I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Развивайка» относится к образовательной
области «декоративно – прикладное искусство».
Программа ориентирована на развитие творческих способностей, воспитание
у обучающихся стремления к творческому восприятию своего труда и развития
чувства красоты, гармонии. Данная программа призвана помочь учащимся,
имеющим склонности к занятиям декоративно-прикладным искусством,
реализовать свои способности.
Возможность научиться воплощать свои творческие замыслы своими руками,
освоить основные приёмы создания привлекательных, и при этом, совсем
незамысловатых предметов интерьера, которые могут стать прекрасным подарком
друзьям или знакомым, развить в себе чувство прекрасного, научиться видеть
обычные предметы с необычных сторон, преобразовывать, ординарные, бытовые
вещи в произведения искусства.
Работа с бумагой, тканью, нитками, бисером и бусинами– это увлекательные
виды декоративно-прикладного искусства, которые удивляют и увлекают
настолько, что становятся «образом жизни». Любая работа – ценится не столько по
стоимости материала, сколько по вложенному в работу труду, терпению, по
художественной ценности и мастерству исполнения.
Большое разнообразие поделок, которые можно изготовить из бумаги, будут
являться прекрасным подарком для любого возраста. В этом помогает
гофрированная бумага. Подделки из нее кажутся очень реалистичными и живыми.
Она имеет огромный ассортимент цветовой гаммы, что позволяет расширять
возможности детской фантазии. Поделки из такой бумаги развивают
комбинированное и пространственное мышление, чувство формы, мелкую
моторику и формирует навыки исполнительского мастерства.
Сладкие подарки
актуальны во все времена, а если они еще и преподнесены в виде букета. Работать
можно и с простой цветной бумагой и картоном способом аппликации, который
применяется для изготовления открыток.
Актуальность программы - это связь
искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Подарки своими
руками пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и
неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер
жилища.
Цель программы – развитие творческих, интеллектуальных и эстетических
способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в
творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт
1
каждого ребенка, своей индивидуальности; развитие логического мышления,
художественного вкуса, расширение кругозора у обучающихся.
Задачи программы:
Обучающие:
•
Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции,
формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
•
сформировать образное, пространственное мышление и умение
выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных
изделий;
•
способствовать приобретению навыков учебно-исследовательской
работы;
•
обучить изготовлению различных изделий;
научить экономному и разумному использованию материала.
Воспитательные:
•
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
•
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
•
прививать настойчивость в достижении цели.
Развивающие:
•
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление,
пространственного воображения;
•
развивать мелкую моторику рук и глазомера;
•
•
пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного
искусства;
•
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к
творчеству художника-оформителя и дизайнера;
•
формирование творческих способностей, духовной культуры и
эмоционального отношения к действительности;
•
развивать конструктивное мышление и сообразительность.
1.2. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы.
Личностные результаты:
- учебно - познавательный интерес к декоративно - прикладному творчеству, как
одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мульти
культурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
2
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены
основы социально ценных личностных
и
нравственных
качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к
чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование
умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения
классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по
декоративно-прикладному искусству;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии
с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
- овладение навыками создания объёмных и плоскостных изделий различными
техниками: аппликация, квиллинг, мягкая игрушка, бисероплетение, макраме,
скрапбукинг;
- формирование практических навыков создания элементарные композиции на
заданную тему на плоскости и в пространстве; навыков создания графическими и
живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного;
- формирование умения уважать и ценить искусство и художествено-творческую
деятельность человека; понимать образную сущность искусства; сочувствовать
событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических
искусств, их чувствам и идеям;
-
3
формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, человеку и
обществу и его передачи средствами художественного языка;
- формирование умения выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами
художественного языка; воспринимать и эмоционально оценивать шедевры
русского и мирового искусства.
На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать
внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику
рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию,
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в
коллективе. Предполагается расширить кругозор учащихся, познакомить с видами
декоративно-прикладного искусства, с обычаями оформления подарка, вызвать
интерес к профессии дизайнера, художника-оформителя. Предполагается, что
полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной
жизни. Данный курс явится одним из источников познавательного и нравственного
развития учащихся.
-
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов
Формой подведения итогов реализации программы послужит защита проекта
и выставка работ учащихся.
Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:
• предварительный;
• текущий;
• тематический;
• итоговый контроль.
Для оценки эффективности занятий
можно использовать
следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий:
чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и,
следовательно, выше развивающий эффект занятий;
–
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
–
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно;
–
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть
повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения
учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности,
работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
4
Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные,
которые учитель на протяжении года занятий заносит в таблицы в начале и конце
года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Промежуточным и конечным итогом работы является занятие - «творческая
мастерская», где учащиеся выполняют индивидуальную, творческую работу.
II.
Содержательный раздел
2.1. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Развивайка»
Аппликация - вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или
целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов
на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон,
плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и
огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей
детей
Квиллинг- также известен как бумагокручение — искусство изготовления
плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких
полосок бумаги.
Мягкая игрушка – игрушка из искусственного меха, ткани и набивного
материала.
Бисероплетение - вид декоративно - прикладного искусства рукоделия;
создание украшений, художественных изделий из бисера.
Макраме – искусство плетения из ниток.
Скрапбукинг - вид ручного творчества, заключающийся в изготовлении и
оформлении семейных или личных фотоальбомов, поздравительных открыток и
упаковок.
Содержание разделов
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа).
Теория: Знакомство с группой. Организационные вопросы. Расписание работы.
Планы на год. Знакомство с рабочими местами, материалами и оборудованием.
Инструктаж по технике безопасности. История и виды декоративно-прикладного
искусства.
Практика: игры, викторина, обзорная экскурсия.
Раздел 2. Аппликация (23 часа)
Теория: История возникновения аппликации. Виды аппликации. Использование
аппликации в быту. Викторина «Использование аппликации в быту». Плоская
аппликация. Классификация аппликации по форме, цвету, тематике. Выполнение
работы «Как я представляю себе аппликацию». Тона. Композиция. Классификация
аппликации по форме, цвету, тематике. Объемная аппликация. Классификация
5
аппликации по форме, цвету, тематике. Классификация аппликации по форме,
цвету, тематике.
Однотонная аппликация. Одноцветная аппликация.
Многослойная, многоцветная Практика: Плоская аппликация «Мои любимые герои
мультфильмов». Выполнение работы: «Цветочная поляна». Открытка к Дню
учителя. Выполнение работы: «Мой мир». Выполнение работы: «Черно – белое
кино». Выполнение работы: «Солнечный город». Пано с использованием
различных техник.
Раздел 3. Квиллинг (26 часов)
Теория: История возникновения техники квиллинга. Разнообразие видов бумаги.
Материалы и инструменты для работы. Этапы работы и основные правила.
Практика: Опыты с бумагой. Изготовление базовых элементов квилинга: круг,
капля, листочек, глаз, полумесяц, треугольник, квадрат. Выполнение работ по
созданию цветочных композиций из элементов: «Цветущий луг», «Зонтик». Работы
с объемом. Выполнение работы: «Объемный зонтик». Выполнение работы по
созданию объемных фигурок «Коляска для малыша», «Автомобиль». Изготовление
бахромчатых цветов. Изготовление объемной работы: «Шкатулка с секретом».
Раздел 4. Мягкая игрушка (34 часа)
Теория: История возникновения мягкой игрушки. Виды мягких игрушек. Просмотр
видео материалов по созданию мягких игрушек. Различие материалов.
Инструменты и оборудование для изготовления игрушки. Использование меха,
фетра и флиса. Знакомство с данными материалами. Сравнение их свойств. Выбор
выкроек для будущих игрушек. Виды ручных швов. Оформление игрушки.
Практика: Выкройка. Чтение выкроек. Перенос на кальку и ткань. Выполнение
швов: «вперед иголку», «назад иголку», «ровная наметка», «косая наметка»,
«тамбурный», «козлик», петельный, «фестонами», «стебельчатый». Шитье игрушки
с использованием шва «ровная наметка»: «Котик лежебока», «Лисенок»,
«Ангелочек», «Кораблик». Выполнение простых игрушек с использованием
петельного шва: «Кот – большой живот», «Мишка», «Щенок». Изготовление
многодетальной игрушки: «Кукла Маша». Изготовление многодетальной игрушки
из меха «Мишка косолапый».
Раздел 5. Бисероплетение (23 часов).
Теория: История возникновения бисера и мода. Виды бусин, разновидность и
приемы работ с ними.
Инструменты и необходимые материалы для работы с бисером. Различные техники
плетения. Основные приемы плетения. Виды плетения из бисера. Базовые техники
и основные узлы.
Практика: Нанизывание бисера на леску. Чтение схем. Выполнение работы:
«ЯЩЕРКА». Изготовление простейших работ. Фигурки животных. Плоскостное
плетение брелочка по схеме. «ТЕЛЕФОН», «КОРАБЛИК». Изготовление работы
6
игольчатого плетения: «Колье». Изготовление работ с применением Французской
техники: «Роза». Изготовление работ «Петелька на проволоке»: Фигурка мышки.
Современное применение бисера Изготовление работ «Проволочный жгут».
Раздел 6. Макраме (24 часа)
Теория: История макраме. Материалы и инструменты для работы. Техника
безопасности при работе с нитями, ножницами. Основные узлы. Простой
геркулесов узел, Чтение схем. Плоские узлы. Цепочка из квадратных узлов.
Репсовый узел. Китайские узлы.
Практика: Изготовление фенечек на станочке. Изготовление фенечек из
простейших узлов.
Изготовление кашпо. Изготовление коврика из шнура. Оформление работы.
Украшения.
Раздел 7. Скрапбукинг (Оформление открыток. Упаковка подарка) (8 часов)
Теория: Виды и смысл упаковки подарка.
Виды и материалы в упаковочном оформлении. Знакомство с ними. Тренды и
современная мода на упаковку. Открытка. Для чего она необходима. Создание
художником поздравительных открыток (и другой мелкой тиражной графики).
Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение
доброго пожелания.
Практика: Изготовление открыток: «Без повода». Изготовление нетрадиционных
открыток.
Раздел 8. Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах,
благотворительных акциях (1 час).
Теория: Разбор требований к оформлению работы на выставку.
Практика: Оформление этикеток с соблюдением требований организаторов
выставки. Представление идеи работы. Презентация.
Раздел 9. Итоговое занятие. Подведение итогов за год.
Занятия построены на основных педагогических принципах:
• доступности (от простого, к сложному);
• систематичности и последовательности;
• дифференцированного подхода к учащимся;
• гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее,
свободное и творческое развитие учащихся;
• учет требований гигиены и охраны труда;
• учет возможностей, интересов и способностей учащихся;
▪ принцип разнообразия форм обучения;
▪ принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Формы и методы работы:
7
Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных
методов.
- Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра.
- Практическая работа является основной формой проведения занятия.
- Используется наглядный метод – демонстрация иллюстраций, презентаций,
образцов изделий и т.п.
В проведении занятий используются групповые, индивидуальные и
коллективные формы работы.
- Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в
самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.);
- Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);
- Коллективная (используется на общих занятиях).
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и
наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебновоспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной,
эмоционально и информационно насыщенной.
2.2. Тематическое планирование с указанием количества часов на
изучение каждой темы
№
п.п
Наименование разделов и тем
Количество часов
теория
Вводное занятие
1
2
3
1
прак
всего
тика
1
2
Знакомство с группой. План работы на 0,5
год. Знакомство с рабочими местами,
материалами и оборудованием.
Инструктаж по технике безопасности. 0,5
История
и
виды
декоративноприкладного искусства.
0,5
1
0,5
1
Аппликация
19,2 23
3,8
История возникновения аппликации. 0,5
Виды аппликации. Использование
аппликации в быту. Викторина
«Использование аппликации в быту».
Плоская аппликация.
8
Формы
контроля/
аттестации
Текущий
0,5
1
Текущий
4
5
6
7
8
9
10
11
Классификация аппликации по форме, 0,2
цвету, тематике. Выполнение работы
«Как я представляю себе аппликацию»
Классификация аппликации по форме,
цвету, тематике. - Открытка к Дню
учителя
Тона. Композиция. Плоская
0,2
аппликация «Мои любимые герои
мультфильмов»
Тона. Композиция. Плоская
0,2
аппликация «Герои сказок»
Тона. Композиция. Плоская
аппликация «Осенняя сказка»
Классификация аппликации по форме,
12 цвету, тематике. Объемная аппликация.
13 Выполнение работы: «Цветочная
поляна»
Классификация аппликации по форме,
цвету, тематике. Однотонная
14
аппликация.
Выполнение работы: «Мой мир»
Одноцветная аппликация.
15 Выполнение работы: «Черно –
белое кино»
Многослойная, многоцветная
16
аппликация. Выполнение работы:
17
«Солнечный город»
18 Контурная аппликация «Удивительный
19 мир животных»
20 Панно с использованием различных
21 техник аппликации «Водный мир»
22 Нетрадиционная аппликация.
23 Материалы и техники нетрадиционной
аппликации.
24 Аппликация по собственному замыслу.
25 Самостоятельная работа
Квиллинг
9
0,8
1
Текущий
1
1,8
1
Тематический
2
Текущий
1,8
2
0,2
1,8
2
0,2
1,8
2
Текущий
Текущий
Текущий
0
1
1
Текущий
0,5
0,5
1
Текущий
0,2
1,8
2
Текущий
0,2
1,8
2
1,2
0,8
2
0,2
1,8
2
Текущий
Текущий
Текущий
0
2
2
2,2
21,8 24
Итоговый
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
История возникновения техники
квиллинга. Разнообразие видов бумаги.
Опыты с бумагой
Материалы и инструменты для
работы. Этапы работы и основные
правила. Изготовление базовых
элементов квиллинга: круг и капля
Изготовление базовых элементов
квиллинга: листочек, глаз, полумесяц
Изготовление базовых элементов
квиллинга: треугольник, квадрат
Выполнение работ по созданию
цветочных композиций из элементов:
«Цветущий луг»
Выполнение работы «Ваза с цветами»
0,2
0,8
1
0,2
1,8
2
Работы с объемом. Выполнение
работы: «Объемный зонтик».
Изготовление ёлочных украшений к
Новому году.
Выполнение работы по созданию
объемных фигурок «Коляска для
малыша»
Выполнение работы по созданию
объемных фигурок: «Автомобиль»
Изготовление бахромчатых цветов
0,2
1,8
2
0,2
1,8
2
0,2
1,8
2
Текущий
0,2
0,8
1
Текущий
0
1
1
0,2
1,8
2
0,2
1,8
2
Текущий
Текущий
Тематический
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
0,2
1,8
2
0,2
1,8
2
Текущий
Изготовление объемной работы:
«Шкатулка с секретом»
0,2
2,8
3
Текущий
Квиллинг по собственному замыслу.
Самостоятельное творчество
0
2
2
Мягкая игрушка
3,9
31,1 34
0,2
0,8
История возникновения мягкой
игрушки. Виды мягких игрушек.
50 Просмотр видео материалов по
созданию мягких игрушек Различие
материалов. Инструменты и
10
Текущий
Итоговый
1
Текущий
69
70
оборудование для изготовления
игрушки.
Использование меха, фетра и флиса.
Знакомство с данными материалами.
Сравнение их свойств. Выбор выкроек
для будущих игрушек.
Выкройка. Чтение выкроек. Перенос на
кальку и ткань. Виды ручных швов.
Выполнение швов: «вперед иголку»,
«назад иголку», «ровная наметка»
Выполнение швов: «косая наметка»,
«тамбурный»
Выполнение
швов
«козлик»,
«петельный»
Выполнение
швов
«фестонами»,
«стебельчатый»
Шитье игрушки с использованием шва
«ровная наметка»: «Котик лежебока»
Шитье игрушки с использованием шва
«ровная наметка»: «Лисенок»
Шитье игрушки с использованием шва
«ровная наметка»: «Ангелочек»
Шитье игрушки с использованием шва
«ровная наметка»: «Кораблик»
Выполнение простых
игрушек с
использованием петельного шва: «Кот
– большой живот»
Выполнение простых игрушек с
использованием петельного шва:
«Мишка»
Изготовление игольницы к Дню 8
Марта «Сердце для мамы»
71
72
73
74
75
76
Выполнение простых игрушек
использованием петельного шва:
«Шенок»
Выполнение простых игрушек
использованием петельного шва:
«Серебряное копытце»
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
11
0,2
0,8
1
Текущий
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
0,8
1
0,2
1,8
2
0,2
1,8
2
0,2
1,8
2
0,2
1,8
2
0,2
1,8
2
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Тематический
Тематический
Тематический
Текущий
Текущий
0,2
1,8
2
Текущий
0,2
1,8
2
с 0,3
2,7
3
Текущий
Текущий
с 0,3
2,7
3
Текущий
77
78
79
80
81
82
83
Изготовление многодетальной игрушки 0,3
«Кукла Маша»
2,7
Изготовление многодетальной
игрушки из меха «Мищка косолапый»
2,8
0,2
12
Текущий
3
Текущий
Оформление игрушки по собственному 0
замыслу
Бисероплетение
3,8
История возникновения бисера и мода.
Виды бусин, разновидность и приемы
84
работ с ними. Нанизывание бисера на
леску.
Инструменты
и
необходимые
материалы для работы с бисером.
Различные
техники
плетения.
85
Основные приемы плетения.
Чтение схем. Виды закрепления
выполненной работы. «Ящерка»
Виды плетения из бисера. Базовые
техники
и
основные
узлы.
86
Изготовление
простейших
работ.
Фигурка животного «Рыбка»
Изготовление простейших работ.
87
Фигурка животного «Змейка»
Изготовление простейших работ.
88
Фигурка животного «Бабочка»
Изготовление простейших работ.
89
Фигурка животного «Стрекоза»
90 Изготовление простейших работ.
Фигурка животного «Жук»
Изготовление простейших работ.
91
Фигурка животного «Пингвин»
92 Изготовление простейших работ.
Фигурка животного «Кот»
93 Плоскостное плетение брелочка по
схеме «Кораблик»
3
1
1
1
Итоговый
19,2 23
0
1
Текущий
0,5
0,5
1
Текущий
0,1
0,9
1
Текущий
0,1
0,9
1
Текущий
0,1
0,9
1
Текущий
0,1
0,9
1
Текущий
0,1
0,9
1
Текущий
0,1
0,9
1
Текущий
0,1
0,9
1
Текущий
0,1
0,9
1
Тематический
94
95
Изготовление работы
плетения «Колье»
игольчатого 0,2
1,8
2
96
97
98
99
100
101
Изготовление работ с применением 0,5
французской техники «Роза»
3,5
4
Изготовление работ «Петелька на
проволоке»: «Фигурка мышки»
0,2
1.8
2
102 Современное применение бисера
103 Изготовление работ в технике
104 «Проволочный жгут»
105 Бисероплетение по собственному
106 замыслу. Самостоятельное творчество
0,2
2,8
3
107
108
109
Макраме
История макраме. Материалы и
инструменты для работы. Техника
безопасности при работе с нитями,
ножницами
Начало работы, крепление нитей.
Основные узлы. Простой геркулесов
узел, Чтение схем.
Плоские узлы
Квадратный плоский узел
Цепочка из квадратных узлов
Репсовый узел
Китайские узлы
Изделие «Перьев» из простейших
узлов
Изделие «Брелоки» из простейших
узлов
Изделие «Корзинки для горшков» из
простейших узлов
Изделие «Фенички» из простейших
узлов
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124 Изготовление кашпо
125
126
Текущий
Текущий
Текущий
0,2
1.8
4,2
0,2
19,8 24
0,8 1
2
Итоговый
Текущий
0,2
0,5
0,8
0,5
1
1
Текущий
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,8
0,8
0,8
0,8
0,8
1,8
1
1
1
1
1
2
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
0,2
1,8
2
0,2
1,8
2
0,5
2,5
3
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
0,5
13
Тематический
2,5
3
Тематический
127 Изготовление коврика из шнура
128
129
130 Оформление работы. Украшения.
Скрапбукинг (Оформление
открыток Упаковка подарка)
Виды и смысл упаковки подарка.
Виды и материалы в упаковочном
131 оформлении. Знакомство с ними.
Тренды и современная мода на
упаковку.
Открытка. Для чего она необходима.
132 Создание художником
133 поздравительных открыток (и другой
мелкой тиражной графики).
Многообразие открыток. Форма
134
открытки и изображение на ней как
135
выражение доброго пожелания.
136 Открытки без повода.
137 Нетрадиционные открытки.
138 Разнообразие.
Подготовка и участие в конкурсах,
выставках, ярмарках, мастерклассах, благотворительных
акциях
Разбор требований к оформлению
работы на выставку. Оформление
139 этикеток с соблюдением требований
организаторов выставки.
Представление идеи работы.
Презентация.
Подведение итогов за год. Изделие в
140
любой технике.
14
0,5
2,5
3
Текущий
0,2
2
0,8
6
1
8
Итоговый
0,5
0,5
1
Текущий
0,5
1,5
2
Текущий
0,5
1,5
2
Тематический
0,5
0
0,5
2
1
2
0,5
1,5
1
0,5
0,5
1
Текущий
Итоговый
Текущий
0
1
1
Итоговый
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Учебный план МБОУ СОШ № 27, реализующей дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу «Развивайка» определяет
учебное время, отводимое на изучение по годам обучения, отражает содержание
образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования.
Нормативно-правовую основу составляют следующие документы:
Закон Российской Федерации от 21.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями 2020г).
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодёжи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.09.2020 г. № 28).
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07
декабря 2018 г. № 3.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года».
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. №
1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской
Федерации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N 1375, об
утверждении Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках
Десятилетия детства.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г.
№ 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. №
1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
- Положение по оказанию дополнительных платных образовательных услуг в
МБОУ СОШ № 27 г. Екатеринбурга.
- Устав МБОУ СОШ № 27.
Реализуемые платные дополнительные образовательные услуги
способствуют достижению целей уставной деятельности образовательного
учреждения.
Целью деятельности МБОУ СОШ №27 является формирование общей
15
культуры личности обучающихся на основе федеральных государственных
образовательных стандартов, создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных образовательных программ, развития
интеллектуальных возможностей обучающихся, воспитание деловой, социальноадаптированной, творческой личности гражданина Российской Федерации.
Содержание образования в МБОУ СОШ № 27 направлено на воспитание и
развитие ключевых компетенций – целостной системы универсальных знаний,
умений и навыков, самостоятельности, личной ответственности учащегося за свою
судьбу:
- личностное творчество ученика по отношению к фундаментальным объектам
окружающего мира, распределенным в соответствии с образовательными
областями;
- самоосознание личного опыта, знаний и эмоционально-ценностных отношений
ученика, обнаружившихся в процессе познания фундаментальных объектов и
общекультурных знаний о них;
- деятельность ученика в отношении к фундаментальным достижениям
человечества, связанным с изучаемыми объектами (отношение ученика к
общекультурным знаниям и социальному опыту).
Задачи:
предоставить обучающимся возможность выбирать и осваивать интересное и
важное для каждого из них содержание различных учебных предметов;
обеспечить гуманизацию и коммуникативную направленность процесса
обучения.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом;
укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию обучающихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области
физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной
подготовки;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся;
16
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся,
не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых
за пределами федеральных государственных образовательных стандартов.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны
ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный
актив, то есть в зону актуального развития.
В учебный план МБОУ СОШ № 27 входит курс «Развивайка». Срок освоения
курса – 1 год.
Курс «Развивайка» изучается из расчета 5 часов в неделю.
Продолжительность учебного года составляет 28 недель. Количество учебных
занятий за 1 год составляет 140 часов.
Продолжительность занятия составляет 40 минут.
Учебный план
(годовая сетка часов)
Кол-во
№
Курс
часов
1
Развивайка
140
Итого
140
17
3.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации образовательной программы
составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2).
Образовательная деятельность ведется во время учебного года. Учебный год
начинается 1 октября, заканчивается 30 апреля.
Продолжительность учебных периодов:
1 полугодие - с 01.10.2020 по 30.12.2021 г.
2 полугодие - с 10.01.2021 по 30.04.2022 г.
Сроки и продолжительность каникул.
Продолжительность каникул в течение 2021-2022 учебного года составляет
10 календарных дней – с 31.12.2021 по 09.01.2022.
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
Понедельник
4
11 18 25
1
8
15 22 29
6
13 20 27 3 10 17
24
Вторник
5
12 19 26
2
9
16 23 30
7
14 21 28 4 11 18
25
Среда
6
13 20 27
3
10 17 24
1
8
15 22 29 5 12 19
26
Четверг
7
14 21 28
4
11 18 25
2
9
16 23 30 6 13 20
27
Пятница
1
8
15 22 29
5
12 19 26
3
10 17 24 31 7 14 21
28
Суббота
2
9
16 23 30
6
13 20 27
4
11 18 25
1
8 15 22
29
Воскресенье
3
10 17 24 31
7
14 21 28
5
12 19 26
2
9 16 23
30
февраль
март
апрель
Понедельник
31
7
14
21 28
7
14 21 28
4
11 18 25
Вторник
1
8
15
22
1
8
15 22 29
5
12 19 26
Среда
2
3
4
5
6
9
10
11
12
13
16
17
18
19
20
23
24
25
26
27
2
3
4
5
6
9
10
11
12
13
16
17
18
19
20
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
- выходные дни
- учебные дни
- праздничные и каникулярные дни
18
23 30 6
24 31 7
25 1 8
26 2 9
27 3 10
13
14
15
16
17
20
21
22
23
24
27
28
29
30
3.3. Система условий реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
3.3.1. Описание кадровых условий
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 27 укомплектована кадрами, имеющими
необходимую квалификацию для решения задач, определенных данной
дополнительной общеразвивающей программой, способными к инновационной
профессиональной деятельности.
Требования к кадровым условиям включают:
• укомплектованность
образовательной
организации
педагогическими,
руководящими и иными работниками;
• уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной
организации;
• непрерывность профессионального развития педагогических работников
образовательной организации, реализующей образовательную программу
основного общего образования.
МБОУ СОШ № 27 полностью укомплектована кадрами для реализации
настоящей программы, имеющими необходимую квалификацию для решения задач,
способными к инновационной профессиональной деятельности, уровень
квалификации работников в основном соответствует условиям реализации
программы.
Кадровое обеспечение реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Развивайка»
Должность
Директор
Должностные
обязанности
Обеспечивает
системную
образовательную и
административнохозяйственную
работу
образовательной
организации
общеобразовательной
Требования к
уровню
квалификации
Высшее
профессиональное
образование по
направлениям
подготовки
«Государственное и
муниципальное
управление»,
«Менеджмент»,
«Управление
персоналом»
Фактический
уровень
Соответствует
Организатор
платных
образовательных
услуг
Координирует
работу
преподавателей,
воспитателей,
разработку учебнометодической и
иной документации.
Обеспечивает
совершенствование
методов
организации
образовательной
деятельности.
Осуществляет
контроль за
качеством
образовательной
деятельности
Высшее
профессиональное
образование по
направлениям
подготовки
«Государственное и
муниципальное
управление»,
«Менеджмент»,
«Управление
персоналом» и стаж
работы на
педагогических
должностях не менее 5
лет либо высшее
профессиональное
образование
Диспетчер
Соответствует
Соответствует
Педагог
Осуществляет
дополнительного дополнительное
образования
образование
обучающихся в
соответствии с
образовательной
программой,
развивает их
разнообразную
творческую
деятельность
Высшее
профессиональное
образование или
среднее
профессиональное
образование в области,
соответствующей
профилю кружка,
секции, студии,
клубного и иного
детского объединения,
без предъявления
требований к стажу
работы
Уборщик
служебных
помещений
Соответствует
Соответствует
Всего педагогических работников – 1 человек.
МБОУ СОШ № 27 укомплектована учебно-вспомогательным персоналом в
полном объеме – 1 человека (100 %).
Доля
педагогических
работников
с
высшим
профессиональным
образованием:100 % (1 человек).
20
Квалификация педагогических кадров
Всего % к общему числу
педагогических
работников
Количество
педагогических работников,
имеющих квалификационную категорию, в
том числе:
Высшую
0
0
Первую
1
100
Вторую
0
0
Количество педагогических работников, не
имеющих квалификационной категории
Количество педагогических работников,
прошедших аттестацию с целью подтверждения
соответствия занимаемой должности
0
0
0
0
Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации за
последние 3 года – 1 (100%).
Для
достижения
результатов
дополнительной
общеразвивающей
образовательной программы в ходе ее реализации предполагается оценка качества
и результативности деятельности педагогических работников с целью коррекции их
деятельности, а также определения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Критерии оценки результативности деятельности педагогических работников
Критерии оценки
Содержание критерия
Показатели/
индикаторы
Достижение
Готовность
и
способность Отражают динамику
обучающимися
обучающихся
к
саморазвитию, образовательных
личностных
сформированность мотивации к достижений
результатов
обучению и познанию, ценностно обучающихся, в том
смысловые установки обучающихся, формирования УУД
отражающие их индивидуально- (личностных,
личностные позиции, социальные
регулятивных,
компетенции
познавательных,
Достижение
Освоенные
обучающимися коммуникативных),
обучающимися
универсальные учебные действия а также активность
метапредметных
(познавательные, регулятивные и
результатов
коммуникативные), обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими
21
основу
умения
учиться,
межпредметными понятиями
и
Достижение
обучающимися
предметных
результатов
Освоенный обучающимися в ходе
изучения учебного предмета опыт
специфической
для
данной
предметной области деятельности по
получению нового знания, его
преобразованию и применению, а
также система основополагающих
элементов научного знания, лежащих
в основе современной научной
картины мира
При оценке качества деятельности педагогических работников учитываются
востребованность услуг учителя учениками и родителями; использование
учителями современных педагогических технологий, в том числе здоровье
сберегающих и ИКТ; участие в методической и научной работе, распространение
передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального
мастерства; работа учителя по формированию и сопровождению индивидуальных
образовательных траекторий обучающихся, руководству их проектной
деятельностью; взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса
и др.
3.3.2. Материально-технические условия
Материально-техническая база школы приведена в соответствие с задачами
по
обеспечению
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Развивайка», необходимого учебно-материального
оснащения образовательной деятельности и созданию соответствующей
образовательной и социальной среды.
Выход в информационную сеть Интернет обеспечивается контентной
фильтрацией. Используется только лицензионное программное обеспечение.
Используются различные способы обработки и хранения информации: сервер,
бумажные, электронные носители.
Все помещения обеспечены оборудованием для реализации программы,
включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также мебелью,
офисным оснащением и необходимым инвентарём.
Оценка материально-технических условий реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Развивайка»
№
п/п
1
Помещения,
технические средства
Учебный кабинет
оборудование,
22
Необходимо/ имеются
наличии
Имеется в наличии
в
2
Парты
3
Стулья
4
Доска школьная
Административные и иные помещения,
оснащенные
необходимым
оборудованием
Компьютер
Экран
Проектор
Канцелярские принадлежности
Материалы для конструирования и
моделирования
5
6
7
8
9
10
Имеются
в
достаточном
количестве
Имеются
в
достаточном
количестве
Имеется в наличии
Имеются
в
достаточном
количестве
Имеется в наличии
Имеется в наличии
Имеется в наличии
Имеются в наличии
Имеются в наличии
3.3.3. Информационно-методические условия
Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается открытая
педагогическая
система,
сформированная
на
основе
разнообразных
информационных образовательных ресурсов, современных информационнотелекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на
формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность
участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и
профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ- компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ.
Основными элементами ИОС являются:
информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
информационно-образовательные ресурсы сети Интернет;
вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и
финансово-хозяйственную
деятельность
образовательной
организации
(бухгалтерский учёт, делопроизводство, кадры и т. д.).
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса производится
за счет внебюджетных средств. Предусмотрено ежегодное обновление фонда
учебных пособий в целях обеспечения реализации программы.
23
Оценка информационно-методических условий реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Развивайка»
Необходимое
Сроки создания
количество,
условий в
№
имеющихся
в соответствии
с
Необходимые средства
п/п
наличии
требованиями
ФГОС
1
Программные инструменты:
Текстовый редактор для работы с
русскими
и
иноязычными
Да
текстами
Инструмент
планирования
Да
деятельности
Графический
редактор
для
обработки
растровых
Да
изображений
Графический
редактор
для
обработки
векторных
Да
изображений
Редактор видео
Да
Редактор звука
Да
Среда для интернет-публикаций
Да
2
Обеспечение технической, методической и организационной
поддержки
Разработка планов, дорожных
карт, заключение договоров и
Да
дополнительных соглашений
Подготовка распорядительных
Да
документов
Подготовка локальных актов
Да
МБОУ СОШ № 27
3
Отображение образовательных отношений в информационной среде
Осуществляется связь педагогов
дополнительного образования,
Да
администрации, родителей
Осуществляется методическая
поддержка
педагогов
Да
дополнительного образования
4
Компоненты на CD и DVD
Электронные
наглядные
пособия;
электронные
Да
тренажеры
24
№
1.
2.
3.
4.
5.
Учебно-методические пособия
Автор, год издания
Название пособия
Вид пособия
Афонькин С. Афонькина Уроки оригами в школе и Методическое
пособие
Е. — М.: Рольф Аким, дома
1999.
Бёрнхем.С. - М.: Мир 100
оригинальных Учебное пособие
книги, 2006.
украшений из бисера.
Бесан С.Б. - М.: Изд. Дом Мастер-класс
по
«Первое сентября», 2004. созданию
мягкой
игрушки. Преподавание
технологии.
Браиловская Л.В. - Арт – дизайн: красивые
Ростов н/Д: “Феникс”, вещи “hand made”.
2006.
Быстрицкая А. – М.: Бумажная филигрань
Просвещение, 1982.
Уроки
труда.
Учебное пособие
Учебное пособие
6.
Васильева Л.—
Педагогика, 1987.
7.
Гильман Р.А. - М.: Иголка и нитка в умелых
руках
Просвещение, 1993.
Учебное пособие
8.
Горяинова О.В. – Ростов
н/Д: “Феникс”, 2005.
(Мир вашего ребенка)
Дженкинс Джейн - Мой
мир, 2008.
Учебное пособие
9.
М.:
Методическое
пособие
занимательного Методическое
пособие
Школа
дизайнера.
юного
Поделки и сувениры из Учебное пособие
бумажных ленточек.
10. Долженко
Г.И.— 100 поделок из бумаги.
Учебное пособие
Ярославль:
Академия
развития, 2002.
11. Корнеева Г.М.— СПб.: Бумага.
Играем, Учебное пособие
Кристалл, 2001.
вырезаем, клеим.
12. Котова И.Н., Котова
А.С. Санкт-Петербург,
«ПАРИТЕТ», 1999.
13. Маслова Н.В. - Астрель,
2008.
Школа
современного Учебное пособие
бисероплетения.
Лепим из соленого теста. Учебное пособие
Подарки,
сувениры,
украшения.
25
14. Муазель К. А.- Москва, Фантазии из бисера. Учебное пособие
Украшения и аксессуары.
«Арт-Родник», 2008.
15. Уолтер Хелен - Ниола
21 век, 2012.
16. Чиотти Донателла - Мир
книги, 2008.
17. Шорис М. – М., 1997.
Узоры из бумажных лент. Учебное пособие
Оригинальные поделки Учебное пособие
из бумаги.
Техники
плетения из Пособие для
бисера.
начинающих
18. Шорохов Е.В.– М., 1979. Основы композиции.
Учебное пособие
Интернет ресурсы:
http://masterica.maxiwebsite.ru/
http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/
http://www.maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-pomodulnomuorigami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoe-origami.html
http://pmrpruo.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2012/07/Programma-Kogda-tvorimmyichudesa.doc
26