; 3) Практический метод. Форма организации и проведения занятия Групповая форма с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах. При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путём непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися в аудитории. В этом случае применяется электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, обеспечивающие для обучающихся независимо от их места нахождения достижение результатов обучения путём организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Школа обеспечивает возможность демонстрации обучающимися индивидуальных достижений в освоении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в том числе в формате видеозаписей выступлений, направления творческих работ в электронном формате, участия в соревнованиях в дистанционном режиме; ведёт учет посещения обучающимися занятий и дистанционных активностей в объединениях дополнительного образования. Образовательная деятельность строится на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных возможностей каждого учащегося. Изучение материала построено на активных и интерактивных формах обучения по следующим принципам: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному», «от общего к частному». Формы организации деятельности соответствуют цели и содержанию программы. Технология приобщения к исследовательской деятельности: В приобщении учащихся к исследовательской деятельности можно выделить несколько этапов. На первом этапе исследовательской деятельности учащиеся осуществляют поиск информации и возможные варианты решения проблемы, поставленной преподавателем. В ходе работы преподаватель организует рефлексию опыта познавательной деятельности с целью осознания учащимися способов работы над проблемой, методов работы с источниками знания. В ходе поисковой деятельности учащиеся занимаются с минимально необходимым набором приемов и методов работы с литературой, которыми нужно овладеть для приобщения к исследовательской работе (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией, приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др.). Также предметом рефлексии становятся методы исследования, применяемые в изучаемой науке. На данном этапе ведущей является образовательная функция. На втором этапе приобщения учащихся к исследовательской деятельности школьники самостоятельно находят и формулируют проблему, подбирают методы, адекватные для решения поставленных задач исследования, составляют план работы и осуществляют научный поиск. На данном этапе формируются умения планировать и самостоятельно организовывать свой поиск. Учащиеся получают опыт постановки проблемы и нахождения ответов на самостоятельно поставленные вопросы. Предметом усвоения становятся также умения, связанные с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются на городских, региональных и российских конференциях. Наряду с предметно-содержательными учебными результатами (предметные знания, умения, конкретные решения проблем и т.д.) особым результатом такой организации учебного процесса является рефлексивно осмысленный опыт поисковой деятельности. Таким образом, исследовательская деятельность позволяет выработать умения и навыки, которые необходимы при осуществлении проектной деятельности. Проектная деятельность организуется на таком этапе учебно-воспитательного процесса, когда учащиеся демонстрируют достаточный уровень навыков самостоятельной исследовательской работы. В программу включен блок теоретических и практических занятий: экскурсий, виртуальных экспедиций, путешествий с применение электронных образовательных ресурсов, имеющих цель сбора информации для дальнейшего использования в исследовательских работах, воспитывающих патриотизм и бережное отношение к природе, истории и культуре города, области. Таким образом, при реализации программы активно используются следующие формы организации учебного занятия: • тематические праздники; • занятия – путешествия; • коллективно – творческие дела; • экскурсии по родному краю; • устные журналы; • беседы; • диспуты; • «круглые столы»; • краеведческие тематические праздники; • встречи с интересными людьми; • сюжетно – ролевые игры; • поисковые и научные исследования; • общественно – полезные практики; • сбор и оформление материалов краеведческих исследований. Список литературы 1. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] : пособие для учителей общеобр.организ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. - М. : Просвещение, 2013. - 175с. 2. Гостев, А.Г. Инновационная образовательно-профессиональная среда как фактор внедрения современных технологий обучения : монография / А. Г. Гостев, Е. В. Киприянова. - Екатеринбург, 2008. - 290с. - Библиогр. С.246-250. 3. Кадыкова, О.М. Общешкольный проект- основа механизма управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся / О. М. Кадыкова // Эксперимент и инновации в школе. - 2013.-№5. - С.14-22. 6. Королева, Н. Самостоятельная работа / Н. Королева // Директор школы. 2013.-№10. - С.41. 7. Тигров, В.В. Проектная деятельность обучающихся в условиях творческой технологической среды / В. В. Тигров// Педагогика. - 2013.-№10. - С.43-48. 8. Казачкова, М.Б. Проектный метод как средство повышения качества образования / М. Б. Казачкова// Исследовательская работа школьников. - 2013.-№4. С.115-122. 9. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников / Л. В. Байбородова, Харисова,И.Г.; Чернявская, А.П.// Завуч. - 2014.-№2. - С.94-117. 11. Воровщиков, С.Г. Конференция исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных учреждений России "Думай глобально-действуй локально" / С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова// Эксперимент и инновации в школе. - 2014.-№1. - С.9-23. 12. Новожилова, М.М. "Думай глобально-действуй локально": конференция исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных учреждений России / М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков // Завуч. - 2017.-№4. - С.31-59. 13. Эпштейн, М.М. Исследования и проекты детей и подростков: содержательные, дидактические, возрастные аспекты / М. М. Эпштейн, А. Н. Юшков// Народное образование. - 2014.-№6. - С.151-159. 14. Лазарев, В.С. Проектная и псевдопроектная деятельность в школе / В. С. Лазарев// Народное образование. - 2014.-№8. - С.130-136. 15. Бойцова, А.А. Проектная деятельность как средство интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе / А. А. Бойцова // Человек и образование. - 2013.-№4. - С.185-188. 16. Городилина, Т.В. Проектная деятельность как метод развития самосознания и коммуникативных компетенций обучающихся в информационной среде в системе федеральных государственных образовательных стандартов / Т. В. Городилина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014.-№6. - С.37-41. 18. Ильина, А.В. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта / А. В. Ильина// Научно-теоретический журнал ЧИППКРО. - 2011.-№11. - С.127-132. 19. Африна, Е.И. Исследовательская деятельность формирует общеучебные умения / Е. И. Африна// Народное образование. - 2014.-№5. - С.164-170. 20. Янушевский, В.Н. Учебное проектирование школьников: первые шаги в новой образовательной реальности / В. Н. Янушевский // Журнал руководителя управления образованием. - 2015.-№3. - С.67-71. 21. Рязанова, Л.П. Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы) / Л. П. Рязанова // Одаренный ребенок. - 2015.-№2. - С.62-71. 27. Бурлакова, И.В. Семинар-практикум по составлению и использованию организационной модели проектно-исследовательской деятельности обучающихся / И. В. Бурлакова// Методист. - 2016.-№3. - С.25-28. 29. Поташник, М.М. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на основе ФГОС (суть, сходство и различие, профанация и грамотная реализация) / М. М. Поташник, М. В. Левит // Завуч. - 2016.-№1. - С.4-25. 30. Лазарев, В.С. Проекты обучающихся: проблема, действия, план, оценка / В. С. Лазарев// Народное образование. - 2016.-№4-5. - С.133-142. 32. Шустова, И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия / И. Ю. Шустова, А. Ю. Нуруллова // Завуч. - 2016.-№7. - С.110-127. 33. Белозерова, О.М. Организация и реализация проектной деятельности обучающихся среднего звена и старшей школы / О. М. Белозерова // Завуч. - 2016.-№8. - С.89-95. 36. Лазарев, В.С. Проекты обучающихся: проблема, действия, план, оценка / В. С. Лазарев// Управление образованием. - 2016.-№4. - С.42-53. 38. Развитие творческих способностей учителя и обучающихся [Текст] : материалы I межрегианальной научно-практической конференции / под ред. Т.И.Соловьевой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. - Челябинск : Взгляд, 2010. - 279 с. 39. Развитие творческих способностей учителя и обучающихся [Текст] : материалы II межрегианальной научно-практической конференции / под ред. Т.И.Соловьевой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. - Челябинск : Изд-во ЧИППКРО, 2011. - 285 с. 40. Романовская, М.Б. Метод проектов в образовательном процессе : методическое пособие / М. Б. Романовская. - М. : Центр "Педагогический поиск", 2006. - 160с. - Библиогр.: с.159-160. 41. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А. И. Савенков ; ред.М.А.Ушаков. - М. : "Сентябрь", 2003. - 204 с. - Библиогр. С.203-205. 42. Уткина, Т.В. Достижение метапредметных результатов через учебноисследовательскую и проектную деятельность обучающихся : учебное пособие / Т. В. Уткина, Е. А. Низдиминова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 192с. 43. Человек. Образование. Профессия : сборник научных статей / ГОУ ВПО ВГИПУ; МНИЦ "Инновационное образование". - Нижний Новгород : б.и., 2009. 407с.