ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования
(личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего
образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как
многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания
и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности .
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии
с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к
отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса, обучающиеся получают представление о существенных
взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий
современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской
идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и
религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания
культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и
религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—
6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию
гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР
включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
•
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через
изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения
•
и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
•
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
•
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей
разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений;
•
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
•
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение
для формирования гражданской идентичности обучающегося;
•
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности
как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
•
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
•
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании
и сохранении собственной культурной идентичности;
•
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
•
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
•
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
•
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
•
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия,
гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит
значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
•
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении
основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
•
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
•
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
•
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным
традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой
культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
•
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе
•
поиска общих культурных стратегий и идеалов;
•
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребитульскими и эгоистическими;
•
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
•
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в
целом;
•
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и
•
изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
•
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
МЕСТО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа
на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
5
класс (34 ч)
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации.
Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов
России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие
культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность,
ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как
ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина
и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные
семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического
творчества (сказки,
поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья
в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь
между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчеств. Традиции и новации
в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность
труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4.
«Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем
нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культу.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования
общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного
разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литетура. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций,
единые духовно-нравственные ценности народов России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1.
Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур
народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание
основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3.
Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности
и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствии.
4.
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» в основной школе выражаются в следующих качествах и
действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной
задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты
информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
владение базовыми исследовательскими действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое
и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт,
несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения,
опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи
и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие
или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает форсированность когнитивных навыков у обучающихся.
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать
формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с
ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов
осуществление совместной деятельности: понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые
штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество
своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает форсированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных
подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых
знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
владение приемами самоконтроля: владеть способами самоконтроля, само мотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать
контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;
В сфере эмоционального интеллекта: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на
место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения
эмоций;
В сфере принятия себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты 5 класс
•
- рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о
традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
•
- готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
•
- характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на
традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
•
- различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
•
- рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер
семейных взаимоотношений; - оценивать, приводя примеры, своѐ поведение в семье, школе и вне
их;
•
- использовать знания о правах и обязанностях граждан России, государственной
символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как
общем доме для народов еѐ населяющих;
•
- объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
•
- приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
•
- использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов
России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
•
- сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своѐ отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
•
- соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах;
заботливо относиться к младшим, уважать старших;
•
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
•
- использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений
об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Колво.
№
чап/п
сов
Тема урока Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся. ЦОР и ЭОР
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1
1
Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства .
Родина и Отечество . Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и единое
культурное пространство .
Риски и угрозы духовнонравствен- ной культуре народов России
Формировать представление об особенностях курса ««Основы духовно-нравственной культуры народов России» .
Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока .
Вести самостоятельную работу с учебником
РЭШ: Тематический курс «Основы духовноНравственной культуры народов России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
2
Наш дом — Россия
Россия — многонациональная страна . Многонациональный народ Российской
Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов
Слушать и понимать объяснения учителя
по теме урока .
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
3
Язык и история
Что такое язык? Как в языке
народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры . Важность коммуникации между людьми .
Языки народов мира, их взаимосвязь
Формировать представления о языке как
носителе духовно-нравственных смыслов
культуры .
Русский язык — основа российской культуры . Как складывался русский язык: вклад
народов России в его развитие . Русский язык как культурообразующий проект и
язык межнационального общения . Важность общего
языка для всех народов России .Возможности, которые
даёт русский язык
Формировать представление о русском
языке как языке межнационального общения .
Что такое культура .
Культура и природа .
Роль культуры в жизни
общества . Многообразие культур и его
причины. Единство культурного пространства России
Формировать представление о том, что
такое культура, об общих чертах в
культуре разных народов . Слушать и
понимать объяснения учителя по теме урока .
Выполнять задания на понимание и
разграничение понятий по теме
1
1
4
5
Русский язык —
язык общения и язык
возможностей
Истоки родной культуры
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
6
Материальная культура
Материальная культура: архитектура, одежда, пища,
транспорт, техника . Связь
между материальной куль-
Формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов .
1
1
1
7
8
9
Духовная культура
Культура и религия
Культура и образование
турой и духовно-нравственными ценностями общества
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
Духовно-нравственная культура . Искусство, наука, духовность . Мораль, нравственность, ценности . Художественное осмысление
мира . Символ и знак . Духовная культура как реализация ценностей
Религия и культура . Что такое религия, её роль в жизни
общества и человека . Государствообразующие религии
России . Единство ценностей в религиях России
Формировать представление о духов ной
культуре разных народов .
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения
нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека
Понимать смысл понятия «образование»,
уметь объяснять важность и необходимость образования для общества . Слушать
объяснения учителя, отбирать и сравнивать
учебные материалы по теме
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
Формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь объяснять, в чём
заключается связь культуры и религии .
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
10
Многообразие культур России (практическое занятие)
Единство культур народов
России. Что значит быть
культурным человеком?
Знание о культуре народов
России
Отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой .
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
1
11
Семья — хранитель
духовных ценностей
Семья — базовый элемент
общества . Семейные ценности, традиции и культура .
Помощь сиротам как духовно- нравственный долг
человека
Понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях
между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов. Понимать значение термина «поколение» .
Слушать объяснения учителя, решать
проблемные задач
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
12
Родина начинается с
семьи
История семьи как часть истории народа, государства,
человечества . Как связаны
Родина и семья? Что такое
Родина и Отечество?
Понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей
страны, народа . Слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
13
Традиции семейного
воспитания в России
Семейные традиции народов
России . Межнациональные
семьи . Семейное воспитание как трансляция ценностей
Понимать и объяснять, что такое традиция,
уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и
других народов России . Уметь объяснять и
разграничивать основные понятия по теме .
Просматривать и анализировать учебные
фильмы, работать с раздаточным материалом
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
14
Образ семьи в культуре на- родов России
Произведения устного поэтического творчества
(сказки, поговорки и т . д .) о
семье и семейных обязанностях . Семья в литературе
и произведениях разных видов искусства
Знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях . Работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
15
Труд в истории семьи
Социальные роли в истории
семьи . Роль домашнего
труда . Роль нравственных
норм в благополучии семьи
Понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего
семейного труда для укрепления целостности семьи . Слушать объяснения учителя,
самостоятельно работать с учебником
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
16
Семья в современном мире
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий,
книг, писем и др .) . Семейное древо . Семейные традиции
Понимать, почему важно изучать и хранить
историю своей семьи, передавать её следующим поколениям .
Готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
17
Повторение пройденного материала
Проверка освоения знаний
по курсу «ОДНКНР» » закрепление основных понятий курса, применение полученных знаний на практике
Формирование и закрепление устойчивых
знаний теоретического материала по курсу
ОДНКНР и осознание необходимости применения его на практике
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
18
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Личность — общеЧто делает человека челове- Знать, что такое гуманизм, пони- мать, что
ство — культура
ком? Почему человек не мо- делает человека человеком и какие проявжет жить вне общества .
ления людей можно на- звать гуманными .
Связь между обществом и
Работать с научно-популярной литератукульту- рой как реализация
рой, уметь разграничивать понятия, осваидуховно- нравственных цен- вать смысловое чтение (решать текстовые
ностей
задачи)
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
19
Духовный мир человека. Человек —
творец культуры
Культура как духовный мир
человека . Мораль . Нравственность . Патриотизм .
Реализация ценностей в
куль- туре .
Понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной
культуры .
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
20
Личность и духовнонрав- ставенные
ценности
Мораль и нравственность в
жизни человека . Взаимопомощь- мощь, сострадание,
милосердие, любовь,
дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким
Понимать и объяснять, что такое мораль и
нравственность, любовь к близким .
Показывать на примерах важность таких
ценностей как взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба и др .
Разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с
учебником
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
21
1
22
Литература как язык
куль- туры
Литература как художественное осмысление действительно. От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его
духовность
Понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного
творчества.
Объяснять средства выражения духовного
мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы .
Слушать объяснения учителя, работать с
художественной литературой, изучать и
анализировать источники
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
23
Взаимовлияние
культур
Взаимодействие культур .
Межпоколенная и межкультурная трансляция . Обмен
ценностными установками и
идеями . Примеры межкультурной коммуникации как
способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей
Иметь представление о значении терминов
«взаимодействие культур», «культурный
обмен» . Понимать и объяснять важность
сохранения культурного наследия .
Слушать объяснения учителя, понимать и
разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Историческая паЧто такое история и почему
Объяснять смысл термина «история», понимять как духовноона важна? История семьи
мать важность изучения истории .
нравственная цен— часть истории народа, го- Понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи свяность
сударства, человечества .
зана с историей страны .
Важность исторической паРаботать с учебником, выделять и опредемяти, недопустимость её
лять основные понятия, слушать и анализифальсификации . Преемственность поколений
ровать выступления одноклассников
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
24
Духовно-нравственные ценности российского народа
Жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм,
гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
креп- кая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь,
историческая память и преемственность поколений, единство
народов России
Исторические и социальные
причины культурного разнообразия . Каждый регион
уникален . Малая Родина —
часть общего Отечества
Уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные
ценности .
Осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества .
Слушать объяснения учителя, работать с
учебником (смысловое чтение)
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
25
Регионы
России:
культурное многообразие
1
26
Праздники в культуре народов России
Что такое праздник? Почему
праздники важны . Праздничные традиции в России .
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов
Понимать и объяснять, что такое
«народный праздник» .
Уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи.
Понимать и объяснять нравственный смысл
народного праздника .
Работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
27
Памятники в культуре народов России
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные
. Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России
Устанавливать связь между историей памятника и историей края .
Характеризовать памятники истории и
культуры .
Понимать нравственный и научный смысл
краеведческой работы .
Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
28
Музыкальная культура на- родов России
Музыка . Музыкальные произведения . Музыка как
форма выражения эмоциональных связей между
людьми . Народные инструменты . История народа в
его музыке и инструментах
Понимать особенности музыки как вида искусства .
Знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать,
как история наро- да отражается в его музыке .
Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы
Понимать принципы федеративного
устройства России, объяснять понятие «полиэтничность» . Понимать ценность многообразия культурных укладов народов России . Уметь рассказывать о культурном
своеобразии своей малой родины .
Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
29
Изобразительное искусство народов
России
Художественная реальность
. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые
росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных на- родов России
Понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества .
Понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных
ценностей .
Знать и называть основные темы искусства
народов России .
Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
30
Фольклор и литература народов России
Пословицы и поговорки .
Эпос и сказка . Фольклор
как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры народа в
его литературе
Понимать, что такое национальная литератур. Объяснять и показывать на примерах,
как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно- нравственные
ценности.
Отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
31
Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда, дом
(практическое
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа,
региона . Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников
Отбирать и сравнивать учебный материал
по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
32
Культурная карта
России
География культур России .
Россия как культурная карта
. Описание регионов в соответствии с их особенностями
Отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и
анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
33
Единство страны —
залог будущего России
Россия — единая страна.
Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовнонравственные ценности народов России
Понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов
России для обоснования её культурного,
экономического единства .
Слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
1
34
Повторение
пройденного материала
Проверка освоения знаний
по курсу «ОДНКНР» закрепление основных понятий
курса, применение полученных знаний на практике
Формирование и закрепление устойчивых
знаний теоретического материала по курсу
ОДНКНР и осознание необходимости применения его на практике
РЭШ: Тематический курс «Основы духовно-Нравственной культуры народов
России»
https://resh.edu.ru/special-course/1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организа- ций / Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. стереотип. Вентана-Граф, 2019. 160 с...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2. Примерная программа основного общего образования по ОДНКНР для образовательных
учреждений
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/special-course/1
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
тетрадь, ручка, карандаши, линейка, учебник