ДООП Волейбол

I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол»
имеет
физкультурно-спортивную
направленность,
предполагает
развитие
и
совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование
различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного
отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять
физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале
веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми. Наиболее интересной и
физически разносторонней является игра волейбол, в которой развиваются все необходимые
для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений,
ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка
(общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде). В условиях
небольшого школьного зала посредством волейбола достигается высокая двигательная
активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с
учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном
этапе 15-20 человек.
Актуальность программы в приобщении обучающихся к здоровому образу жизни, в
профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и
физического здоровья детей.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у
занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений,
скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков,
укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка:
коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои
действия перед собой и товарищами. Соревновательный характер игры,
самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное
изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление
разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает
постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у
обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в
случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих
установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими
средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его
информированность в области оздоровления и развития организма.
Отличительная особенность данной программы.
Программа предполагает развитие основных физических качеств, формирование
различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора,
формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Цель: создание условий для полноценного физического развития и укрепления
здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям волейболом,
формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей
школы, своего города, своей страны.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить обучающихся с интересным видом спорта, правилами игры, техникой,
тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
2

- углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые обучающимися на
уроках физкультуры;
2. Развивающие:
- укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье,
закаливать организм;
- целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества
ребенка.
- расширять спортивный кругозор детей.
3. Воспитательные:
- формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи,
воспитывать культуру поведения;
- прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и
спортом;
- пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению
спортивных мероприятий и праздников.
Принципы отбора содержания занятий «Волейбол »:
˗ принцип взаимодействия и сотрудничества;
˗ принцип единства развития, обучения и воспитания;
˗ принцип систематичности и последовательности;
˗ принцип доступности;
˗ принцип наглядности;
˗ принцип вариативности и вариантности;
˗ принцип комплексного подхода.
Уровни сложности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол»
основана на реализации общедоступных и универсальных форм организации материала, что
обеспечивает минимальную сложность содержания и соответствует его «стартовому
уровню». Обучающиеся приобретут элементарные представления о спортивной тренировке,
значении занятий физической культурой, получат первоначальный опыт техникотактических действий в соревнованиях по волейболу.
Объем и срок освоения программы
Изучение программного материала определяется содержанием и рассчитано на 1 год
– 144 часа. Количество занимающихся в секции – 15 человек.
˗ Режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю.
˗ Продолжительность занятия - 2 академических часа по 40 мин с обязательным
перерывом 10 мин.
Форма обучения – очная.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 14 - 17 лет. Принимаются все желающие, не
имеющие медицинских противопоказаний.
Формы проведения занятий и виды деятельности
˗
Однонаправленные занятия. Посвящены только одному из
компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической
подготовленностью.
˗
Комбинированные занятия. Включают два-три компонента в
различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и
тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.
˗
Целостно-игровые занятия. Построены на учебной двухсторонней
игре в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.
3

˗

˗
Контрольные занятия. Прием нормативов у занимающихся,
выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения
данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности
занимающихся. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с
возрастным принципом комплектования групп секции по волейболу и рассчитан на
последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических
умений и навыков.
Кроме того, предусмотрены такие формы занятий как: соревнование,
показательное выступление, массовые мероприятия, посвященные различным
историческим или памятным датам, участие в конкурсах спортивной
направленности.
Занятие может состоять из таких частей как: общее построение, на котором
сообщается тема занятия, тренировки по закреплению изученных элементов в
волейболе, изучение нового материала (теория и практика), общефизическая
разминка, выработка умений и навыков в составе команд, работающих по круговой
системе (переходя с одного рабочего места на другое); подведение итогов.
При проведении занятий максимально используется принцип наглядности, с
этой целью применяются: видеофильмы, фото, учебное пособие и т.д.
Формы организации обучения:
командная, малыми группами, индивидуальная.

1.2. Планируемые результаты
Предметные результаты:
В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы обучающиеся будут знать:
историю возникновения и развития игры волейбол в стране и в мире;
олимпийские игры современности;
правила техники безопасности;
оказание помощи при травмах и ушибах;
названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной
техники;
типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических
действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и
технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил по волейболу;
жесты судьи по волейболу;
игровые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами волейбола;
технические приемы и тактические действия;
основные правила игры в волейбол.
Метапредметные результаты:
В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы обучающиеся овладеют умением:
активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
-доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
организовывать и проводить упражнения по волейболу во время
самостоятельных занятий;
4

правильно оценивать результаты своей деятельности;
учиться работать в коллективе;
проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Личностные результаты:
Личностные результаты отражают:
˗ умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки
и отдыха;
˗ формирование ценности здорового образа жизни:
˗ умение контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на
занятиях.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов
Основной показатель секционной работы дополнительного образования по волейболу
– выполнение в конце года программных требований по уровню подготовленности
учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической,
технической, тактической и теоретической подготовленности.
Формы контроля
Диагностика результатов проводится в виде тестов, соревнований и упражнений.
Порядок и периодичность проведения аттестации учащихся:
Текущий контроль - в течение учебного года в виде учебных игр, проводится с целью
установления фактического уровня знаний по темам (разделам) дополнительной
общеобразовательной программы, их практических умений и навыков. По окончании
изучения разделов каждый обучающийся выполняет индивидуальный или групповой проект
в качестве зачетной работы. В рамках реализации программы необходимо проводить
мониторинг качества усвоения учебного материала.
Промежуточная аттестация - в середине программы, задания средней сложности.
Итоговая аттестация - конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по
общей физической подготовке контрольные зачеты.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения
ответственности педагогов и обучающихся за результаты образовательного процесса, за
объективную оценку усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной
программы, за степень усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной
программы в рамках учебного года.
Контрольные тесты, соревнования и упражнения проводятся в течение всего учебнотренировочного годового цикла 2 раза в год.
Контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Командные игры
применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических
приемов и тактических действий.
Промежуточная аттестация
Общефизическая подготовка.
Бег30 м 6 x5 м. На расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По
зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения
в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней
следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Испытуемый стоит у
линии.одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх
замахом назад за голову, испытуемый производит бросок вперед.
Техническая подготовка.

5

Испытания на точность передачи. В испытаниях создаются условия, при которых
можно получить количественные результаты: устанавливаются ограничители расстояния и
высоты передачи – рейки, цветные ленты, обручи (гимнастические), наносятся линии. При
передачах из зоны 3 в зоны 2 и 4 расстояние передачи 3 – 3,5 м, высота ограничивается3 м,
расстояние от сетки – не более 1,5 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток; учитывается
количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения
передачи (передачи с нарушением правил не засчитываются).
Испытание на точность передачи через сетку. На противоположной стороне
площадки очерчивается зона, куда надо послать мяч: в зоне 4 – размером 2 х 1, в зоне 1 и в
зоне 6 – размером 3 х 3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток в каждую зону.
Учитывается количественная и качественная сторона исполнения.
Итоговая аттестация
Техническая подготовка.
Испытания на точность подач. Основные требования: при качественном
техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенный участок
площадки: правая (левая)половина площадки, зоны 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в
зонах 5-4 и 1-2 (размером 6х2м), в зоне 6 у лицевой линии размером 3х3м. Каждый учащийся
исполняет 3 попытки (в учебно-тренировочных группах – 5 попыток). испытания на
точность нападающего удара. Требования к этим испытаниям состоят в том, чтобы
испытуемые качественно, в техническом отношении, смогли выполнить тот или иной способ
нападающего удара в три зоны: 1,6,5 из зон 4,2.
Испытание в защитных действиях («защита зоны»). Испытуемый находится в зоне С
в круге диаметром 2,5 м. Стоя на подставке, обучающийся ударом с собственного
подбрасывания посылает мяч через сетку из зон 4 и 2.
Обучающийся должен применять все изученные до этого приемы защиты. Количество
ударов для каждого года обучения различное: группа начальной подготовки – первый год
обучения – 5; второй год обучения – 10; учебно-тренировочные группы, первый год
обучения – 15, второй год обучения – 20.
Тактическая подготовка: действия при приеме мяча в поле. Основное содержание
испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом.
Дается два упражнения:
1) Выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток, а с 14-16 лет – 15
попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема.
2) Выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на
страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно
выполненных заданий и качество.

Контрольные нормативы по основам технической подготовки
№ п/п Контрольные нормативы
1
2
3
4
5

Пол

Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее м.
одного метра (кол-во раз)
д.
Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее м.
одного метра (кол-во раз)
д.
Передача мяча в парах, без потерь. Расстояние 5-6 м
м.
(кол-во раз)
д.
Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в
м.
площадку
д.
Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий вм.
6

Показатели
Н
С
В
15 20 30
12 20 25
15 20 30
12 18 25
20 25 35
18 25 30
5
10 15
3
6
10
2
3
4

левую/правую половину площадки, по заданиюд.
преподавателя
Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6 (изм.
5 попыток)
д.
Нижние передачи над собой
м.
д.
Верхние передачи над собой
м.
д.

6
7
8

1

2

3

3
3
20
15
20
15

4
4
25
20
25
20

5
5
30
25
30
25

Показатели: Н – низкий; С – средний; В – высокий.
Руководитель секции следит за развитием у занимающихся физических качеств, а
также за уровнем их технической подготовки. Для этого выявляется уровень физической
подготовленности занимающихся.
№ п/п Контрольные упражнения
1
2
3
4
5

Возраст 15 – 17 лет
15
16
17
4,9
4,8
4,7
1,45
1,40
1,35
9,20
9,00
8,30
220
230
240
12
15
18

Бег 30м (с)
Бег 500м (с)
Бег 2000м
Прыжок в длину с места (см)
Подтягивание из виса

Показатели результативности
Достижение высокого уровня физического развития у обучающихся по
данной программе.
Призовые места на соревнованиях районного и областного уровня.
Устойчивое овладение умениями и навыками игры.
Развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как
самостоятельно, так и в спортивной секции после окончания школы.
Укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального
состояния всех систем организма.
Умение
контролировать
психическое
состояние.
Обучающиеся,
занимающиеся в секции, должны иметь приросты показателей физической
подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты не ниже
среднего уровня их развития.

Основной показатель секционной работы дополнительного образования по
волейболу - выполнение программных требований по уровню подготовленности
учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической,
технической, тактической и теоретической подготовленности.

II. Содержательный раздел
2.1. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Волейбол»
Физическая культура и спорт в России. История развития волейбола в России.
Инструктаж по технике безопасности-2 ч
Теория. Роль физкультуры и спорта в воспитании молодежи. Организация физкультуры и
спорта среди детей и юношества. Физкультура и спорт в школе. Понятие «физкультура» и
«спорт». Спортивные нормативы и комплексы.
7

Возникновение волейбола. Основные этапы развития волейбола. Основные правила игры
в волейбол. Основные компоненты игры в волейбол. Атрибутика волейбола.
Международные и российские волейбольные организации. Инструктаж по технике
безопасности.
Оборудование мест занятий. Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль,
предупреждение травматизма – 4ч
Теория. Площадка для игры, разметка, спортоборудование, инвентарь, форма. Режим дня
школьника. Гигиена тела. Занятия в спортзале и на воздухе. Значение разминки.
Основы методики обучения в волейболе – 10ч
Теория. Логика игры в волейбол. Основные правила игры в волейбол. Технико –
тактическая подготовка волейболистов.
Практика. Использование основных упражнений, приближенных к характеру игры,
комплексные упражнения. Обучение перемещениям волейболиста. Обучение передаче
мяча сверху двумя руками.
Подвижные игры с элементами волейбола – 24ч
Теория. Значение подвижных игр в обучении игре в волейбол.
Практика. Медленный бег. Разминка с мячом. Техника стоек, перемещений волейболиста
в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с
разбега, с места). Подвижные игры «Мяч Ловцу», «Передал-садись», «Поймай и передай».
Общая и специальная физическая подготовка – 52ч
Теория. Значение общей и физической подготовки для развития спортсмена.
Практика. Строевые упражнения (понятие о строе и командах, шеренга, фланг,
интервал). Упражнения гимнастические без предметов (упражнения для рук, шеи,
туловища, на месте, в движении, упражнения для формирования осанки). Гимнастика с
предметами (скакалка, резиновые мячи). Упражнения на гимнастических снарядах
(стенка, канат, бревно). Акробатика (перекаты вперѐд и назад, кувырок вперѐд, стойка на
лопатках). Прыжки (с места в длину, вверх; с разбега в длину и высоту, вперѐд и назад).
Бег (стартовые рывки с места, бег 20, 30, 60м.) Подвижные игры: «Салки без мяча», «День
и ночь», «Третий лишний», «Круговая лапта». Волейбольные эстафеты.
Основы техники и тактики игры – 44ч
Теория. Техника – основы спортивного мастерства. Передвижение в низкой стойке.
Передача мяча, ведение, бросок. Выбор свободного места для получения мяча.
Практика. Техника нападения. Основная стойка волейболиста. Бег с изменением
направления и скорости. Передвижение приставными шагами (правым, левым боком,
вперѐд и назад). Остановки во время бега (шагом, прыжком). Повороты на месте (вперѐд,
назад). Ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди. Передача
мяча двумя руками от груди после ловли на месте и с остановкой. Ведения мяча правой и
левой рукой, попеременное ведение. Ведения мяча с изменением направления, с
изменением отскока. Броски мяча двумя руками от груди с близкого расстояния от щита,
из-под щита, «чистого» мяча.
Техника защиты. Стойка защитника. Перемещение в стойке защитника вперед, назад, в
сторону.
Тактика нападения. Индивидуальные действия: умение выбрать место и открыться для
получения мяча. Целесообразное применение техники передвижения: прыжков остановок,
поворотов. Командные действия: нападения по принципу выбора свободного места.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: умение выбрать место и держать игрока с
мячом и без мяча.
Контрольные игры и соревнования – 6ч
Практика. Организация и проведение соревнований. Разбор проведѐнных игр.
Устранение ошибок в игре.
Контрольные испытания – 2ч
8

Практика. Контрольные испытания по специальной физической подготовке.
Сдача нормативов.
2.2. Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение
каждой темы

№

Сроки
приве
дения

1

1
неделя
сентяб
ря

2

1
неделя
сентяб
ря

3

2
неделя
сентяб
ря

4

2
неделя
сентяб
ря

5

3
неделя
сентяб
ря

6

3
неделя
сентяб
ря

7
4
неделя
сентяб
ря

Форма
занятия

Количество часов
Тема
Всего

Теори
я

Форма
контроля

Практ
ика

Физическая культура и спорт в России 2ч
Инструктаж по технике
1
1
Пед.
Целостно –
безопасности на уроках
наблюдение
игровое
волейбола. Инструкция
2
Анализ
занятие
ОТ 068-16. Правила
результатов
игры волейбол.
Беседа
Оборудование мест занятий. Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль,
предупреждение травматизма 4ч
Равномерный бег 800 м.
1
1
Пед.
Бег с изменением
наблюдение
Целостно –
направления, скорости.
Анализ
игровое
2
Подводящие
результатов
занятие
упражнения для верхней
Беседа
передачи мяча.
1
1
Пед.
Стойка игрока.
Целостно –
наблюдение
Перемещение. Ходьба,
игровое
2
Анализ
бег.
занятием
результатов
Беседа
Основы методики обучения в волейболе – 10ч
2
Пед.
Передача мяча сверху
наблюдение
Однонаправ
двумя руками на месте.
2
Анализ
ленное
результатов
Беседа
Совершенствование
1
1
Пед.
Целостно –
техники передачи мяча
наблюдение
игровое
сверху двумя руками на 2
Анализ
занятие
месте. Прием
результатов
снизу двумя руками.
Беседа
Прием снизу двумя
2
Пед.
руками. Верхняя
наблюдение
Целостно –
передача.
Анализ
игровое
2
Передача мяча над
результатов
занятие
собой. Передача мяча
Беседа
через сетку.
Целостно –
Верхняя и нижняя
2
2
Пед.
игровое
передача в парах.
наблюдение
занятие
Передача мяча сверху,
Анализ
после
результатов
перемещения вперед и
Беседа
9

назад.
8

4
неделя
сентяб
ря

Комбиниров
анное

Верхняя и нижняя
передача в парах через
сетку.

1

1

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

-

2

-

2

-

2

1

1

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов

2

Подвижные игры с элементами волейбола – 24ч

9

1
неделя
октябр
я

10

1
неделя
октябр
я

11

2
неделя
октябр
я

12

2
неделя
октябр
я

13

3
неделя
октябр
я

14

3
неделя
октябр
я

15

16
17

4
неделя
октябр
я
4
неделя
октябр
я
5
неделя
октябр
я

Целостно –
игровое
занятием

Комбиниров
анное

Целостно –
игровое
занятие

Комбиниров
анное

Целостно –
игровое
занятие

Комбиниров
анное
Целостно –
игровое
занятие
Целостно –
игровое
занятие
Однонаправ
ленное

Прием мяча сверху.
Жонглирование над
собой.

Передача мяча сверху и
снизу. Жонглирование.

Игра в парах, в тройках
через сетку.
Совершенствование
элементов
техники приема и
передачи мяча.
Нижняя прямая и
боковая подача.

2

2

2

2

2

Совершенствование
нижней прямой
подачи. Прием мяча,
отраженного сеткой.
Верхняя прямая подача.
Верхняя, нижняя прямая
подача.
Совершенствование
техники подачи мяча.
Игра по упрощенным
правилам миниволейбола.
10

2

2

2
2

18

19

20

5
неделя
октябр
я

1
неделя
ноября

1
неделя
ноября

Однонаправ
ленное

Игры и игровые задания
с ограниченным числом
игроков.

Однонаправ
ленное

Упражнения по
владению и
совершенствованию
техники перемещений.
2
Бег с
изменением направления
и скорости.

Целостно –
игровое
занятие

Стойка игрока. Прием
мяча после подачи.

Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

-

2

1

1

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

-

2

1

1

-

2

-

2

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

1

1

2

2

Общая и специальная физическая подготовка – 52ч

21

22

2
неделя
ноября
2
неделя
ноября

Целостно –
игровое
занятие

Комбиниров
анное

23

3
неделя
ноября

Комбиниров
анное

24

3
неделя
ноября

Целостно –
игровое
занятие

Прием мяча после
подачи («поднять над
собой»).
Совершенствование
приема мяча после
подачи.
Игра по основным
правилам волейбола.
Подвижные игры с
элементами волейбола.
Верхняя и нижняя
передача в тройках с
перебежкой.

2

2

2

2

Прием мяча после
подачи с пасом в зону
«3»
25

26

4
неделя
ноября

Однонаправ
ленное

Совершенствование
ранее
изученных элементов
техники волейбола

4
неделя

Целостно –
игровое

Судейство в волейболе.
Двусторонняя игра.
11

2

2

Пед.

ноября

27

28

29

1
неделя
декабр
я
1
неделя
декабр
я
2
неделя
декабр
я

30

2
неделя
декабр
я

31

3
неделя
декабр
я

32

3
неделя
декабр
я

занятие

Целостно –
игровое
занятие

Целостно –
игровое
занятие

Целостно –
игровое
занятие

Целостно –
игровое
занятие
Целостно –
игровое
занятие

Комбиниров
анное

33

4
неделя
декабр
я

Комбиниров
анное

34

4
неделя
декабр

Однонаправ
ленное

Бег с изменением
направления, темпа
перемещения, в высокой
и средней стойке.
Подвижные игры с
элементами волейбола
Подводящие
упражнения к прямому
нападающему удару
(разгон, прыжок,
имитация удара,
приземление).
Подводящие
упражнения
нападающего удара на
амортизаторах.
Прямой нападающий
удар после
подбрасывания мяча
партнером.
Совершенствование
прямого нападающего
удара на амортизаторах.
То же через сетку.
Игра в волейбол по
основным правилам.
Прием мяча после
подачи, розыгрыш на
три паса.
Совершенствование
техники
розыгрыша после
приема подачи мяча.
Комбинации из
освоенных элементов
техники перемещений и
владения мячом.
Тактика свободного
нападения.
12

-

2

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов

2

2

2

Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов

-

2

-

2

-

2

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ

2

2

2

2

2

наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

я

35

3
неделя
января

36

3
неделя
января

Целостно –
игровое
занятие

37

4
неделя
января

Целостно –
игровое
занятие

38

4
неделя
января

39

5
неделя
января

40

5
неделя
января

41

1
неделя
феврал
я

42

1
неделя
феврал
я

43

2
неделя
феврал
я

44

2

Однонаправ
ленное

Целостно –
игровое
занятие

Комбиниров
анное

Комбиниров
анное

Однонаправ
ленное
Целостно –
игровое
занятие
Целостно –
игровое
занятие
Целостно –

Позиционное нападение
без изменения позиций
игроков.

Двусторонняя игра.

Прием мяча
отраженного сеткой.
Розыгрыш мяча.
Игра в тройках с
перебежкой под сеткой.
Совершенствование
техники подачи мяча.
Прием мяча после
подачи.

Организация и
проведение
товарищеских встреч.
Комбинации из
освоенных
элементов техники,
перемещения и
владения мячом
Игра в волейбол по
основным правилам.

-

2

-

2

-

2

-

2

1

1

1

1

-

2

-

2

-

2

-

2

2

2

2

2

2

2

2
Совершенствование
техники приема,
передачи мяча в
опорном положении.
Совершенствование
техники приема подачи
снизу двумя руками.
Инструктаж по техники
13

2

2
2

результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.

неделя
феврал
я

45

3
неделя
феврал
я

46

3
неделя
феврал
я

47

48

49

50

4
неделя
феврал
я

4
неделя
феврал
я

игровое
занятие

безопасности на уроках
волейбола. Инструкция
ОТ 068-16.
Совершенствование
игровых упражнений с
набивными мячами (вес
3 кг).
Передача мяча через
сетку во
встречных колоннах.
Совершенствование
игровых упражнений с
набивными мячами (вес
3 кг).

наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

Организация и
Целостно –
проведение
игровое
товарищеских встреч (с
2
занятие
привлечением учащихся
к судейству).
Основы техники и тактики игры – 44ч

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

Прием мяча одной рукой
с падением вперед и
перекатом через плечоспину.
Совершенствование
2
приема мяча
одной рукой с падением
вперед и перекатом
через плечо и спину
Совершенствование
прямого
нападающего удара.
Игра в волейбол (с
2
привлечением учащихся
к судейству).

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

Личная гигиена
учащихся. Комбинации
из освоенных
элементов техники,
2
перемещений и владения
мячом.

1

1

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

Жонглирование.
Верхняя и нижняя
передача. Прием мяча от
сетки. Розыгрыш.

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

Целостно –
игровое
занятие

Целостно –
игровое
занятие

Комбиниров
анное

1
неделя
марта

Целостно –
игровое
занятие

1
неделя
марта

Однонаправ
ленное

14

2

2

Нападение.

51

52

53

2
неделя
марта

2
неделя
марта

3
неделя
марта

Однонаправ
ленное

Целостно –
игровое
занятие

Целостно –
игровое
занятие

54

3
неделя
марта

Целостно –
игровое
занятие

55

4
неделя
марта

Целостно –
игровое
занятие

56

57

58

59

4
неделя
марта

1
неделя
апреля

Комбиниров
анное

Целостно –
игровое
занятие

1
неделя
апреля

Целостно –
игровое
занятие

2
неделя

Целостно –
игровое

Игра в волейбол по
основным правилам.
Двусторонняя игра в
волейбол.
Подводящие
упражнения
нападающего удара на
амортизаторах. Прямой
нападающий удар после
подбрасывания мяча
партнером.
Игра в волейбол по
основным правилам.
Прием мяча после
подачи, розыгрыш на
три паса. Тактика
свободного нападения.
Позиционное нападение
без изменения позиций
игроков.
Организация и
проведение
товарищеских встреч.

Двусторонняя игра в
волейбол.
Бег с изменением
направления, темпа
перемещения, в высокой
и средней стойке.
Подвижные игры с
элементами волейбола.
Подводящие
упражнения к прямому
нападающему удару
(разгон, прыжок,
имитация удара,
приземление).
Комбинации из
освоенных элементов
15

1

1

-

2

-

2

1

1

1

1

-

2

-

2

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

-

2

Пед.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

апреля

60

2
неделя
апреля

61

3
неделя
апреля

62

63

3
неделя
апреля

4
неделя
апреля

занятие

Однонаправ
ленное

Совершенствование
техники приема подачи
снизу двумя руками.

Комбиниров
анное

Прием снизу двумя
руками. Верхняя
передача.

Комбиниров
анное

Целостно –
игровое
занятие

64

4
неделя
апреля

Целостно –
игровое
занятие

65

1
неделя
мая

Целостно –
игровое
занятие

66

1
неделя
мая

Целостно –
игровое
занятие

67

2
неделя
мая

Целостно –
игровое
занятие

68

2
неделя
мая

69

3

техники, перемещения и
владения мячом.

Однонаправ
ленное

Верхняя и нижняя
передача в парах через
сетку. Игра в тройках с
перебежкой. Тоже через сетку.
Совершенствование
техники приема,
передачи мяча в
опорном положении.
Верхняя и нижняя
передача в парах.

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

-

2

2

2

2

2

2

Совершенствование
тактики нападения
(индивидуальные и
командные действия).
Передача мяча сверху и
снизу. Жонглирование.

Жонглирование.
Верхняя и нижняя
передача.

2

2

2

Прием мяча от сетки.
Розыгрыш. Нападение.

2

Контрольные игры и соревнования – 6ч
Однонаправ Стойка игрока.
2
16

наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.

неделя
мая
3
неделя
мая
70

71

ленное

Комбиниров
анное

Перемещение. Ходьба,
бег.
Передача мяча сверху
двумя руками на месте.
Блокирование и игра под
сеткой. Нападающий
2
удар в определенную
зону.

-

2

2

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

2

-

2

Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

144ч

15

129

Товарищеская встреча
по волейболу.

4
неделя
мая

Целостно –
игровое
занятие

4
неделя
мая

Контрольные испытания – 2ч
Технико-тактические
Целостно –
действия при игре в
игровое
волейбол. Итоговое
занятие
занятие.

72

наблюдение
Анализ
результатов
Беседа
Пед.
наблюдение
Анализ
результатов
Беседа

Итого за год:

III. Организационный раздел
3.1. Учебный план
Учебный план МБОУ СОШ № 27 реализующей дополнительную
общеразвивающую общеобразовательную программу «Волейбол» определяет учебное
время, отводимое на изучение по годам обучения, отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования.
Нормативно-правовую основу составляют следующие документы:
– Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
– Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция развития дополнительного образования детей);
– Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11) (далее
Федеральный приоритетный проект);
–
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461
ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей
Свердловской области»;
–Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»;

17

–Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»;
–Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций;
–«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области»;
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 27 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга (утв.
распоряжение Управления образования Администрации города Екатеринбурга от
29.12.2015 года № 2763/46/36).
Реализуемые дополнительные образовательные услуги способствуют достижению
целей уставной деятельности образовательного учреждения.
Целью деятельности МБОУ СОШ №27 является формирование общей культуры
личности обучающихся на основе образовательных стандартов, создание основы
последующего освоения профессиональных образовательных программ, развития
интеллектуальных возможностей обучающихся, воспитание деловой, социальноадаптированной, творческой личности гражданина Российской Федерации.
Содержание образования в МБОУ СОШ № 27 направлено на воспитание и
развитие ключевых компетенций – целостной системы универсальных знаний, умений и
навыков, самостоятельности, личной ответственности учащегося за свою судьбу:
˗
личностное творчество ученика по отношению к фундаментальным
объектам окружающего мира, распределенным в соответствии с образовательными
областями;
˗
самоосознание личного опыта, знаний и эмоционально-ценностных
отношений
˗
ученика, обнаружившихся в процессе познания фундаментальных объектов
и общекультурных знаний о них;
˗
деятельность ученика в отношении к фундаментальным достижениям
человечества, связанным с изучаемыми объектами (отношение ученика к
общекультурным знаниям и социальному опыту).
Задачи:
предоставить обучающимся возможность выбирать и осваивать интересное и
важное для каждого из них содержание различных учебных предметов; обеспечить
гуманизацию и коммуникативную направленность процесса обучения.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
программам направлена на:
˗
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
˗
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также на
занятиях физической культурой и спортом;
˗
укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни;
˗
обеспечениедуховно-нравственного,патриотического, трудового воспитания
обучающихся;
˗
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц,проявивших выдающиеся способности;
˗
профессиональную ориентацию обучающихся;
˗
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

18

˗
создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в
области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной
подготовки;
˗ социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
˗ формирование общей культуры обучающихся;
˗
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных
стандартов.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны
ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив,
то есть в зону актуального развития.
В учебный план МБОУ СОШ № 27 входит дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Волейбол».
Изучение программы ведется из расчета 4 часа в неделю. Продолжительность
учебного года составляет 36 недель. Количество учебных занятий за 1 год составляет 144
часа. Продолжительность занятия составляет 40 минут.
Учебный план
(годовая сетка часов)
№
1

курс
«Волейбол»
Итого

Количество часов
144
144ч

3.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации образовательной программы составлен с
учетом требований СанПиН, в соответствии с в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2).
Образовательная деятельность ведется во время учебного года.
Учебный год начинается 1 сентября, заканчивается 31 мая.
Продолжительность учебных периодов:
1 полугодие - с 01.09.2021 по 30.12.2021 г.
2 полугодие - с 11.01.2022 по 31.05.2022 г.
Сроки и продолжительность каникул.
Продолжительность каникул в течение 2021-2022 учебного года составляет 11
календарных дней – с 31.12.2021 по 10.01.2022.
3.3. Система условий реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
3.3.1. Описание кадровых условий
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 27 укомплектована кадрами, имеющими необходимую
квалификацию для решения задач, определенных данной дополнительной
общеразвивающей программой, способными к инновационной профессиональной
деятельности.
Требования к кадровым условиям включают:
˗
укомплектованность образовательной организации педагогическими,
руководящими и иными работниками;
19

˗
уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной
организации;
˗
непрерывность профессионального развития педагогических работников
образовательной организации, реализующей образовательную программу основного
общего образования.
МБОУ СОШ № 27 полностью укомплектована кадрами для реализации
настоящей программы, имеющими необходимую квалификацию для решения задач,
способными
к
инновационной
профессиональной
деятельности,
уровень
квалификации работников в основном соответствует условиям реализации программы.
Согласно профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых», данную программу реализует педагог дополнительного образования с
уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2
Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнем квалификации 6.
3.3.2.Материально – технические условия
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал с
волейбольной разметкой площадки, волейбольными стойками. спортивный инвентарь:
1. стойки волейбольные - 2 шт.
2. гимнастическая стенка - 1 шт.
3. гимнастические маты – 5 шт.
4. скакалки - 10 шт.
5. мячи набивные (масса 1кг)- 5 шт.
6. мячи волейбольные – 10 шт.
7. рулетка - 2 шт.
8. Гантели различной массы-10 штук
9. Сетка волейбольная 1 шт.
3.3.3. Информационно – методические условия
Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается открытая
педагогическая система, сформированная на основе разнообразных информационных
образовательных ресурсов,современныхинформационно-телекоммуникационных средств
и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально
активной личности, а также компетентность участников образовательного процесса в
решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентность), наличие служб
поддержки применения ИКТ.
Основными элементами ИОС являются:
˗
информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
˗
информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических
носителях;
˗
информационно-образовательные ресурсы сети Интернет;
˗
вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура;
˗
прикладные программы, в том числе поддерживающие администрирование
и финансово-хозяйственнуюдеятельность образовательной организации (бухгалтерский
учёт, делопроизводство, кадры и т. д.).
Методическое обеспечение
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных
педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся,
активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования
личностных качеств.
20

Методы, используемые на занятиях:
1) Наглядный метод – показ педагогам правильности выполнения упражнений;
2) Словесный метод – беседа, обсуждение соревнований;
3) Практический метод – тренировки.
Форма организации и проведения занятия
Групповая форма с организацией индивидуальных форм работы внутри группы,
подгрупповая, коллективно-групповая, в парах.
При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
допускается
отсутствие
учебных
занятий,
проводимых
путём
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися в
аудитории. В этом случае применяется электронное обучение, дистанционные
образовательные технологии, обеспечивающие для обучающихся независимо от их места
нахождения достижение результатов обучения путём организации образовательной
деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой
предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет».
Школа обеспечивает возможность демонстрации обучающимися индивидуальных
достижений в освоении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ, в том числе в формате видеозаписей выступлений, направления творческих
работ в электронном формате, участия в соревнованиях в дистанционном режиме; ведёт
учет посещения обучающимися занятий и дистанционных активностей в объединениях
дополнительного образования.
Обеспечение программы методической продукцией
˗
Правила игры в волейбол.
˗
Правила судейства в волейболе.
˗
Инструкции по охране труда.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, к правильной
организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени,
грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов.
Методическое оснащение программы:
Список литературы
Литература для педагога
1. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и
методистов/Г.А. Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение,
2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
2. Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г.
Мельников. – М.: «Просвещение», 2012. 111с.
3. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы:
проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. 61с.
4. Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. –
Волгоград: Учитель, 2011.
5. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и спорт,
2012.
6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Академия, 2012.
21

7. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2012г.
Раздел 3. Х-Х1 классы. Часть1. п.1.4.2. Спортивные игры. Программный материал
по спортивным играм (Х-Х1 классы). Волейбол (юноши и девушки). Часть III.
Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол. (Авторы программы: доктор
педагогических наук В.И. Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич)
Литература для обучающихся
1. Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт. 2008.
2. Родиченко В.С и др. Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для
учреждений образования России.-15-е издание.-М, ФиС2008.144 с.
3.Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.: Физкультура и
спорт. 2007г.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».