I. Целевой раздел I.1. Пояснительная записка В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественнополитической жизни страны и государственной деятельности. Актуальность программы Важнейшей задачей становится формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому программа «Волонтерский отряд «Пульс27» является актуальной. Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Главная цель кружка «Волонтерский отряд» – внести вклад в физическое и духовно-нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Отличительная особенность программы В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром: во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования); во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка. Педагогическая целесообразность программы Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что поставленные в ней цели и задачи отвечают социальному заказу общества и современным тенденциям развития образования. Ознакомление с основами волонтерской деятельности будет способствовать решению важнейшей на сегодняшний день задачи формирования у молодежи социального опыта, морально-нравственных ценностей, воспитания 2 гуманности. Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности молодого человека, улучшению морально-психологического состояния, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие – всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации, карьерному росту. Задача социального становления личности подростка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы сегодня, от того насколько ребята будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную значимую роль приобретает организация деятельности подростков по созданию условий для социального становления, развития и социальной активности. В.В. Давыдов (Василий Васильевич Давыдов (1930–1998) – последователь Л.С. Выготского, ученик Д.Б. Эльконина и П.Я. Гальперина. Его работы по педагогической психологии посвящены проблемам развивающего обучения и возрастных норм психического развития) в качестве ведущей у подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу. Участие в общественно-направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию. Программа предполагает включение подростков в социально-значимую деятельность, что способствует формированию у ребят лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт. Цель программы: формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность. возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Задачи: Воспитательные (личностные): формирование активной жизненной позиции подростков и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся; формирование здорового образа жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере; формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров. Развивающие (метапредметные): расширении круга приёмов составления разных типов плана; расширении круга структурирования материала; умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; 3 обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); умении организовывать волонтёрскую деятельность; способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников. Образовательные (предметные) знакомство с целями, задачами и принципами волонтерского отряда; формирование знаний о правилах хорошего тона; знакомство с возрастными особенностями развития своего организма; режим дня школьника; вредные привычки и их воздействие на организм человека; вопросы гигиены и питания, закаливания, строения человека и др.; вопросы физического и духовного здоровья. Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды добровольческой деятельности: участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ; реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов, развитие идей терпимости в обществе; развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактику курения. Формы контроля: анкетирование участников программы; выпуск отчетных буклетов; отчет и анализ результатов проведенных мероприятий; социальные проекты. Направления работы: духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность; патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство; здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ; экологическое – проведение экологических акций; профессиональное становление – цикл классных часов для учащихся школ. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовнонравственному развитию обучающихся. Уровни сложности Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтерский отряд «Пульс27» основана на реализации общедоступных и универсальных форм организации материала, что обеспечивает минимальную сложность содержания и соответствует его «стартовому уровню». Объем и срок освоения программы Изучение программного материала определяется содержанием и рассчитано на 1 год – 144 часа. Количество занимающихся по программе – 15-20 человек Режим занятий Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность занятия - 2 академических часа по 40 мин с обязательным перерывом 10 мин Форма обучения – очная. Адресат программы Программа предназначена для детей 10 - 18 лет. Формы проведения занятий: свободные дискуссии, беседа, игра, мастер-класс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг, практикум, трудовая акция, уличная акция, 4 информационная акция, встреча, экскурсия в краеведческий музей, «трудовой десант», практикум, лекция. Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре и является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируются в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. Формы организации учебной работы: коллективная, групповая. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность педагога и подростка по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию обучающихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Создание ситуаций успеха для каждого обучающегося, обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценки личности – важные педагогические принципы на которых строится работа по данной программе. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. I.2. Планируемые результаты В результате освоения программы обучающиеся будут знать: историю волонтерского движения в России и в мире; права и обязанности волонтеров, основные направления деятельности волонтерских отрядов, основные формы работы волонтеров, Обучающиеся будут уметь: организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи; проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек; проводить профилактическую работу в школьном учреждении; аргументировано отстаивать свою позицию; адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения; издавать агитационную печатную и видео продукцию; принимать общечеловеческие ценности. Показателем результативности реализации данной программы можно считать достижение воспитательных результатов, которые можно разделить на два уровня. Результаты первого уровня: приобретение обучающимися социальных знаний о природе волонтерства, понимания социальной реальности. Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества (толерантность, доброта, милосердие, социальное право, человеческое достоинство, свобода выбора, нравственность, ответственность, гражданский долг и др.) и к социальной реальности в целом. Планируемые предметные результаты: иметь представления об истоках волонтерского движения и современных практиках волонтерской деятельности; знать основные понятия волонтерства; знать основные формы и виды волонтерской деятельности; 5 иметь представление о социальном проектировании как эффективном способе осуществления волонтерской деятельности; владеть навыками социального проектирования; уметь исполнять заданную социальную роль в различных формах организации деятельности волонтера. Планируемые метапредметные результаты реализации программы: будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные универсальные учебные действия: мотивация к участию в волонтерской деятельности; позитивное отношение к базовым ценностям волонтерской деятельности; жизненное самоопределение личности; развитие творческих способностей, что позволит подростку творчески проявлять себя в разработке заданий тренингов, подготовке фото и видеоотчета, плакатов, буклетов, рекламы, организации мероприятий в форматах волонтерской деятельности. Метапредметные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации, ее структурирование, критическая оценка и интерпретация; определение способов, действий для решения выявленной проблемы. использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами коммуникаций, используя, в том числе, инструменты ИКТ (интерактивные компьютерные технологии); умение формулировать и аргументировать собственное мнение; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; − понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, несовпадающих с его собственной; умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной совместной деятельности. формирование постановки цели и ее достижение, развитие самоконтроля, оценивания (включая адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми), коррекция поведения. I.3. Система оценки достижения планируемых результатов Способы отслеживания результатов и критерии результативности реализации общеобразовательной общеразвивающей программы «Волонтерский отряд «Пульс27»: Входной контроль - диагностика способностей и интересов обучающихся. Текущий контроль (педагогическое наблюдение в процессе проведения тренингов семинаров, практикумов, экскурсий; педагогический анализ творческих работ, мероприятий обучающихся, организованных в выбранном формате). Итоговый контроль (проведение деловой игры «Волонтером быть почетно!» и педагогический анализ результатов.) Критериями успешной реализации программы можно считать проявления поведения, говорящие о сформированности следующих личностных качеств: мотивация к добровольческой деятельности, коммуникабельность, толерантность, креативность, умение взаимодействовать в группе. Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования и его гуманизации. 6 Все виды добровольных общественных объединений, независимо от их профиля, способствуют развитию у обучающихся способности к самопознанию и самоопределению. Они дают опыт общения в различных видах практической социальной деятельности. В условиях учреждения дополнительного образования такой опыт всегда выступает как опыт «соприкосновения» духовных миров детей, педагогов и социума, что способствует установлению более высокого уровня межличностных отношений между подростками. I.4. Формы аттестации Входной контроль - диагностика способностей и интересов обучающихся. Промежуточная аттестация предполагает опрос обучающихся по пройденным темам программы, участие в викторинах, создание буклета по пройденной теме, оценка личного участия в мероприятиях, конкурсах, акциях. Итоговая аттестация обучающихся предполагает проведение среза знаний по освоению программы в форме тестов, написания социального проекта по теме, оценка личного участия в мероприятиях, конкурсах, акциях. Формы контроля и оценочные материалы Контроль осуществляется на основе наблюдения за образовательным процессом с целью получения информации о достижении планируемых результатов (Приложение). Областью контроля являются текущие, промежуточные и итоговые результаты овладения обучающимися обозначенными в дополнительной общеразвивающей программе знаниями и умениями, а именно: предметные результаты метапредметные результаты личностные результаты В процессе обучения используются следующие виды контроля: входной (предварительный), текущий, промежуточный, итоговый. Входной контроль предполагает получение информации об уровне имеющихся у обучающегося знаний, умений, навыков об изучаемом предмете, уровне сформированности способностей и развития личностных качеств. Текущий контроль включает организацию проверки качества обучения обучающихся по образовательной программе в течение года. Проверка проводится на каждом занятии и по окончании прохождения темы. Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью получения информации о степени освоения обучающимися программы, достижения ими планируемых итоговых результатов в данном учебном году. Формы контроля: наблюдение, анализ статистических материалов, результатов наблюдения и тестирования. II. Содержательный раздел II.1. Содержание дополнительной общеобразовательной общеобразовательной программы «Волонтерский отряд Пульс27» Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения – 4ч Теория. Знакомство. Распределение получений. Вовлечение ребят в волонтеры. Социальное служение и социальная работа. Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом. Составление плана работы волонтерского отряда. Волонтерство в России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России. 7 Практика. Реализация творческого потенциала. Разговор «по душам», невыдуманные рассказы «Что такое делать добро», «Огонек знакомств». Психологическая подготовка волонтеров – 20ч Теория. Особенности работы с младшими школьниками. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся». Практика. Тренинг личностного роста. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров». Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Игровые технологии в работе волонтера – 18ч Теория. Организационный момент. Инструктаж о правилах игры. Практика. Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игрыкричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Моделирование познавательной игры. Социальные проекты – 42ч Теория. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций: - День народного единства; - День матери; - Письмо солдату; - Акция «Ветеран живет рядом»; - Акции по пропаганде ЗОЖ; - Благотворительные акции. Организация социальных дел гражданско- патриотической направленности. Мы за ЗОЖ! – 22ч Теория. Виды зависимостей. Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная,шопоголизм и др.) зависимость. Влияние курения на организм человека. Алкоголь и закон. Умение отказываться. Возможные способы отказа от нежелательного действия. Компьютерная, игровая зависимости. Практика. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Разработка и проведение классных часов по профилактике. Информационные технологии в работе волонтеров – 12ч Теория. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Листовка. Цели, задачи создания. 8 Практика. Создание буклета. Создание листовки. Добро, милосердие и сострадание – 14ч Практика. Организация поздравлений, акции «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка». Трудовая акция «Школьный двор».Отчетный концерт. II.2. № п/ п 1. Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение каждой темы Дата Форма Всего Тео Прак Тема Форма организации часов рия тика контроля занятий Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения (16ч) 1 неделя сентября 1 неделя сентября Беседа. 2 2 - Вводное занятие. Кто такой волонтер? 2. Просмотр 2 1 1 Кто такой волонтер? видеоролика. Быть волонтером – это круто! 3. 2 неделя Беседа 2 1 1 История волонтерского сентября. движения (добровольчества) в России. 4. 2 неделя Деловая игра 2 1 1 Права и обязанности сентября волонтера. 5. 3 неделя Деловая игра, 2 1 1 Социальная работа и сентября беседа. социальное служение. 6. 3 неделя Дискуссия 2 1 1 Роль волонтера в сентября решении социальных проблем сообщества. 7. 4 неделя Дискуссия, 2 2 Могу ли я быть сентября волонтером? Тест по выявлению лидерских качеств 8. 4 неделя Практикум 2 1 1 Проектирование сентября деятельности волонтерского отряда. Участие в школьной благотворительной ярмарке. Психологическая подготовка волонтеров (20ч) 9. 1 неделя Беседа, 2 1 1 Младший возраст и его октября мастер-класс особенности. Акция «Закладка для книг своими руками» для опекаемых детей. 10. 1 неделя Беседа, 2 1 1 Психологические октября деловая игра особенности людей пожилого возраста 11. 2 неделя Тренинг 2 1 1 Тренинг личностного октября роста. «Каков я на самом деле» 12. 2 неделя Тренинг 2 1 1 Тренинг личностного 9 Тест Тест Опрос Наблюдение Опрос Наблюдение Тест Социальная акция Опрос, социальная акция Опрос Наблюдение Наблюдение октября 13. 3 неделя октября Тренинг 2 - 2 14. 3 неделя октября Тренинг 2 - 2 15 4 неделя октября Деловая игра 2 1 1 16 4 неделя октября Ролевая игра, презентация 2 1 1 17 5 неделя октября 18 5 неделя октября 19 1 неделя ноября 20 2 неделя ноября 21 2 неделя ноября 22 3 неделя роста. «Мои сильные и слабые стороны». Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Формула хорошего настроения. Обучение навыкам саморегуляции. Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ролевая игра «Свои и чужие». Ролевая игра, 2 1 1 Тренинг презентация толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ролевая игра «Свои и чужие». Встреча с 2 2 Пропаганда интересными волонтерского людьми движения. Игровые технологии в работе волонтера (18ч) Беседа. 2 1 1 Понятие игрыРолевая игра адаптации. Разучивание и проведение иградаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры, 2 1 1 Моделирование конкурсы познавательной игры. Организация игр и конкурсов для детей. Игры, 2 2 Моделирование конкурсы познавательной игры. Организация игр и конкурсов для детей. Концерт 2 2 Подготовка к концерту 10 Наблюдение Наблюдение Изготовление буклетов Наблюдение Наблюдение Оформление стенда Проведение перемен для младших школьников Наблюдение Наблюдение Творческие 23 ноября 3 неделя ноября Концерт 24. 4 неделя ноября Деловая игра 25. 4 неделя ноября Деловая игра 26. 5 неделя ноября Ролевая игра 27. 5 неделя ноября Ролевая игра 28. 1 неделя декабря Обсуждение 29. 1 неделя декабря Обсуждение 30 2 неделя декабря Мастер класс 31 2 неделя декабря Мастер класс 32 3 неделя декабря 3 неделя декабря 4 неделя декабря Концерт Посещение ветеранов 35 4 неделя декабря Посещение ветеранов 36 3 неделя января 3 неделя января Беседа 33 34 37 Концерт Беседы, презентации «Мамино сердце» Организация и проведение концерта «Мамино сердце» 2 2 Интерактивная правовая игра к Всемирному дню ребенка «Учусь быть гражданином» 2 1 1 Интерактивная правовая игра к Всемирному дню ребенка «Учусь быть гражданином» 2 1 1 Организация веселых перемен для младших школьников. 2 1 1 Организация веселых перемен для младших школьников. Социальные проекты (42ч) 2 1 1 Подготовка и проведение акции «Помоги бездомным животным». 2 1 1 Подготовка и проведение акции «Помоги бездомным животным». 2 2 Мастер – класс по изготовлению новогодней игрушки 2 2 Мастер – класс по изготовлению новогодней игрушки 2 2 Новогоднее представление 2 2 Новогоднее представление 2 2 Благотворительная акция «Ветеран живет рядом» 2 2 Благотворительная акция «Ветеран живет рядом» 2 2 Акция «Письмо солдату» 2 2 Беседы, посвященные Международному дню против фашизма, расизма, 2 - 2 11 номера Творческие номера Экологическая акция Экологическая акция Социальная акция Социальная акция Социальная акция Социальная акция Наблюдение Наблюдение Творческий проект Творческий проект Фотоотчет Фотоотчет Социальная акция Наблюдение, опрос 38 4 неделя января Беседа, инфо рмационная акция 2 - 2 39 4 неделя января Беседа, инфо рмационная акция 2 1 1 40 5 неделя января Беседа, инфо рмационная акция 2 1 1 41 5 неделя января Экскурсия в музей 2 - 2 42 1 неделя февраля Военнопатриотическ ая игра 2 - 2 43 1 неделя февраля Военнопатриотическ ая игра 2 - 2 44 2 неделя февраля 2 неделя февраля 3 неделя февраля 3 неделя февраля Практическая работа Практическая работа Деловая игра, акция Занятие игра 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 1 1 48 4 неделя февраля Деловая игра 2 49 4 неделя февраля Тренинг 2 50 1 неделя марта Тренинг 2 45 46 47 антисемитизма Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций. Подготовка и проведение игр для начальной школы «Будем здоровы». Подготовка и проведение игр для начальной школы «Будем здоровы». Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций Организация социальных дел гражданскопатриотической направленности Организация социальных дел гражданскопатриотической направленности Организация социальных дел гражданскопатриотической направленности Помощь ветеранам и пожилым людям Помощь ветеранам и пожилым людям Помощь детям-сиротам Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» 2 Вредные привычки. Их влияние на организм. Мы за ЗОЖ! (22ч) 1 1 Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» 1 1 Вредные привычки и их влияние на здоровье Умение отказываться. Встреча со школьным 12 Фотоотчет Фотоотчет Оформление альбома Опрос Фотоотчет Фотоотчет Фотоотчет, отзыв Фотоотчет, отзыв Социальная акция Рефлексия Мини-опрос Коллективная рефлексия Коллективная рефлексия 51 52 53 1 неделя марта 2 неделя марта 2 неделя марта 54 3 неделя марта 55 3 неделя марта 56 4 неделя марта 4 неделя марта 57 58 1 неделя апреля 59 1 неделя апреля 60 2 неделя апреля 61 2 неделя апреля 62 3 неделя апреля 63 3 неделя апреля 64 4 неделя апреля Деловая игра 2 1 1 Деловая игра 2 - 2 Занятие -игра 2 - 2 психологом Компьютерная зависимость. Игровая зависимость. Интерактивная игра для младших школьников «Полезные и вредные привычки» Занятие -игра 2 2 Интерактивная игра для младших школьников «Полезные и вредные привычки» Мозговой 2 1 1 Значение двигательной штурм активности и физической культуры для здоровья человека Разработка сценария агитбригады Мозговой 2 1 1 Разработка сценария штурм агитбригады Концерт 2 2 Выступление с агитбригадой «По дороге жизни» Беседа 2 1 1 Информационный буклет. Принципы создания. Практическая 2 2 Оформление работа информационного буклета. Технические и дизайнерские рекомендации Информационные технологии в работе волонтеров (12ч) Практическая 2 1 1 Информационный работа буклет. Принципы создания. Практическая 2 1 1 Оформление работа тематического уголка «Я – волонтер» Практическая 2 2 Создание листовки. работа Цели, задачи. Технические и дизайнерские рекомендации Социальная 2 1 1 Проведение акция благотворительных, экологических акций. Акция «Ветеран живет рядом» Социальная 2 2 Проведение акция благотворительных, 13 Коллективная рефлексия Коллективная рефлексия Наблюдение Наблюдение Систематизация материала Систематизация материала Фотоотчет Тест Фотоотчет Акция «Ветеран живет рядом» Акция «Ветеран живет 65 4 неделя апреля 66 1 неделя мая 67 2 неделя мая 68 2 неделя мая 69 3 неделя мая 70 3 неделя мая 4 неделя мая 4 неделя мая 71 72 экологических акций. Акция «Ветеран живет рядом» Социальная 2 1 1 Проведение акция благотворительных, экологических акций .Акция к Дню Победы «Георгиевская ленточка» Добро, милосердие и сострадание (14ч) Практическая 2 2 Занятия для работа первоклассников «Дружба-это чудо!» Практическая 2 2 Занятия для работа второклассников «Дружба-это чудо!» Практическая 2 2 Проведение работа благотворительных, экологических акций Беседа, 2 2 Беседа с младшими презентация школьниками «Мое безопасное лето» Концерт 2 1 1 Подготовка к отчетному концерту Концерт 2 1 1 Отчетный концерт Ролевая игра 2 - 2 Итого 144 39 105 III. Подведение итогов работы волонтерского отряда за год рядом» Акция «Георгиевская ленточка» Наблюдение Наблюдение Акция «Чистый двор» Опрос Рефлексия Рефлексия Рефлексия Организационный раздел III.1. Учебный план Учебный план МБОУ СОШ № 27 реализующей дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу «Волонтерский отряд «Пульс27» определяет учебное время, отводимое на изучение по годам обучения, отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования. Нормативно-правовую основу составляют следующие документы: – Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». – Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; – Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция развития дополнительного образования детей); – Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по 14 стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11) (далее Федеральный приоритетный проект); – Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»; –Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»; –Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; –Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций; –«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 27 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга (утв. распоряжение Управления образования Администрации города Екатеринбурга от 29.12.2015 года № 2763/46/36). Реализуемые дополнительные образовательные услуги способствуют достижению целей уставной деятельности образовательного учреждения. Целью деятельности МБОУ СОШ №27 является формирование общей культуры личности обучающихся на основе образовательных стандартов, создание основы последующего освоения профессиональных образовательных программ, развития интеллектуальных возможностей обучающихся, воспитание деловой, социальноадаптированной, творческой личности гражданина Российской Федерации. Содержание образования в МБОУ СОШ № 27 направлено на воспитание и развитие ключевых компетенций – целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельности, личной ответственности учащегося за свою судьбу: ˗ личностное творчество ученика по отношению к фундаментальным объектам окружающего мира, распределенным в соответствии с образовательными областями; ˗ самоосознание личного опыта, знаний и эмоционально-ценностных отношений ˗ ученика, обнаружившихся в процессе познания фундаментальных объектов и общекультурных знаний о них; ˗ деятельность ученика в отношении к фундаментальным достижениям человечества, связанным с изучаемыми объектами (отношение ученика к общекультурным знаниям и социальному опыту). Задачи: предоставить обучающимся возможность выбирать и осваивать интересное и важное для каждого из них содержание различных учебных предметов; обеспечить гуманизацию и коммуникативную направленность процесса обучения. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: ˗ формирование и развитие творческих способностей обучающихся; ˗ удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также на занятиях физической культурой и спортом; 15 ˗ укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; ˗ обеспечениедуховно-нравственного,патриотического, трудового воспитания обучающихся; ˗ выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,проявивших выдающиеся способности; ˗ профессиональную ориентацию обучающихся; ˗ создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; ˗ создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки; ˗ социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; ˗ формирование общей культуры обучающихся; ˗ удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов. Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. В учебный план МБОУ СОШ № 27 входит дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волонтерский отряд «Пульс27». Изучение программы изучается из расчета 4 часа в неделю. Продолжительность учебного года составляет 36 недель. Количество учебных занятий за 1 год составляет 144 часа. Продолжительность занятия составляет 40 минут. Учебный план (годовая сетка часов) № курс Количество часов 1 «Волонтерский отряд «Пульс27» 144 Итого 144ч 3.2. Календарный учебный график Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2). Образовательная деятельность ведется во время учебного года. Учебный год начинается 1 сентября, заканчивается 31 мая. Продолжительность учебных периодов: 1 полугодие - с 01.09.2021 по 30.12.2021 г. 2 полугодие - с 11.01.2022 по 31.05.2022 г. Сроки и продолжительность каникул. Продолжительность каникул в течение 2021-2022 учебного года составляет 11 календарных дней – с 31.12.2021 по 10.01.2022. 16 3.3. Система условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 3.3.1. Описание кадровых условий Муниципальное бюджетное бщеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных данной дополнительной общеразвивающей программой, способными к инновационной профессиональной деятельности. Требования к кадровым условиям включают: ˗ укомплектованность образовательной организации педагогическими, руководящими и иными работниками; ˗ уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации; ˗ непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательной организации, реализующей образовательную программу основного общего образования. МБОУ СОШ № 27 полностью укомплектована кадрами для реализации настоящей программы, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, способными к инновационной профессиональной деятельности, уровень квалификации работников в основном соответствует условиям реализации программы. Согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», данную программу реализует педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнем квалификации 6. 3.3.2. Методическое обеспечение образовательного процесса 1. Методические рекомендации по организации и проведению тренингов. 2.Методические разработки коммуникативного тренинга «Сплочение», тренинговых упражнений: Снежный ком», «Уверенность в себе», «Я - творческая личность», «Твоя цель – твой успех», «Я в тебе уверен», «Дом», «Автобус», «Стань уверенным», «Слепой и поводырь». 3. Диагностическая карта способностей и интересов обучающихся. 4. Методические рекомендации по проведению обучающих семинаров. 5. Планы проведения обучающих семинаров, семинаров практикумов совместно с субъектами волонтерской деятельности, по построению компьютерной презентации, «История волонтерства». 6. План мастер-класса по основным требованиям к поведению на сцене, по работе с мультимедийным и звуковым оборудованием. 7. Методические рекомендации по организации фото- и видеосъемки. 8. Методические рекомендации по оформлению фото-, видеоотчета. 9. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в различных формах волонтерской деятельности (социально-значимые и благотворительные акции, благотворительные аукционы, «Интеллектуальный батл»,«Квест»,«Флеш – моб ). 10. Разработка маршрута экскурсии, примерный план проведения. 11. Описание деловой игры «Волонтером быть почетно!» 3.3.3. Материально – технические условия - аудитория, соответствующая САнПин, компьютер; мультимедиа; фотоаппарат; наглядные пособия; 17 - дидактические материалы; аудио-; видеоаппаратура; доступ к интернет-ресурсам, канцелярские принадлежности. 3.3.4. Информационно – методические условия Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается открытая педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов,современныхинформационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентность), наличие служб поддержки применения ИКТ. Основными элементами ИОС являются: ˗ информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; ˗ информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях; ˗ информационно-образовательные ресурсы сети Интернет; ˗ вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура; ˗ прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование и финансово-хозяйственнуюдеятельность образовательной организации (бухгалтерский учёт, делопроизводство, кадры и т. д.). Информационное обеспечение: 1. Видеофильмы. 2. Таблицы. 3.Декларация прав ребенка, 4.Конвенция о правах ребенка, 5.Конституция РФ 6.Мультимидийные презентации по символике 7. Федеральный закон о добровольческой деятельности http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ 8. Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года http://docs.cntd.ru/document/552050511 9.Интернет ресурсы: - https://minobraz.egov66.ru - Министерство образования и молодежной политики Свердловской области; - https://edu.dobro.ru/courses/28/ - Курсы для волонтеров и организаторов волонтерства, основанные на реальных кейсах и вдохновляющих историях; - http://волонтерыбудущего.рф/ - Всероссийский медиапроект; - https://добровольцыроссии.рф/ - единая система Добровольцев России. Методическое обеспечение Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств. Методические материалы: ˗ Методические рекомендации по работе с волонтёрами (добровольцами) для руководителя организации / Авт.-сост. А.В. Ковтун, А.А. Соколов, А.П. Метелев / Под ред. Т.Н. Арсеньевой; 18 - Методические рекомендации руководителям по работе с волонтерами https://depos.admhmao.ru/upload/iblock/b4d/Metodicheskie-rekomendatsii-po-rabote-svolontyerami-_dobrovoltsami_-dlya-rukovoditelya-organizatsii.pdf; - Методические рекомендации по организации и проведению благотворительных акций https://lektsia.com/1x43ec.html; - Раздаточный материал (буклеты, карточки); - Презентации; - Видеоролики; - Плакаты. Список литературы Литература для педагога 1. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. Тверь, 2019 2. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2016 3. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2014 4. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012 5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2015 6. Волохов А.В. ,Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011 7. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2018 - № 3 8. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2017 9. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2014 10. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2018 11. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2018 - № 7 Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социальнопсихологических тренингов.М.,1996 Литература для воспитанников: 1. «Игры, викторины, праздники в школе и дома», Э.Кузнецова. 2018. 2. «ПедСовет» - газета для педагогов начальной школы. 2016-2018. 3. «Сто отрядных дел», С.Афанасьев, С. Коморин. 2015. «Школьные годы», А.Ярославцев.2017. Интернет ресурсы: 1.Методика составления пресс-релиза: http://forexaw.com 2.Из истории волонтёрства: http://moeobrazovanie.ru/istoriya_volonterstva.html 3.Волонтеры и волонтерство. Как можно делиться своим теплом?:http://lifewithdream.org/volontery-i-volonterstvo-kak-mozhno-delitsya-svoimteplom/ 4.Движение волонтёров: http://d-volonter.ru/ 5.Детские учреждения: http://www.club-volonterov.ru/detskie-uchrezhdeniya 19 Приложение №1 Диагностика уровня сформированности информационной компетенции у обучающихся на занятиях Цель: определить уровень развития информационной компетенции. Формирование информационной компетенции включает в себя освоение таких способов деятельности, как планирование информационного поиска, извлечение необходимой информации и обработку полученной, что входит в основные компоненты учебно-информационных умений. На каждого обучающегося заводятся индивидуальные карты уровня сформированности информационной компетенции, в которых фиксируются учебноинформационные умения обучающегося. Критерии оценки: Высокий уровень: сформированы все компоненты Средний уровень: сформированы 2-3 компонента, Низкий уровень: не сформированы, либо сформирован 1 компонент. Ф.И.О. ребенка Умение планировать, поиск информации Умение извлекать информацию Умению обрабатывать информацию Умения вычленять необходимую информацию Общая оценка Критерий оценивания теоретических знаний и практических навыков по уровням: Оценка теоретических знаний – проводится по итогам тестирования. «Высокий уровень» - прочно усвоил предусмотренный программный материал; правильно, аргументировано ответил на все вопросы, с приведением примеров. «Средний уровень» - усвоил предусмотренный программный материал; правильно, ответил на все вопросы, с приведением примеров, допустил небольшие ошибки. «Базовый уровень» - усвоил предусмотренный программный материал; отвечает на вопросы, но требуются наводящие вопросы, допустил небольшие ошибки. 20 Приложение №2 ПРОТОКОЛ результатов аттестации обучающихся за ________ учебный год Название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ________________________________________________________ ФИО педагога______________________________________________________ № группы _____ Год обучения ______ Дата и время проведения ____________ Форма проведения аттестации ______________________________________ № п/п Фамилия, имя обучающегося Уровень освоения программного материала Уровень теоретических знаний Уровень практических умений и навыков Из них по результатам аттестации теоритических знаний показали: Высокий уровень _____чел._____% от общего количества обучающихся в группе. Средний уровень _____чел._____% от общего количества обучающихся в группе. Базовый уровень _____чел._____% от общего количества обучающихся в группе. Из них по результатам аттестации практических умений и навыков показали: Высокий уровень _____чел._____% от общего количества обучающихся в группе. Средний уровень _____чел._____% от общего количества обучающихся в группе. Базовый уровень _____чел._____% от общего количества обучающихся в группе. Всего аттестовано_____________________обучающихся. По результатам промежуточной аттестации за год _____ обучающихся переведены на следующий год обучения. По результатам промежуточной аттестации ____ обучающихся окончили обучение по программе. Педагог дополнительного образования: ___________________/____________/ 21 Приложение №3 Опрос «Волонтерство на Руси» 1. Год зарождения добровольчества на Руси? __________________________________________________________________ 2. После какого события зародилось добровольчество? __________________________________________________________________ 3. Кто был инициатором зарождения добровольчества? __________________________________________________________________ 4. В каком году Иван Грозный издал указ о строительстве больниц для мужчин и женщин? __________________________________________________________________ 5. В каком году зародилось добровольческое движение «Красный крест»? __________________________________________________________________ 22 Приложение №4 Анкетирование по пройденному материалу «Основы волонтерства для начинающих» 1. Как Вы считаете, какими чувствами руководствуется человек, решивший стать волонтером? ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ 2. Каким образом Вы готовы оказывать помощь (отметьте нужное): o Отдавать свое время (совершать поездки по детским домам, больницам, домам престарелых); o Участвовать в организационной работе (подготовка и проведение мероприятий, праздников); o Оказывать помощь одиноким пенсионерам. 3. Какие мероприятия планируете провести? ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ 4. Расскажите, нравится ли вам быть волонтером, и почему? ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ 5. Какая деятельность волонтера вам наиболее интересна? o связанные непосредственно с людьми (в том числе с незнакомыми); o не связанные с общением; o коллективную деятельность (в группе с другими людьми – единомышленниками); o индивидуальную деятельность (делать что-то самому). 6. Сколько времени Вы готовы посвящать волонтерской деятельности: o 1-2 дня в неделю; o Несколько дней в месяц; o Несколько недель в год. 7. В каких волонтерских мероприятиях вы уже принимали участие? ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ 23 Приложение №5 Журнал учёта активности волонтёров В Журнале учёта активности волонтёров отражается следующая информация: в каких мероприятиях участвовал волонтёр; сколько астрономических часов он занимался волонтёрской деятельностью; насколько успешно он выполнял свои функции (успешно, вполне успешно, недостаточно успешно). № п/п Ф.И.О. волонтёра Название Количество Успешность Особые мероприятия часов выполнения отметки функций 24