ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудности русского языка» составлена на основе следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 № 03- 255 «О введении федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (от 29.12.2010 № 189);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ
воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”;
- Устав ОУ;
- ООП ООО
Назначение программы.
Повысить мотивацию к изучению языка, развить пытливость, любознательность учащихся, воспитать любовь к знаниям, интерес к
познавательной деятельности. Содержательный компонент программы представляет самые трудные вопросы в изучении русского языка,
ориентирована на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам орфографии и пунктуации.
Курс предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной
переработки текстов, приёмам компрессии текста.
Актуальность программы обусловлена востребованностью в современном мире людей, способных грамотно, логично и точно
формулировать свои мысли. Свободное владение письменной и устной речью предполагает не только знание правил и умение пользоваться
ими, но и способность учитывать речевую ситуацию, точно передавать смысл высказывания.
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное. Возрастная категория: 9 класс. Программа рассчитана на 34 часа
(1 час в неделю). Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет не более 40 минут.
Цель курса: создать условия для развития и совершенствования коммуникативной, языковой и культурологической компетенций
учащихся через систематизацию и углубление материала по наиболее трудным темам орфографии и пунктуации, обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых
знаний о лингвистике как науке.
Задачи курса:
обучающие:
- развитие знаний и умений применения разных видов компрессии текста;
- развитие умения сопоставлять и сравнивать разные виды текста;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- развитие лингвистического кругозора учащихся и их познавательной активности;
воспитывающие:
- совершенствование общей культуры школьников;
- формирование эстетического вкуса, уважения к учебному труду;
развивающие:
- расширение знаний о родном языке;
- развитие мотивации к самостоятельному изучению языка;
- развитие аналитических навыков;
- приобщение школьников к поисково- аналитической деятельности;
- развитие мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Форма педагогической деятельности — учебное занятие.
Форма работы обучающихся — групповые, парные и индивидуальные (беседа, игра, занятия-исследования, олимпиады,
лингвистические игры, конкурсы, исследования, проектная деятельность).
Формы проведения занятий: групповой и индивидуальный анализ текста.
Основные методы и технологии: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; технология обучения в
сотрудничестве; коммуникативная технология.
При реализации программы внеурочной деятельности деятельность обучающихся может быть организована в режиме реального
времени при помощи телекоммуникационных систем, с использованием возможностей электронного обучения (формирование подборок
образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения
Российской Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance (для самостоятельного использования обучающимися); бесплатных интернет-
ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта, открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также организаций,
предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным фондам.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,
компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск
информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств; говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект,
аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации
общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога и
этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм
современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого
общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах,
обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка
в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета
и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной литературы.
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа.
Результаты реализации программы внеурочной деятельности «Трудности русского языка» могут быть представлены как результаты 2
уровня.
По окончании курса учащиеся должны:
владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции;
грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста; работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя)
понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему и по данному тексту;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью.
Способы предъявления результатов:
• участие в планируемых школой мероприятиях,
• участие в проектах и конкурсах различного уровня, в том числе Интернет;
• портфель достижений школьника.
Образовательная организация может использовать сведения о достижениях в освоении курсов внеурочной деятельности,
результативном участии в мероприятиях в рамках программы воспитания и социализации, в том числе о выполненных проектных и
творческих работах, победах в конкурсах для формирования портфолио обучающихся, на условиях их (или их родителей (законных
представителей) добровольного согласия на обработку персональных данных.
Содержание курса внеурочной деятельности
Структура курса
Основные темы программы
Количество Теория
Практика
Виды деятельности
часов
1.
Построение сжатого изложения.
4
2
2
Сопоставительная работа разных
видов изложения.
2
Средства выразительности речи
4
2
2
Работа со словарями. Поисковая
3
Морфология и орфография
12
4
8
4
5
Синтаксис и пунктуация
Построение сочинения-рассуждения
8
6
4
2
4
4
Итого
34
работа средств выразительности в
тексте
Мини-исследование
на
сопоставление
языковых
высказываний разных стилей и
жанров. Составление тренажеров,
связанных с орфографией
Исследовательская работа
Написание сочинения в различных
типах речи.
Содержание программы
Тема 1. Построение сжатого изложения. Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого
изложения. Основные правила работы с текстом. Определение круга предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
авторский замысел; главное в информации; сокращение текста различными способами. Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи. Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы,
антонимы, фразеологизмы). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Тема 3. Морфология и орфография. Нормы русской орфографии. Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание
суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм. Словосочетание.
Грамматическая основа.
Тема 4. Синтаксис и пунктуация. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом
осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Тема 5. Построение сочинения-рассуждения. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор
обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение,
связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность
понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Правила построения рассуждения на
лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п Тема
Кол-во
часов
Тема 1. Построение сжатого изложения (4ч)
1
Микротема. Построение сжатого изложения
1
2
Микротема. Абзацное членение текста
1
3
Приёмы сжатия текста.
1
4
Приёмы сжатия текста.
1
Тема 2. Средства выразительности речи (4ч)
5
Синонимы, антонимы, фразеологизмы
1
6
Средства выразительности речи
1
7
Лексические средства выразительности
1
8
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
1
Тема 3. Морфология и орфография (12ч)
9
Нормы русской орфографии. Понятие «орфографии».
1
10
Главные правила русского языка из раздела орфография
1
11
Правописание корня слова
1
12
Чередование гласных в корне.
1
13
Непроизносимые согласные в корне слова. ( сочетания вств, ндск, стл, стн и др.)
1
14
Правописание суффиксов
1
15
Правописание приставок
1
16
Мягкий знак после шипящих
1
17
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
1
18
Правописание н – нн в различных частях речи
1
19
Словосочетание. Грамматическая основа.
1
20
Текстовые иллюстрации орфографических норм
1
Тема 4. Синтаксис и пунктуация(8ч)
21
Предложение.
1
22
Простое осложнённое предложение.
1
23
Сложное предложение
1
24
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
1
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Описание картины.
Тема 5. Построение сочинения-рассуждения (6ч)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания.
Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования
лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и
его фрагмента.
Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное
оформление сочинения.
Речевое оформление сочинения
Правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа
текста.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)