РП ОДНКНР 5 класс 2022-2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего
образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как
многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания
и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности .
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии
с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к
отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса, обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий

современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и
религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания
культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и
религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—
6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию
гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР
включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
•
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения
•
и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
•
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
•
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
•
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
•
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение
для формирования гражданской идентичности обучающегося;
•
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности
как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
•
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;

•
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании
и сохранении собственной культурной идентичности;
•
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
•
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
•
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
•
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
•
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
•
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении
основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
•
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
•
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
•
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой
культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
•
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе
•
поиска общих культурных стратегий и идеалов;
•
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребитульскими и эгоистическими;
•
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
•
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в
целом;
•
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и
•
изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
•
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.

МЕСТО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа
на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5
класс (34 ч)
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации.
Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов
России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие
культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность,
ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как
ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина
и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные
семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического
творчества (сказки,
поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья
в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь
между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчеств. Традиции и новации
в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность
труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4.
«Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем
нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культу.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования
общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного

разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литетура. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций,
единые духовно-нравственные ценности народов России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1.
Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур
народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание
основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3.
Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности
и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствии.
4.
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» в основной школе выражаются в следующих качествах и
действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной
задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты
информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
владение базовыми исследовательскими действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое
и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт,
несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения,

опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи
и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие
или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает форсированность когнитивных навыков у обучающихся.
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать
формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с
ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов
осуществление совместной деятельности: понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые
штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество
своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает форсированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных
подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;

владение приемами самоконтроля: владеть способами самоконтроля, само мотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать
контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;
В сфере эмоционального интеллекта: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на
место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения
эмоций;
В сфере принятия себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты 5 класс
•
- рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о
традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
•
- готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
•
- характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на
традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
•
- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
•
- рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер
семейных взаимоотношений; - оценивать, приводя примеры, своѐ поведение в семье, школе и вне
их;
•
- использовать знания о правах и обязанностях граждан России, государственной
символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как
общем доме для народов еѐ населяющих;
•
- объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
•
- приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
•
- использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов
России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
•
- сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своѐ отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
•
- соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах;
заботливо относиться к младшим, уважать старших;
•
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
•
- использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений
об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Колво.
№
чап/п
сов

Тема урока Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся. ЦОР и ЭОР

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1

1

Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной культуры народов России»?

Формирование и закрепление гражданского единства .
Родина и Отечество . Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и единое
культурное пространство .
Риски и угрозы духовнонравствен- ной культуре народов России

Формировать представление об особенностях курса ««Основы духовно-нравственной культуры народов России» .
Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока .
Вести самостоятельную работу с учебником
РЭШ: Тематический курс «Основы духовноНравственной культуры народов России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

2

Наш дом — Россия

Россия — многонациональная страна . Многонациональный народ Российской
Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов

Слушать и понимать объяснения учителя
по теме урока .
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

3

Язык и история

Что такое язык? Как в языке
народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры . Важность коммуникации между людьми .
Языки народов мира, их взаимосвязь

Формировать представления о языке как
носителе духовно-нравственных смыслов
культуры .

Русский язык — основа российской культуры . Как складывался русский язык: вклад
народов России в его развитие . Русский язык как культурообразующий проект и
язык межнационального общения . Важность общего
языка для всех народов России .Возможности, которые
даёт русский язык

Формировать представление о русском
языке как языке межнационального общения .

Что такое культура .
Культура и природа .
Роль культуры в жизни
общества . Многообразие культур и его
причины. Единство культурного пространства России

Формировать представление о том, что
такое культура, об общих чертах в
культуре разных народов . Слушать и
понимать объяснения учителя по теме урока .
Выполнять задания на понимание и
разграничение понятий по теме

1

1

4

5

Русский язык —
язык общения и язык
возможностей

Истоки родной культуры

РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

6

Материальная культура

Материальная культура: архитектура, одежда, пища,
транспорт, техника . Связь
между материальной куль-

Формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов .

1

1

1

7

8

9

Духовная культура

Культура и религия

Культура и образование

турой и духовно-нравственными ценностями общества

РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

Духовно-нравственная культура . Искусство, наука, духовность . Мораль, нравственность, ценности . Художественное осмысление
мира . Символ и знак . Духовная культура как реализация ценностей
Религия и культура . Что такое религия, её роль в жизни
общества и человека . Государствообразующие религии
России . Единство ценностей в религиях России

Формировать представление о духов ной
культуре разных народов .

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения
нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека

Понимать смысл понятия «образование»,
уметь объяснять важность и необходимость образования для общества . Слушать
объяснения учителя, отбирать и сравнивать
учебные материалы по теме

РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
Формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь объяснять, в чём
заключается связь культуры и религии .
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

10

Многообразие культур России (практическое занятие)

Единство культур народов
России. Что значит быть
культурным человеком?
Знание о культуре народов
России

Отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой .
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
1

11

Семья — хранитель
духовных ценностей

Семья — базовый элемент
общества . Семейные ценности, традиции и культура .
Помощь сиротам как духовно- нравственный долг
человека

Понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях
между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов. Понимать значение термина «поколение» .
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задач
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

12

Родина начинается с
семьи

История семьи как часть истории народа, государства,
человечества . Как связаны
Родина и семья? Что такое
Родина и Отечество?

Понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей
страны, народа . Слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

13

Традиции семейного
воспитания в России

Семейные традиции народов
России . Межнациональные
семьи . Семейное воспитание как трансляция ценностей

Понимать и объяснять, что такое традиция,
уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и
других народов России . Уметь объяснять и
разграничивать основные понятия по теме .
Просматривать и анализировать учебные
фильмы, работать с раздаточным материалом
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

14

Образ семьи в культуре на- родов России

Произведения устного поэтического творчества
(сказки, поговорки и т . д .) о
семье и семейных обязанностях . Семья в литературе
и произведениях разных видов искусства

Знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях . Работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

15

Труд в истории семьи

Социальные роли в истории
семьи . Роль домашнего
труда . Роль нравственных
норм в благополучии семьи

Понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего
семейного труда для укрепления целостности семьи . Слушать объяснения учителя,
самостоятельно работать с учебником
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

16

Семья в современном мире

Рассказ о своей семье (с использованием фотографий,
книг, писем и др .) . Семейное древо . Семейные традиции

Понимать, почему важно изучать и хранить
историю своей семьи, передавать её следующим поколениям .
Готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

17

Повторение пройденного материала

Проверка освоения знаний
по курсу «ОДНКНР» » закрепление основных понятий курса, применение полученных знаний на практике

Формирование и закрепление устойчивых
знаний теоретического материала по курсу
ОДНКНР и осознание необходимости применения его на практике
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

18

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Личность — общеЧто делает человека челове- Знать, что такое гуманизм, пони- мать, что
ство — культура
ком? Почему человек не мо- делает человека человеком и какие проявжет жить вне общества .
ления людей можно на- звать гуманными .
Связь между обществом и
Работать с научно-популярной литератукульту- рой как реализация
рой, уметь разграничивать понятия, осваидуховно- нравственных цен- вать смысловое чтение (решать текстовые
ностей
задачи)
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

19

Духовный мир человека. Человек —
творец культуры

Культура как духовный мир
человека . Мораль . Нравственность . Патриотизм .
Реализация ценностей в
куль- туре .

Понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной
культуры .
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

20

Личность и духовнонрав- ставенные
ценности

Мораль и нравственность в
жизни человека . Взаимопомощь- мощь, сострадание,
милосердие, любовь,
дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким

Понимать и объяснять, что такое мораль и
нравственность, любовь к близким .
Показывать на примерах важность таких
ценностей как взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба и др .
Разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с
учебником
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

21

1

22

Литература как язык
куль- туры

Литература как художественное осмысление действительно. От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его
духовность

Понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного
творчества.
Объяснять средства выражения духовного
мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы .
Слушать объяснения учителя, работать с
художественной литературой, изучать и
анализировать источники
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

23

Взаимовлияние
культур

Взаимодействие культур .
Межпоколенная и межкультурная трансляция . Обмен
ценностными установками и
идеями . Примеры межкультурной коммуникации как
способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей

Иметь представление о значении терминов
«взаимодействие культур», «культурный
обмен» . Понимать и объяснять важность
сохранения культурного наследия .
Слушать объяснения учителя, понимать и
разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Историческая паЧто такое история и почему
Объяснять смысл термина «история», понимять как духовноона важна? История семьи
мать важность изучения истории .
нравственная цен— часть истории народа, го- Понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи свяность
сударства, человечества .
зана с историей страны .
Важность исторической паРаботать с учебником, выделять и опредемяти, недопустимость её
лять основные понятия, слушать и анализифальсификации . Преемственность поколений
ровать выступления одноклассников
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

24

Духовно-нравственные ценности российского народа

Жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм,
гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
креп- кая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь,
историческая память и преемственность поколений, единство
народов России
Исторические и социальные
причины культурного разнообразия . Каждый регион
уникален . Малая Родина —
часть общего Отечества

Уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные
ценности .
Осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества .
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником (смысловое чтение)
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

25

Регионы
России:
культурное многообразие

1

26

Праздники в культуре народов России

Что такое праздник? Почему
праздники важны . Праздничные традиции в России .
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов

Понимать и объяснять, что такое
«народный праздник» .
Уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи.
Понимать и объяснять нравственный смысл
народного праздника .
Работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

27

Памятники в культуре народов России

Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные
. Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России

Устанавливать связь между историей памятника и историей края .
Характеризовать памятники истории и
культуры .
Понимать нравственный и научный смысл
краеведческой работы .
Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

28

Музыкальная культура на- родов России

Музыка . Музыкальные произведения . Музыка как
форма выражения эмоциональных связей между
людьми . Народные инструменты . История народа в
его музыке и инструментах

Понимать особенности музыки как вида искусства .
Знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать,
как история наро- да отражается в его музыке .
Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы

Понимать принципы федеративного
устройства России, объяснять понятие «полиэтничность» . Понимать ценность многообразия культурных укладов народов России . Уметь рассказывать о культурном
своеобразии своей малой родины .
Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

29

Изобразительное искусство народов
России

Художественная реальность
. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые
росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных на- родов России

Понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества .
Понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных
ценностей .
Знать и называть основные темы искусства
народов России .
Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

30

Фольклор и литература народов России

Пословицы и поговорки .
Эпос и сказка . Фольклор
как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры народа в
его литературе

Понимать, что такое национальная литератур. Объяснять и показывать на примерах,
как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно- нравственные
ценности.
Отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

31

Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда, дом
(практическое

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа,
региона . Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников

Отбирать и сравнивать учебный материал
по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

32

Культурная карта
России

География культур России .
Россия как культурная карта
. Описание регионов в соответствии с их особенностями

Отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

33

Единство страны —
залог будущего России

Россия — единая страна.
Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовнонравственные ценности народов России

Понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов
России для обоснования её культурного,
экономического единства .
Слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

1

34

Повторение
пройденного материала

Проверка освоения знаний
по курсу «ОДНКНР» закрепление основных понятий
курса, применение полученных знаний на практике

Формирование и закрепление устойчивых
знаний теоретического материала по курсу
ОДНКНР и осознание необходимости применения его на практике
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организа- ций / Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. стереотип. Вентана-Граф, 2019. 160 с...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Примерная программа основного общего образования по ОДНКНР для образовательных
учреждений

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/special-course/1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
тетрадь, ручка, карандаши, линейка, учебник


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».