I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для обучающихся 6,5-9 лет и рассчитана на один год обучения.
Цель программы: развитие психических познавательных процессов и
способностей, обще учебных умений и навыков.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение
выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно
излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно
развитие познавательных способностей и обще учебных умений и навыков, а не
усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в
обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
1
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся,
исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к
данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из
системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и
развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для
понимания задания, и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды
и т.д.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми
поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно
действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как
осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в
выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная
проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации
самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо
развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за
счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение
самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием
и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя
в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся
подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый
положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться
выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В процессе выполнения каждого задания
происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
2
- задания на совершенствование воображения; - задания на развитие логического
мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких
жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести
поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый
короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование
слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей
памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате
таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные
учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем
зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и
наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и
времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем
задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий,
не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не
отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); - выбор пары
идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной
фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных
фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие
мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют
3
на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения
и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих
законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся
сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза,
устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с
алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
1.2. Планируемые результаты
метапредметные и предметные
Личностные,
результаты освоения
программы.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
– Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
– В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Основной показатель качества освоения программы — личностный рост
обучающегося, его самореализация и определение своего места в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
–
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
–
Проговаривать последовательность действий.
–
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией.
–
Учиться работать по предложенному учителем плану.
–
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
–
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
–
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
–
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
энциклопедии (на развороте, в оглавлении, в словаре).
–
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебнопублицистическую литературу, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя.
4
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
–
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры.
–
Преобразовывать
информацию
из
одной
формы
в
другую: составлять математические рассказы и задачи на основе
простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
–
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
–
Слушать и понимать речь других.
–
Читать и пересказывать текст.
–
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
–
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
–
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
–
выделять существенные признаки предметов;
–
сравнивать между собой предметы, явления;
–
обобщать, делать несложные выводы;
–
классифицировать явления, предметы;
–
определять последовательность событий;
–
судить о противоположных явлениях;
–
давать определения тем или иным понятиям;
–
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
–
выявлять функциональные отношения между
понятиями;
–
выявлять закономерности и проводить аналогии.
–
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов
В основу изучения материала положены ценностные ориентиры, достижение
которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты
оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний
(об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и
5
неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть
в
защищенной, дружественной про социальную среду. Именно в такой близкой
социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном
действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы,
для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно
к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том,
как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в
опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та
готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и
гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным
психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.
(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто
я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности
целеполагания, развития контроля, оценки)
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы
контроля:
• Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по
методикам Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
• Текущий:
– прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до
начала его реального выполнения;
– пооперационный, то
есть контроль
за
правильностью, полнотой
и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
– рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
6
– контроль по результату, который проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов или выполненных
операций с образцом.
• Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем,
которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках
накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий
можно использовать следующие
показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий:
чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно,
выше развивающий эффект занятий;
–
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
–
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно;
–
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за
работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности,
внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные, которые
учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года,
прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
II.
Содержательный раздел
2.1.
Содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Умники и умницы»
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых
задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по
содержанию и по сложности задач.
7
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений.
Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение
ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие
восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков
правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения
и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой,
образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и
быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения
материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные
упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание,
увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки
разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание
предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять
главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и
различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных
операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять
главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем
решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было
обнаружено с
помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря
учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания,
сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Содержание программы
Задания на развитие внимания. Выявление уровня развития внимания; развитие
концентрации внимания; тренировка внимания.
Задания на развитие памяти. Выявление уровня развития памяти; тренировка
зрительной памяти.
Задания на совершенствование воображения. Выявление уровня развития
восприятия, воображения; совершенствование воображения.
Задания на развитие логического мышления. Выявление уровня развития
мышления; развитие мышления;
развитие
аналитических
способностей,
совершенствование мыслительных операций.
Тренировка психических процессов: развитие концентрации внимания;
тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти;
совершенствование воображения; развитие логического мышления (выделение
признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
8
Задания геометрического характера: составление и моделирование предметов;
построение фигур из счетных палочек; построение фигур из конструктора; составление
и моделирование многогранников.
Нестандартные задания алгебраического характера: арифметический шифр;
математический фокус; арифметические лабиринты с воротами; математические
ребусы; магические квадраты; задачи на переливание; задачи на взвешивание; задачи
на переливание и на взвешивание; магические фигуры, цифровая головоломка
«судоку», кросснамберы.
Нестандартные задания логического характера: логические задачи на причинноследственные цепочки; задачи с опорой на жизненные ситуации; комбинаторные
задачи; задачи с альтернативным условием; анаграмма; провоцирующие задачи.
Разрезание фигур.
Графические диктанты.
Игры, способствующие развитию способности действовать в уме.
Для достижения ожидаемых результатов, необходим промежуточный контроль,
проверка знаний и умений обучающихся. Основные формы учета знаний и умений:
тестирование (проводится в начале, середине и конце учебного года); участие в
олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях; участие в интеллектуальных играх.
Модель занятий «Умники и умницы»:
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является
важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что
под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных
психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается
объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных
интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они
способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту
реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к
активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных
способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию
этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую
нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной
9
деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания
подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать
двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять
несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали
или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами.
Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам
рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не
только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном
рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук.
Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами
небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом,
словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными
свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают
устную речь.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
2.2. Тематическое планирование дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Умники и умницы»
№
п/п
Тема занятия
Количество
часов
1
Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия,
воображения, памяти и мышления. Графический диктант
(вводный урок)
Развитие концентрации внимания. Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический
диктант.
1
2
3
1
1
10
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию
спичек. Рисуем по образцу.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Развитие
концентрации
внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический
диктант.
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек. Рисуем по образцу.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Развитие
концентрации
внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование
воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
23
24
25
26
27
28
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Развитие
концентрации
внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию
спичек. Рисуем по образцу.
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические
диктанты .
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Совершенствование
воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант
Развитие
концентрации
внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия,
воображения, памяти и мышления.
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие
аналитических способностей и способности рассуждать.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей
и способности рассуждать.
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей и способности рассуждать.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей.
Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Совершенствование воображения. Развитие нагляднообразного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию
спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей
и способности рассуждать.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей
и способности рассуждать.
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей
и способности рассуждать.
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
Развитие концентрации внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей
и способности рассуждать.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей
и способности рассуждать.
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей
и способности рассуждать.
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерностей. Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способности
рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических способностей
и способности рассуждать.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие способности рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие способности рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие способности рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие способности рассуждать.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие способности рассуждать.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.
Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия,
воображения, памяти и мышления.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие концентрации внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции, мышления Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия,
воображения, памяти и мышления.
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи .
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
132
133
134
135
136
137
138
139
140
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного
мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные задачи.
Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия,
воображения, памяти и мышления на конец учебного года
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Учебный план МБОУ СОШ № 27, реализующей дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу «Умники и умницы» определяет
состав учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по годам
обучения, отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение
важнейших целей современного образования.
Нормативно-правовую основу составляют следующие документы:
Закон
Российской Федерации от 21.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями 2020г).
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28).
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07
декабря 2018 г. № 3.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года».
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288
«Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N 1375, об
утверждении Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках
Десятилетия детства.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1441
«Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
- Положение по оказанию дополнительных платных образовательных услуг в МБОУ
СОШ № 27 г. Екатеринбурга.
- Устав МБОУ СОШ № 27.
Реализуемые платные дополнительные образовательные услуги способствуют
достижению целей уставной деятельности образовательного учреждения.
Целью деятельности МБОУ СОШ №27 является формирование общей
культуры личности обучающихся на основе федеральных государственных
образовательных стандартов, создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных образовательных программ, развития
20
интеллектуальных возможностей обучающихся, воспитание деловой, социальноадаптированной, творческой личности гражданина Российской Федерации.
Содержание образования в МБОУ СОШ № 27 направлено на воспитание и
развитие ключевых компетенций – целостной системы универсальных знаний, умений
и навыков, самостоятельности, личной ответственности учащегося за свою судьбу:
- личностное творчество ученика по отношению к фундаментальным объектам
окружающего мира, распределенным в соответствии с образовательными областями;
- самоосознание личного опыта, знаний и эмоционально-ценностных отношений
ученика, обнаружившихся в процессе познания фундаментальных объектов и
общекультурных знаний о них;
- деятельность ученика в отношении к фундаментальным достижениям человечества,
связанным с изучаемыми объектами (отношение ученика к общекультурным
знаниям и социальному опыту).
Задачи:
предоставить обучающимся возможность выбирать и осваивать интересное и
важное для каждого из них содержание различных учебных предметов;
обеспечить гуманизацию и коммуникативную направленность процесса
обучения.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях
физической культурой и спортом;
укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области
физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной
подготовки;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны
ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный
актив, то есть в зону актуального развития.
21
В учебный план МБОУ СОШ № 27 входит курс «Умники и умницы» Срок
освоения курса – 1 год.
Курс «Умники и умницы» для обучающихся 7-9 лет, направлен на развитие
познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Изучается из расчета 5 часов в неделю. Продолжительность учебного года составляет
28 недель. Количество учебных занятий за 1 год составляет 140 часов.
Продолжительность занятия составляет 40 минут.
Учебный план
(годовая сетка часов)
№
1
Курс
Умники и умницы
Итого
Кол-во
часов
140
140
22
3.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации образовательной программы
составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2).
Образовательная деятельность ведется во время учебного года. Учебный год
начинается 1 октября, заканчивается 30 апреля.
Продолжительность учебных периодов:
1 полугодие - с 01.10.2020 по 30.12.2021 г.
2 полугодие - с 10.01.2021 по 30.04.2022 г.
Сроки и продолжительность каникул.
Продолжительность каникул в течение 2021-2022 учебного года составляет
10 календарных дней – с 31.12.2021 по 09.01.2022.
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
Понедельник
4
11 18 25
1
8
15 22 29
6
13 20 27 3 10 17
24
Вторник
5
12 19 26
2
9
16 23 30
7
14 21 28 4 11 18
25
Среда
6
13 20 27
3
10 17 24
1
8
15 22 29 5 12 19
26
Четверг
7
14 21 28
4
11 18 25
2
9
16 23 30 6 13 20
27
Пятница
1
8
15 22 29
5
12 19 26
3
10 17 24 31 7 14 21
28
Суббота
2
9
16 23 30
6
13 20 27
4
11 18 25
1
8 15 22
29
Воскресенье
3
10 17 24 31
7
14 21 28
5
12 19 26
2
9 16 23
30
февраль
март
апрель
Понедельник
31
7
14
21 28
7
14 21 28
4
11 18 25
Вторник
1
8
15
22
1
8
15 22 29
5
12 19 26
Среда
2
3
4
5
6
9
10
11
12
13
16
17
18
19
20
23
24
25
26
27
2
3
4
5
6
9
10
11
12
13
16
17
18
19
20
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
- выходные дни
- учебные дни
- праздничные и каникулярные дни
23 30 6
24 31 7
25 1 8
26 2 9
27 3 10
13
14
15
16
17
20
21
22
23
24
27
28
29
30
3.3. Система условий реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Умники и умницы»
3.3.1. Описание кадровых условий
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 27 укомплектована кадрами, имеющими необходимую
квалификацию для решения задач, определенных данной дополнительной
образовательной программой, способными к инновационной профессиональной
деятельности.
Требования к кадровым условиям включают:
• укомплектованность
образовательной
организации
педагогическими,
руководящими и иными работниками;
• уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной
организации;
• непрерывность профессионального развития педагогических работников
образовательной организации, реализующей образовательную программу
основного общего образования.
МБОУ СОШ № 27 полностью укомплектована кадрами для реализации настоящей
программы, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, способными
к инновационной профессиональной деятельности, уровень квалификации работников
в основном соответствует условиям реализации программы.
Кадровое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Умники и умницы»
Должность
Директор
Должностные
обязанности
Обеспечивает
системную
образовательную и
административнохозяйственную
работу
образовательной
организации
Требования к
уровню
квалификации
Высшее
профессиональное
образование по
направлениям
подготовки
«Государственное и
муниципальное
управление»,
«Менеджмент»,
«Управление
персоналом»
24
Фактический
уровень
Соответствует
Организатор
платных
образовательных
услуг
Координирует
работу
преподавателей,
воспитателей,
разработку учебнометодической и иной
документации.
Обеспечивает
совершенствование
методов организации
образовательной
деятельности.
Осуществляет
контроль за
качеством
образовательной
деятельности
Высшее
профессиональное
образование по
направлениям
подготовки
«Государственное и
муниципальное
управление»,
«Менеджмент»,
«Управление
персоналом» и стаж
работы на
педагогических
должностях не менее 5
лет либо высшее
профессиональное
образование
Диспетчер
Педагог
Осуществляет
дополнительного дополнительное
образования
образование
обучающихся в
соответствии с
образовательной
программой,
развивает их
разнообразную
творческую
деятельность
Соответствует
Соответствует
Высшее
профессиональное
образование или
среднее
профессиональное
образование в области,
соответствующей
профилю кружка,
секции, студии,
клубного и иного
детского объединения,
без предъявления
требований к стажу
работы
Уборщик
служебных
помещений
Соответствует
Соответствует
Всего педагогических работников – 1 человек.
МБОУ СОШ № 27 укомплектована учебно-вспомогательным персоналом в
полном объеме – 1 человека (100 %).
25
Доля педагогических работников с высшим профессиональным образованием:100
% (1 человек).
Квалификация педагогических кадров
Всего
% к общему числу
педагогических
работников
Количество
педагогических работников,
имеющих квалификационную категорию, в
том числе:
Высшую
0
0
Первую
1
100
Вторую
0
0
Количество педагогических работников, не
имеющих квалификационной категории
Количество педагогических работников,
прошедших аттестацию с целью подтверждения
соответствия занимаемой должности
0
0
0
0
Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации за
последние 3 года – 1 чел. (100%).
Для достижения результатов дополнительной общеразвивающей образовательной
программы в ходе ее реализации предполагается оценка качества и результативности
деятельности педагогических работников с целью коррекции их деятельности, а также
определения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Критерии оценки результативности деятельности педагогических работников
Критерии оценки
Содержание критерия
Показатели/
индикаторы
Достижение
Готовность
и
способность Отражают динамику
обучающимися
обучающихся
к
саморазвитию, образовательных
личностных
сформированность мотивации к достижений
результатов
обучению и познанию, ценностно обучающихся, в том
смысловые установки обучающихся, формирования УУД
отражающие их индивидуально- (личностных,
личностные позиции, социальные
компетенции
26
Достижение
обучающимися
метапредметных
результатов
Достижение
обучающимися
предметных
результатов
Освоенные
обучающимися
универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими
основу
умения
учиться,
и
межпредметными понятиями
Освоенный обучающимися в ходе
изучения учебного предмета опыт
специфической
для
данной
предметной области деятельности по
получению нового знания, его
преобразованию и применению, а
также система основополагающих
элементов научного знания, лежащих
в основе современной научной
картины мира
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных), а
также активность
При оценке качества деятельности педагогических работников учитываются
востребованность услуг учителя учениками и родителями; использование учителями
современных педагогических технологий, в том числе здоровье сберегающих и ИКТ;
участие в методической и научной работе, распространение передового
педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства; работа
учителя по формированию и сопровождению индивидуальных образовательных
траекторий обучающихся, руководству их проектной деятельностью; взаимодействие
со всеми участниками образовательного процесса и др.
3.3.2. Материально-технические условия
Материально-техническая база школы приведена в соответствие с задачами по
обеспечению реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Умники и умницы», необходимого учебно-материального оснащения
образовательной деятельности и созданию соответствующей образовательной и
социальной среды.
Выход в информационную сеть Интернет обеспечивается контентной
фильтрацией. Используется только лицензионное программное обеспечение.
Используются различные способы обработки и хранения информации: сервер,
бумажные, электронные носители.
27
Все помещения обеспечены оборудованием для реализации программы,
включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью,
офисным оснащением и необходимым инвентарём.
Оценка материально-технических условий реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Умники и умницы»
№ Помещения, оборудование, технические
п/п средства
1
Учебный кабинет
2
Парты
3
4
5
6
7
8
Необходимо/
имеются
в
наличии
Имеется в наличии
Имеются
в
достаточном
количестве
Стулья
Имеются
в
достаточном
количестве
Доска школьная
Имеется в наличии
Административные и иные помещения, Имеются
в
достаточном
оснащенные необходимым оборудованием количестве
Компьютер
Имеется в наличии
Экран
Имеется в наличии
Проектор
Имеется в наличии
3.3.3. Информационно-методические условия
Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается открытая
педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных
образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных
средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой,
социально активной личности, а также компетентность участников образовательного
процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач
с
применением
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТкомпетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.
Основными элементами ИОС являются:
информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
информационно-образовательные ресурсы сети Интернет;
вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и
финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации (бухгалтерский
учёт, делопроизводство, кадры и т. д.).
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса производится за
счет внебюджетных средств. Предусмотрено ежегодное обновление фонда учебных
пособий в целях обеспечения реализации программы.
28
Оценка информационно-методических условий реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Умники и умницы»
Необходимое
Сроки
создания
количество,
условий в
№
имеющихся в соответствии
с
Необходимые средства
п/п
наличии
требованиями
ФГОС
1
Программные инструменты:
Текстовый редактор для работы с
Да
русскими и иноязычными текстами
Инструмент
планирования
Да
деятельности
Графический редактор для обработки
Да
растровых изображений
Графический редактор для обработки
Да
векторных изображений
Редактор видео
Да
Редактор звука
Да
Среда для интернет-публикаций
Да
2
Обеспечение технической, методической и организационной поддержки
Разработка планов, дорожных карт,
заключение
договоров
и
Да
дополнительных соглашений
Подготовка
распорядительных
Да
документов
Подготовка локальных актов МБОУ
Да
СОШ № 27
3
Отображение образовательных отношений в информационной среде
Осуществляется
связь
педагогов
дополнительного
образования,
Да
администрации, родителей
Осуществляется
методическая
поддержка педагогов дополнительного
Да
образования
4
Компоненты на CD и DVD
Электронные
наглядные
пособия;
Да
электронные тренажеры
29
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Учебно-методические пособия
Автор, год издания
Название пособия
Холодова
О.-Москва: Юным умникам и умницам:
РОСТ книга, 2011.
Задания
по
развитию
познавательных способностей
Криволапова
Н.А., Учимся учиться: программа
Цибаева И.Ю.- Курган: развития познавательных
Институт
повышения способностей
учащихся
квалификации
и младших классов
переподготовки
работников
образования,.2005.
Григорьев Д.В. Степанов Внеурочная деятельность
П.В. – М.: Просвещение, школьников: методический
2010.
конструктор
Демидова М.Ю. и др. – Оценка
достижения
М.: Просвещение,
планируемых результатов в
2010.
начальной школе: система
заданий.
Асмолов А.Г. и др. – М.: Как
проектировать
Просвещение, 2010.
универсальные
учебные
действия
в
начальной
школе: от действия к мысли
Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты,
,М.: Издательство
игры, упражнения
«Экзамен», 2012.
Орг А.О., Белицкая Н.Г. Олимпиады по математике
- М.: Издательство
«Экзамен», 2011.
.
30
Вид пособия
Методическое
пособие
Программа
развития
познавательных
способностей
учащихся
Пособие для
учителя
Пособие для
учителя
Пособие для
учителя
Учебное пособие
Пособие